1404

СОЧИ-2014: УРОКИ «АНТИГЕЙСКОЙ» ОЛИМПИАДЫ

В Сочи завершились зимние Олимпийские игры. Естественно, мировая пресса и социальные сети в связи с этим событием обсуждали не только спортивные победы. Специалист по цифровым медиа Соня Вивьен из Квинслендского университета (Австралия) предлагает краткий обзор того, что говорили по поводу права на частную и в том числе сексуальную жизнь. 
 
Прежде всего запомнился, конечно, омерзительный эпизод с показательной поркойдевушек из группы Pussy Riot. Г-жа Вивьен замечает, что принятый в июне прошлого года закон о запрете пропаганды «нетрадиционных половых отношений» в России не только осложнил общественное обсуждение этой важной и острой темы, но и фактически сделал громче голоса гомофобов. Государство отказалось признавать проблемы молодых людей, столкнувшихся с трудностями при гендерном самоопределении. 


 
Более того, стало опасно откровенно выражать свою сексуальность, какой бы она ни была, причём не только в жизни, но и в Сети. Новоявленными поборниками нравственности эта ситуация подаётся как столкновение «западного» и «восточного» типов морали. Г-жу Вивьен происходящее интересует прежде всего как проявление представлений русского обывателя о правах личности на частную жизнь. 
 
Вообще говоря, происходило нечто странное. После того как славная группа Blondie отказалась от выступления на церемонии открытия, выбор совершенно неожиданно пал на женский дуэт t.A.T.u., который в своё время приобрёл известность нарочитой демонстрацией лесбийских отношений, оказавшихся, правда, рекламной фальшивкой. Такой же липой, надо полагать, были и все антиправительственные выступления этого коллектива, заявившего однажды, что в Кремле полно геев. 
 
Совершенно спокойно в Сочи приехал известный американский фигурист Джонни Вейр — открытый гомосексуалист и «икона стиля», накануне завершивший спортивную карьеру. Его немедленно раскритиковали: ему раньше всех других следовало бы бойкотировать «антигейское» мероприятие. Находясь в США, он очень резко критиковал российский закон. Оказавшись в России, г-н Вейр, напротив, только и делал, что признавался в любви ко всему русскому (у него даже муж — выходец из России). 
 
Тем временем организация Canadian Institute of Diversity and Inclusion, которая борется за признание обществом многообразия типов и стремлений личности, оплатила рекламный видеоролик, в котором изображались тесно прижавшиеся друг к другу босблеисты в обтягивающей одежде. Слоган гласил: «Игры всегда были немного гейскими. Пусть такими и остаются». 
 


 
В самый разгар Олимпиады канадский босблеист Джастин Криппс разместил на своём сайте фотографию команды в исподнем, и в России его страничку немедленно заблокировали
 
«Что же это было такое?» — недоумевает г-жа Вивьен. По её мнению, нелепое сочетание несочетаемого говорит о том, что ни в России, ни в остальном мире обществом не выработана чёткая позиция относительно прав личности: то можно быть геем, то нельзя. Отчасти это связано с правилом, по поводу которого писатели и философы иронизируют сотни лет: то, что можно делать в узком кругу друзей или домашних, ни в коем случае нельзя демонстрировать на публике. Речь идёт не о соблюдении элементарных приличий интимного свойства, а о мировоззренческой позиции: на людях она у нас одна, а на кухне — совсем другая. 
 
Г-жа Вивьен рассказывает историю посетителя сочинского гей-клуба «Маяк» (вспомните заявление мэра Сочи о том, что в городе геев нет), который праздновал там день рождения, а потом обнаружил, что в тот момент в клубе находились журналисты и что его пьяные пляски попали в американские выпуски новостей. Подобные казусы в нашей гомофобной стране чреваты потерей работы, разрушением семьи и даже избиениями и убийствами. Дело тут не в том, что заезжие репортёры нарушили право человека на частную жизнь (в США танцы в гей-клубе — курьёз, и только), а в отсутствии в России права на частную жизнь как такового, делает вывод г-жа Вивьен. 
 
Во «ВКонтакте» — второй по популярности социальной сети Европы (после «Фейсбука») — исследовательница насчитала сотни активных гомофобных групп. Крупнейшей из них она называет «Оккупай-педофиляй!», к которой присоединились 90 тыс. пользователей и которая связана с неонацистскими и русскими националистическими движениями. Иной читатель «КЛ» скажет, что австралийка не уловила сути, но её пугает сам факт того, что крепкие молодые люди самовольно отлавливают педофилов (всё чаще гомосексуалистов) и публично их унижают. Права человека распространяются на всех, даже на отъявленных негодяев. 
 
Г-же Вивьен больше импонирует группа «Дети-404», основанная 17-летней Леной Климовой. Активисты провозглашают, что такая социальная группа, как ЛГБТ-подростки, существует, это не ошибка 404. Им плохо, они в опасности, их надо защитить. 
 
Недавно 72 тыс. пользователей российского варианта мобильного геолокационного приложения для бисексуалов и гомосексуалистов Grindr получили сообщение о том, что они будут арестованы за пропаганду гомосексуализма в Сочи на основании закона такого-то и пр. Это были «забавы» хакеров, но показательно, что многие испугались, увидев за этим «руку Кремля». Масла в огонь подлила новость о том, что тысячи украинских пользователей мобильных телефонов получили СМС с текстом: «Вы зарегистрированы как участник массовых беспорядков». 
 
В 1959 году канадский социолог Эрвинг Гофман в книге «Представление себя другим в повседневной жизни» (The Presentation of Self in Everyday Life) писал, что мы неадекватно оцениваем свою способность менять свой облик в зависимости от аудитории. На самом деле мы никогда не знаем, какими нас увидят другие. 
 
Обществу нужно избавиться от лицемерия, иначе наше поведение всегда будет подчиняться не внутренней свободе, а моде, принятой в том или ином социальном окружении. Все несуразности и неприятности — результат этого лицемерия. 
0