1870

Почему объединения Молдовы и Румынии никогда не будет

Последние заявления президента соседней страны, по мнению политологов, не более чем его собственный новогодний пиар

В этом году, как и в прошлом (вспомним историю про «царскую охоту» в заповеднике Пэдуря Домняскэ), новогоднего затишья не случилось. На этот раз «бомба» была не меньшего размера: президент Румынии Траян Бэсеску столько назаявлял (главное – о том, что «путь Молдовы в Евросоюз лежит исключительно через объединение с Румынией»), что впору, как поется в известной песенке, ему самому сказать: «Я прошу тебя узбагойся» (орфография авторов интернет-шедевра сохранена – прим. редакции).
Впрочем, успокоиться необходимо всем. В том числе и тем, кто воспринял заявления серьезно: часть из них потирает руки и ждет новых хозяев, вторая часть на кухнях и в социальных сетях стонет о том, что «все, пора сваливать». И те, и другие утверждают, что «Траян с того берега Прута» не так просто все это затеял, что он кинул своего рода пробный шар, чтобы посмотреть на реакцию наших политиков и народа. Именно по этой причине, дескать, молчат большие европейские политики и США.

Но – без паники – давайте попробуем разобраться, а есть хоть один человек, которому бы объединение Молдовы и Румынии было бы выгодно?

1. Румынский президент.

Траян Бэсеску, конечно же, хорошо понимает, чем может обернуться «униря». Получив нищую Молдову, он в нагрузку может поиметь головную боль с Гагаузией и с Приднестровьем, которое окажется под самым боком (в то, что Тирасполь пойдет на эту авантюру вообще не представляется). Но самая большая угроза будет внутри Румынии – под общую сурдинку из соседней страны может утекнуть к венграм Трансильвания.

2. Молдавские политики.

В трезвом уме и в твердой памяти невозможно предположить, что наши амбициозные и так сильно любящие власть политики, добровольно захотят стать (как бы это помягче сказать? – прим. автора) не хозяевами, а слугами. За деньги можно все и всех купить, скажете вы. И будете не правы, поскольку власть – это наркотик, который покруче денег. Не зря же в политику, особенно в последние году, так рвутся олигархи.

Помимо этого, в наших политиках наверняка осталось какое-никакое достоинство. Вот и премьер-министр Лянкэ ответил Бэсеску дипломатично, но твердо: «Молдова не планирует отказываться от суверенитета». 

3. Унионисты.

Казалось бы, вот они те, кому «униря» выгодна в первую очередь. Но кем окажутся они в Великой Румынии? Да просто рядовыми гражданами, а не экстравагантными политиканами, кормящимися (и – весьма неплохо!) из рук Бухареста.

4. Евросоюз.

Есть мнение, что Европе такое развитие ситуации выгодно по причине увеличения территории Евросоюза. Но как раз лидеры тамошних государств хорошо понимают, что такое слияние (в денежном, миллиардном эквиваленте в евро) ляжет на их плечи. Кроме того, европейским чиновникам такой «буфер» на границе как Молдова гораздо выгоднее и интереснее в том виде, в котором он сейчас находится. Не зря канцлер Германии на днях  довольно жестко осадила Бэсеску, заявив, что для ее страны «эта тема (объединение Молдовы и Румынии – прим. автора) не является предметом дискуссии» и что подобные заявления «буря в стакане воды».

5. Оппозиция

Молдавские коммунисты активно продвигают в своих СМИ идею о том, что Молдова вот-вот потеряет свою государственность. И, между нами, пока происходит что-то на это намекающее (взять хотя бы вопиюще странное решение Конституционного суда о том, что Декларация независимости Молдовы является частью Конституции, и ее положения превалируют над основным законом. Соответственно,  государственным языком является румынский), у главных оппозиционеров страны на руках серьезные козыри. То есть, «пугалка» им необходима для электоральной борьбы, а вот сам факт объединения – вряд ли, поскольку коммунисты в Великой Румынии либо растворятся среди политформирований, либо вовсе будут запрещены.

Вот и получается, что Траян Бэсеску протранслировал свои воззвания в пустоту: исключительно для того, чтобы попиарится самому и дать попиариться небольшой группе унионистских формирований в Молдове, которым необходимо громко напомнить о себе в предвыборный год.

МНЕНИЕ ПОЛИТОЛОГА

«Бэсеску делает эти заявления, чтобы избежать уголовной ответственности в будущем»

Громкие призывы румынского президента для «Комсомолки» комментирует политолог Виталий АНДРИЕВСКИЙ

- Траян Бэсеску скоро перестанет быть президентом. Причем ходят слухи, что по истечении его мандата начнутся расследования: он и делает эти заявления потому, что в самой Румынии уже никому не нужен. Бэсеску  решил стать автором идеи о создании Великой Румынии в надежде на то, что на такого идеолога руку не поднимут.

В Молдове есть политики, которые ничего не могут предложить избирателям и все что им остается - это ухватиться за идею румынского президента. Я говорю о Михае Гимпу, Дорине Киртоакэ и Анне Гуцу. Это позволяет им заполучить 10 процентов электората и обеспечивает прохождение в парламент. Но в сложившейся ситуации за эти 10 процентов будут драться либералы, либерал-реформаторы и национал-либералы - так что на всех может не хватить.

А заявления первых лиц государства говорят о том, что они идею президента Румынии не просто не поддерживают - она мешает самому процессу евроинтеграции. Против этого, естественно, выступят и оппозиционные партии – ПКРМ, в первую очередь.

Нельзя сказать, что идея объединения с Румынией может у нас прорасти, но микроб заброшен - и недооценивать это нельзя. Есть определенные силы и внутри страны и за ее пределами, которые будут эту идею культивировать. В общем, лучше переоценить опасность, чем недооценить ее

Источник

0