880

Сергей Ткач: Вильнюс Молдове выйдет боком




Наши молдавские политические евроальпинисты, покорители мифических европейских вершин, думают, что салют в Кишиневе в день подписания документов в Вильнюсе – это победная точка в их бесконечном споре с многочисленными оппонентами.
 
Это совсем не так, потому что Молдова после Вильнюса может затрещать по швам.
 
Эйфория, которую испытали лидеры правящего в Молдове альянса, попав на авансцену в Вильнюсе, вернется к ним тяжелым политическим похмельем.
 
Жидкие зрители и зеваки, оказавшиеся в компании с непопулярным президентом Тимофти на площади Великого Национального собрания, испытали странные чувства: салют, песни, а на душе ни у кого нет праздника. Не придя на это вымороченное представление, можно сказать поп-дурилку, кишиневцы точно уловили суть момента, потому что народная мудрость учит: «Еще не вечер», «Утро вечера мудренее», «не говори гоп, пока не перескочишь», ну и так далее.
 
Что же ожидает политический класс Молдовы и жителей страны после самого великого из провальных саммитов ЕС?
 
На провальную суть этого помпезного мероприятия указывает простой факт – самые высокие руководители Евросоюза и канцлер Германии Ангела Меркель прибыли в Вильнюс, чтобы парафировать (даже не подписать) соглашение об ассоциации с самой нищей страной Европы, погрязшей в коррупции и воровстве, обремененной неразрешимой территориальной проблемой. И еще - с другой такой же страной-неудачником, с Грузией, которая, используя военную машину и насилие, ценой многочисленных смертей простых людей, а не честным договором, по-братски, хотела обрести целостность.
 
На лицах высокопоставленных европейских чиновников была досада. И это понятно: «гора родила мышь».
 
Что могут обрести европейцы на Кавказе, и что нужно им там? Что ищут они в стране, руководители которой не знают, что делать со свалившимся на них суверенитетом и думают лишь об одном: кому его подороже продать? Это очень интересные вопросы, но нас сейчас больше заботит, чем закончится эта странная «бессарабская свадьба» на то ли одолженные, то ли украденные у Европы деньги.
 
Осознают европейцы это или нет, но в Молдове их ждет поражение, даже если нынешняя молдавская власть трубит в трубы и пускает салюты и говорит о победе, так сказать о восхождении на «демократический Эверест».
 
Вы думаете, главное препятствие во всей этой затее с ассоциацией - ПКРМ или Россия? Нет, это сам правящий в Молдове альянс.
 
Проблема этой гнилой коалиции в том, что объявляя о европейских ценностях, партии альянса хотят остаться тем, кто они есть - бандитским, воровским, коррупционным, по своей сути, режимом.
 
Им нравится быть олигархами, ворочать большими деньгами, «сидеть в телеящике» и быть в лучах славы. Чтобы эти планы сбылись, нужен «контрабас» на таможне, уход от налогов, грязные схемы в банках и захват чужой, в том числе, государственной собственности. Они свили во власти такое крепкое коррупционное гнездо, что его из танков не расстрелять.
 
Эта власть не будет бороться сама с собой, поэтому у настоящей евроинтеграции нет шансов. Все что будет делать нынешняя власть – станет имитацией, как и было до сих пор.
 
Это уже очень сильно разочаровало их сторонников как внутри страны,так и за ее пределами. Избиратели не верят партиям альянса, что они ведут их в Европу, потому что узнали истинные цели лидеров ДПМ, ЛДПМ и расколовшихся либералов. Это кроме всего прочего означает, что в их собственном лагере у них нет гражданской поддержки.
 
Разочарованы в правящей коалиции и Европейские чиновники (и США), они требуют громких дел и настоящей борьбы с коррупцией.
 
Они требуют то, что нынешней власти просто не по силам.
А значит, в принципе, затея обречена на провал.
 
Что везут из Вильнюса «герои евроинтеграции»? Они думают, что их тут будут носить на руках как победителей из-за либерализации визового режима? Нет, не будут. Потому что по поводу виз еще бабка надвое сказала.
 
Верно подметил, европейско-румынский эксперт Дан Дунгачиу, у Европы сейчас меняется настроение. Новый «Европейский парламент станет ещё большим евроскептиком, будет ещё более против иммиграции, ещё более против расширения». А информация о том, что в Варнице нелегально «изготавливались биометрические паспорта для приднестровских граждан», «является бомбой замедленного действия». И теперь этот факт на столе любого министра иностранных дел ЕС.
 
Процесс либерализации может не только затянуться, но и сорваться. ЕС – это не монолитный организм, а конгломерат с разными мнениями.
 
А, кроме того, сейчас румынские паспорта уже давно на руках у тех, кому это надо. Включая русскоязычных граждан. Богатых эта проблема вообще не беспокоит. А тех, кто хочет уехать на заработки больше устраивает российский рынок труда, где все понятнее и не нужно никаких виз и биометрических паспортов. Цифры переводов из России это доказывают. Так что либерализации виз коснется несколько тысяч человек. И не факт, что они на выборах будут голосовать за Лупу и Филата.
 
А вот экономическая составляющая Соглашения грозит серьезными проблемами. Когда станет известна суть Соглашения, и ее оценят эксперты, от «победы» может остаться только один «пшик».
 
И это понятно уже сейчас. Молдова аграрная страна, главные статьи ее экспорта (за исключением гастарбайтеров) – сельхозпродукция и продукты ее переработки. Это именно то, что на европейском рынке в переизбытке. Здесь субсидируют закрытие сельхозпроизводств, уничтожение виноградников и вина. И Молдова собирается завоевать этот рынок? И Европа будет ей в этом помогать? Идите и расскажите это ответственному за «Восточное партнерство» Дирку Шубелю. Он вам поверит.
 
Скорее всего, главным «призом» «глубокой и всеобъемлющей торговли Молдовы с ЕС» станет гибель местных сельхозпроизводителей. Этот результат можно наблюдать в Болгарии, странах Прибалтики и Румынии. Теперь Румыния закупает помидоры из-за рубежа, потому что ее собственные не соответствуют стандартам Европы, то есть не могут сохраняться несколько месяцев. Такие помидоры продают и в Молдове. Они могут храниться у вас на кухне месяцами. Так же и яблоки.
 
Все эти вопросы уже очень скоро будут занимать умы всего молдавского общества, а главное тех, кто работает в сельском хозяйстве. Думаю, что эти люди скоро будут выстраиваться в очередь, чтобы поблагодарить Юрие Лянкэ, Влада Плахотнюка и их коллег по партиям. Президента Молдовы никто благодарить не будет, потому что все знают, что от него ничего не зависит.
 
И при этих маловразумительных европейских «перспективах» Молдова сама себя выгоняет с очень привлекательного и значительного восточного рынка. Но как заявил Валерий Лазэр, вице-премьер и министр экономики Молдавии, на саммите в Вильнюсе, чтобы страна не стала «полем битвы между Россией и ЕС», нужно чтобы Москва поняла, что "если мы введем стандарты ЕС, российский потребитель [молдавских товаров] будет только в выигрыше". "Любой другой путь ведет в никуда".
 
Находясь на такой должности, Валерий Лазэр не понимает, что молдавские товары нужны России, как зайцу стоп сигнал. Это Молдове нужен российский и рынок стран Таможенного Союза, СНГ. Пример Украины у всех перед глазами и он дает ясно понять, что Россия просто может пересмотреть торговые и иные отношения с Молдовой.
 
И тогда Молдова действительно может оказаться на дороге в никуда.
Потому что для того, чтобы закрепиться на новом, высоконасыщенном рынке, таком как ЕС, стране, подобной Молдове, понадобится очень много времени. Только если европейский капитал по-быстроту не захватит все предприятия страны и выкупит у населения сельскохозяйственную землю.
 
Именно продажа земли иностранцам – стало неотвратимым условием для таких стран как Болгария и Румыния. Так что веселей, друзья, перед вами открывается незабываемый «путь в никуда»!
 
Очень сильно подпортил европейский праздник в Вильнюсе президент Румынии Траян Бэсеску. Его новые заявления о присоединении Молдовы к Румынии в этот ответственный момент показывают, что официальная Румыния рассматривает Ассоциацию Молдовы с ЕС, как банальный захват Молдовы.
 
С одной стороны, конечно, можно рассматривать заявления и действия нахрапистого Бэсеску как шутовство. Но ведь пришлось премьеру, спикеру парламента, а также Марианну Лупу опровергать слова румынского президента, дескать, все это «чушь несусветная».
 
Но мы знаем, каково истинное настроение молдавской элиты и, например, то, что половина депутатского корпуса в правящем альянсе и расколотая партия Гимпу – сами выступают за аншлюс с Румынией. Хорошо это знает и господин Лупу, и господин Лянкэ.
 
А людям уже надоели эти вечные унионистские призывы, и статус государства - «отложенного объединения с Румынией». Вопрос нужно уже ставить прямо, как внутри страны, так и с внешними игроками, такими как, например Украина и Россия. Жителям Молдовы должно быть понятно, куда мы идем, если, конечно, мы не идем в «Никуда», как хочет Валерий Лазэр.
 
Все время будоражить народ этими идеями – значит, вносить разруху в умы, вселять неверие в людей и страну, делать бессмысленным государственное строительство и идею объединения с Приднестровьем.
 
Настоящей реакцией на заявления Бэсеску должно быть или его объявление персоной нон грата, или начало официального процесса объединения двух стран. Все остальные действия – это продление агонии молдавской элиты. Но что интересно, и курс на объединение с Румынией, и отказ в притязаниях «братьям из-за Прута» есть одновременно срыв евроинтеграционных процессов.
 
Еще большей «гирей» на ногах молдавских властей на пути в Европу является Приднестровье. У него свой, восточный вектор развития, и двигаться вместе с Кишиневом «в никуда» Тирасполь не собирается.
 
На саммите в Вильнюсе Председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей сказал, что Совет Европы выступает за сохранение территориальной целостности Грузии и Молдовы и что «мы будем по максимуму использовать наши ресурсы. Это приведет к решению конфликтов в ваших странах».
 
Из этих слов ясно, что миграционные посты на Днестре, на которых настоял ЕС, - это начало большого наступления. И на Тирасполь будут давить, его будут блокировать, пока он не сдастся.
 
Но чтобы этого не произошло, официальные лица РФ уже заявили, что Москва пойдет на признание Приднестровья, если после вильнюсского саммита Молдова начнет давление на Тирасполь.
 
Об этом прямо сказал председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по вопросам собственности, координатор межфракционной депутатской группы по взаимодействию с Верховным советом Приднестровья Сергей Гаврилов.
 
Получается, если Кишинев под маркой евроинтеграции создаст новое «Приднестровское гетто», то это будет означать конец самой Молдове. Надеяться на то, что это может способствовать объединению с Румынией не приходится, потому что объединяться с братьями-румынами будет некому. Население с головой утонет в пучине гражданской войны.
 
Так что, «европейские планы» с приднестровским акцентом для нынешних властей Молдовы не просто «путь в никуда», а «покушение на самоубийство».
 
И теперь самый важный момент. Россия рассматривает вопрос ассоциации стран СНГ и, разумеется, Молдовы, как проблему безопасности. Почему? А потому что ЕС и НАТО – это почти одно и тоже. Вступление в НАТО есть условие вступления в ЕС. Поэтому движение Молдовы в данном направлении - для России вопрос безопасности. Мы видим, как соседняя Румыния стала точкой расположения американской ПРО и, думаю, что в России не очень хотели бы видеть Молдову в качестве нового плацдарма в наступлении. Речь, не обязательно может идти о ПРО, но, скажем об использовании аэродромов, радаров и т.д.
 
Но самое важное, что утеря нейтрального статуса Молдовой ( а ассоциация с ЕС именно такой шаг) приведет к пересмотру всего комплекса взглядов на отношения с Молдовой. О признании Приднестровья сказано выше.
 
Как на все эти проблемы посмотрит Украина?
 
Читать далее...


 
0