Власть так "рулит", потому что подобный рулеж многих устраивает
Дорожных карт, выражающих хотя бы главные чаяния предпринимателей и трудящихся, как не было, так и нет. Значит, по сути, нéчего и предъявить власти в части того, что же, в конечном итоге, ею проигнорировано.
Прошло более двух десятилетий с тех пор, как мы, недовольные действиями тогдашних властей, довольно часто и горячо, но втихую, судачили на кухнях о насущных проблемах Страны Советов. Сегодня уже нет того репрессивного аппарата, который по своему статусу был обязан пресекать на корню любое инакомыслие, но привычка наших соотечественников кулуарно жечь глаголом сохранилась, как некий рудиментарный орган. А если не кулуарно, то тогда в целом с тем, чтобы горячо и пылко «ударить автопробегом по разгильдяйству и бездорожью», как некогда известные герои Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Самое печальное, что подобная «борьба» с миазмами повседневной жизни происходит на всех уровнях общественной иерархии. Вот лишь некоторые срезы из бытия, в той или иной мере, наверняка, коснувшиеся каждого из нас. И начнём снизу.
Есть у меня один знакомый, ярый поборник справедливости, который до последнего времени часто возмущался творимым беспределом на кишинёвском центральном рынке. Дескать, его жена, торгующая там мясом, вынуждена ежедневно за один метр используемого прилавка отдавать неким двум держимордам 400 леев в обмен на официальный кассовый чек в 47 леев. А если, паче чаяния, воспротивишься этим поборам, то незамедлительно нарвёшься на разборки с санитарным врачом или другими контролирующими структурами.
Действительно, безобразие. Ведь за эти 400 леев расплачиваемся мы с вами соответственно завышенной конечной ценой товара. Поэтому после очередного причитания я решил предложить встретиться с его женой где-то на нейтральной территории с тем, чтобы описать всю эту откровенно мафиозную схему. При этом мною было дано обещание: никаких ссылок на его супругу. Более того, когда будет написана статья, дать ей её на рецензию с правом вето на публикацию подготовленного мною материала.
С тех пор прошло много времени, и при мне подобные темы уже не затрагиваются…
Другой мой знакомый, социальным рангом повыше, владелец строительной фирмы, также довольно часто сетовал на то, сколько ему приходится выкладывать откатов различным контролёрам за утверждение проектной документации, при поэтапной сдаче объектов: фундамента, каркаса здания, инженерных сетей и т.п.
Однако и в этом случае после аналогичного предложения описать действующую схему мздоимства в строительном бизнесе разговоры о коррупции напрочь прекратились и, похоже, надолго.
К сожалению, в моей практике подобных примеров «гражданского негодования» множество. Как тут не вспомнить легендарного героя опять же из Ильи Ильфа и Евгения Петрова. «Ровно в 16 часов 40 минут Васисуалий Лоханкин объявил голодовку. ... Он стоял у открытой дверцы буфета, спиной к кровати, и громко чавкал. От нетерпения и жадности он наклонялся, притопывал ногой в зелёном чулке и издавал носом свистящие и хлюпающие звуки. Опустошив высокую баночку консервов, он осторожно снял крышку с кастрюли и, погрузив пальцы в холодный борщ, извлек оттуда кусок мяса…».
И это наши реалии, так как пока абсолютное большинство в Молдове предпочитает выживать в одиночку: то ли встраиваясь в мейнстрим правящих партий, то ли откупаясь банальными взятками…
А как же патронаты, объединяющие работодателей (бизнес-сообщество), или профсоюзы, призванные быть тем бастионом, который бескомпромиссно защищает права трудящихся?
Но и они, так почему-то получается, не сильно «пылят», отстаивая интересы своих учредителей. Скажем, проект налоговой и таможенной политики на 2014-2016 годы, увесистый пакет документов, который был озвучен ещё 11 сентября. Только изменения по отдельным пунктам к действующим законодательным актам содержали 80 страниц текста, а справка-обобщение всех предложений правительства в прежней и новой редакции – 223 страницы.
Заявлений о деструктивных прежних нормах и проекте новых в разнобой декларируется много. Но вот единого документа в противовес предложений правительства в форме консолидированного протокола разногласий мы так до сих пор и не увидели. Ибо именно посредством его появляется возможность выстроить свою позицию по каждому спорному пункту налоговой политики, а затем и отмечать, что удовлетворено, а за что ещё предстоит побороться, подбирая для этого соответствующие не только аргументы, но и формы борьбы за свои права. В противном случае многое годами так и остаётся не решённым.
Неужели для наших профсоюзов, скажем, безразлично, что централизованно газифицированные жители оплачивают НДС в размере 8%, а те, до которых природный газ ещё не проведен, готовят свои обеды на сжиженном, отдавая в казну на 12% больше, т.е. – 20%? Но и это не всё. Два года, как введён акциз на сжиженный газ. И это верно. Автовладельцы, использующие данный вид топлива, также должны участвовать в формировании дорожного фонда.
Но почему необходимо переплачивать, примерно, 50 леев акциза за баллон бытового газа? Чисто техническая проблема и в других странах она решается элементарно. Но не в Молдове. Ибо высоким чиновникам от профсоюзов не до подобных мелочей, многозначительно рассуждающих о принципах социальной справедливости.
Большие надежды связывались с последним Форумом (Конгрессом) Деловых Людей Молдовы, который прошёл 12 ноября. В нём приняло участие около тысячи человек. Среди приглашённых были премьер-министр и ряд министров.
В итоге после двух общих выступлений иностранных гостей сделал доклад и господин Лянкэ. К удовлетворению участников он констатировал важность подобных встреч для развития диалога между властью и бизнесом. Однако, почти сразу же после своего выступления, сославшись на предстоящие другие встречи, покинул зал. В результате, бизнес в очередной раз «плодотворно» пообщался сам с собой.
А конечным результатом всего этого мероприятия стало принятие в общем-то декларативной резолюции: обеспечить, усилить, улучшить работу по преодолению препятствий развитию бизнеса в РМ…; и утверждение проекта Меморандума некоторых условий и правил взаимоотношений легального бизнеса и Правительства РМ.
С тех пор прошёл почти месяц. В правительстве не до названного Меморандума, а налоговая политика уже обкатывается в профильных комиссиях парламента. Кое-что всё же было пересмотрено: возвращаемся к 8-мипроцентной ставке НДС на сахар и продукцию сельского хозяйства, уточнён порядок наложения штрафов на транспортные компании за перевозку безбилетных пассажиров и т.д. Но это, скорее, не благодаря напору бизнес-сообщества, а тому, что в руководство Главной государственной налоговой инспекции и Минфин пришли профессионалы, познавшие на практике, что такое реальная действительность.
А вот дорожных карт, выражающих хотя бы главные чаяния предпринимателей и трудящихся, как не было, так и нет. Значит, по сути, нéчего и предъявить власти в части того, что же, в конечном итоге, ею проигнорировано.