1947

Человек с фамилией Фарбер не может быть не виновен

Примерно с конца 2000-х годов стали наблюдаться тревожные симптомы. В характере взаимоотношений власти и еврейских организаций России что-то неуловимо изменилось. Роман 1990-х – начала 2000-х годов завершился, теплые отношения власти и лидеров еврейских организаций все более приобретают характер сухой протокольной вежливости. Пожалуй, первой тревожной волной стала борьба власти против видных бизнесменов еврейского происхождения: Ходорковского, Гусинского, Березовского… Со скандалом снят с поста мэр Москвы Юрий Лужков. Не подлежит сомнению тот факт, что именно этот градоначальник сделал очень многое для возрождения еврейских общин в России. В приватном разговоре человек, бывший в свое время довольно близким к околовластным кругам в российском правительстве, сказал, что в качестве ответной благодарности за поддержку еврейских общин российская власть ожидала эффективного лоббирования своих интересов перед западным сообществом. Увы, этого не произошло. Вместо того чтобы поступательно продолжать обнадеживающее развитие еврейской жизни, мы погрязли во взаимных раздорах. В России появилось множество по сути дублирующих друг друга еврейских организаций. В конечном итоге все это привело к резкому упадку значения российских евреев в общей жизни страны.
Лакмусовой бумажкой стало дело сельского учителя из России — еврея Ильи Фарбера. Человек был обвинен по совершенно надуманным фактам, а государственный обвинитель в своей речи произнес гнусную по своему содержанию мысль: «Человек с фамилией Фарбер не может быть не виновен». Неприкрытый вульгарный антисемитизм! И исходит он не из уст пьяного рабочего, ругающего «жида» за свою неудавшуюся судьбу, этот антисемитский опус произнес служащий судебной системы России. Вы можете представить подобное, скажем, 10–15 лет назад? Я нет.
Стоит вспомнить местечковое дело о борьбе с коррупцией в сфере дорожного строительства в России: в числе арестованных оказались вице-губернатор Новгородской области Арнольд Шалмуев и его знакомый финансист Нато Натанов. Из задержания операторы центральных российских телеканалов устроили настоящее шоу. В квартире Натанова оператор снял крупным планом книгу «Бизнес по-еврейски», как бы намекая, что еврейский бизнес — это казнокрадство и коррупция… А как же презумпция невиновности? Почему из ареста двух пожилых уважаемых людей устроили шоу? Кто, кроме суда, может определить виновность? Читая комментарии в новостных ресурсах, я отметил сплошной антисемитизм: люди не скрывали своей радости. Все это наглядно демонстрирует, что в России существует очень опасная тенденция перерождения антисемитизма бытового в антисемитизм политический.
0