Постсоветская Латвия отметила годовщину государственности: население «эвакуируется», заводы закрываются.
Латвия торжественно отметила 95-ю годовщину своей государственности: на центральных улицах состоялось факельное шествие, продолжается оригинальный фестиваль света с голографическими фантазиями, заслуженным деятелям вручали высокие государственные награды…
Апофеозом стал торжественный митинг на центральной площади Риги, где с запоминающейся речью выступил президент Андрис Берзиньш. А интересно это обращение к нации тем, что благостная картина, нарисованная оратором, решительно не совпадает с реальной действительностью. Подробности — в материале Накануне.RU.
О беспримером мужестве, героизме и стойкости, проявленном латышами в борьбе за независимость – ладно, это можно и простить, хотя, уж если быть точными, при так называемой «оккупации» страны Советским Союзом балтийская «сестра» сдалась практически без боя, так же как до того получила независимость в качестве бонуса от молодого большевистского правительства. Ну а вот по поводу того, что Латвия (цитируем) «единственное место в мире, где можно ощущать себя по-настоящему счастливым и свободным», есть серьезные возражения. Уж не клинический ли это случай? И даже дело не только и не столько в том, что с господином президентом вряд ли кто в мире согласится (представим, как на это мог бы отреагировать Барак Обама, подчеркнувший недавно особую миссию Соединенных Штатов, светоча прогресса и оплота демократии, а попутно сюзерена того же Берзиньша, регулярно созывающего балтийских лидеров на обязательный инструктаж), а прежде всего в реакции на эти откровения в собственном государстве. Скажите это трехстам тысячам «негров», лишенных основных гражданских прав и относящихся к самым обездоленным в этой считающей себя цивилизованной европейской стране — будь они допущены на этот митинг, от их реакции главу государства могла бы спасти лишь обильно представленная полиция. Ну, а как быть со «счастливыми» согражданами? Позволительно задаться вопросом: в какой стране правит президент Берзиньш, ведь та, которую он описывает в своем торжественном спиче, не имеет ничего общего с той, в которой живут нынешние латвийцы? Ну, разве он не знает о проблемах, которые ставят существование страны вообще под сомнение? Вот что думает по этому поводу профессор столичного университета Антоний Зунда: «Наши дни войдут в историю как период вымирания». И доказывает свой трагический тезис с цифрами в руках: 20 лет назад население немногим не дотягивало до 3 млн, сейчас перейден отрицательный рубеж в 2 млн. Что заставляет латвийцев, живущих, по оценке руководителя государства, счастливо и свободно, массово эвакуироваться за границу? Вопрос риторический, остается только напомнить старинную поговорку: от добра добра не ищут.
Своим согражданам вряд ли удастся благополучно всучить развесистую клюкву, безусловно, подобные сказки предназначены, прежде всего, для иностранцев, которые не всегда ориентируются в суровых местных реалиях. Зарубежным эмиссарам, посещающим Латвию, постоянно внушается мысль: почти миллионная русскоязычная диаспора — наследие колонизаторской политики Советского Союза и потому «негры», потенциальная пятая колонна, по заслугам поражены в правах. От этих топ-чиновников, определяющих во многом политический курс евроатлантического сообщества, усиленно скрываются факты. Допустим, такой: в средневековье и позже на воротах Риги висело объявление «Латышам — далее следовал нелицеприятный эпитет — вход воспрещен». После того, как на берегах Балтики с легкой (может, тяжелой?) руки Петра Первого утвердилась Российская империя, русская культура, ее носители постепенно замещали господствующую немецкую, а о латышской тогда и не вспоминали. Российской, а по существу русской истории Латвии более трех веков – и этого вполне достаточно, чтобы считать себя дома, так же, как чувствуют себя англосаксы в Австралии и буры в Южной Африке, китайцы в Сингапуре и африканцы в Гаите.
Но ничего подобного: нетитульные чувствуют себя чужими на этом празднике жизни. Вице-спикер парламента непредставленных (неграждан) Александр Гапоненко сообщил о том, что в ходе закончившихся на прошлой неделе самых широкомасштабных военных учений Steadfast Jazz 2013 НАТО отрабатывало, в числе прочих, сценарии интернирования пятой колонны по списку граждан, подписавшихся под требованием узаконить русский язык – а это десятки тысяч человек.
Республика с нового года переходит на единую европейскую валюту, торговцы уже сейчас втихую, несмотря на запрет, поднимают цены, народ (кстати, большинство решительно против отказа от национального лата) волнуется, так как уверен: от этой рокировки в выигрыше останутся только богатые. Что будет с ценами, как станут рассчитываться и выплачиваться пенсии, начисляться плата за коммунальные услуги? — актуальнейшие вопросы, особенно для тех, кто сейчас считает каждый сантим. И что же? Центр госязыка решил «помочь» инородцам в эту трудную минуту и выпустил распоряжение, согласно которому разъяснения по введению нового платежного средства на русском языке… запрещены! Только на латышском! Такая пещерная русофобия не находит понимания даже в высоких международных кругах, так генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун накануне визита в страны Балтии в беседе с журналистами призвал Латвию решить проблему неграждан.
Правительство, президент словно в рот воды набрали: никакой реакции. В данном случае молчание — отнюдь не знак согласия, нынешние власти (напомним, «у руля» тут национальные движения) не только не намерены прислушаться к этому голосу разума, но наоборот — «закручивают гайки», всеми способами стараются или выдавить оккупантов и их наследников из страны, или ассимилировать путем языкового геноцида.
По части изощренности в антироссийской политике безусловным лидером среди стран Балтии — впрочем, не только — является Литва, однако и ее северная соседка старается сильно не отставать. Она всей душой одобряет программу «Восточного партнерства» в целом и отрыв от империалистической державы братской Украины в частности, тоже заманивает ее золотыми коврижками, своим счастливым настоящим в западном раю. А вот только один пример того, что произойдет с мощной украинской промышленностью, если она клюнет на западную приманку. Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о банкротстве Liepajas metalurgs — едва ли не единственного предприятия, занимающегося плавкой металла и его прокатом, более полутора тысяч работников готовятся к увольнению. Даже в масштабах страны это заметная потеря, что же говорить о Лиепае, прежде столице герцогства, а ныне районном городке, в котором теперь менее 100 тыс. жителей и где на сей момент металлоделательный завод — крупнейший и один из немногих оставшихся на плаву работодатель. Производство, основанное, кстати, около полувека назад «оккупантами», по большому счету погубил, как и другое промпроизводство, Евросоюз, который предлагает тот же продукт более высокого качества и по сходным ценам. И никакой обещанной поддержки из общих европейских фондов, завод остался один на один со своими проблемами. Тут бы задаться вопросом: а почему правительство умыло руки и практически ничего не делает для спасения уникального промобъекта, ведь в той же Западной Европе, Северной Америке власти бросают сотни миллиардов долларов на спасение ведущих компаний? К слову, руку помощи протягивают опять россияне, они готовы купить завод и вложить в его обновление около $50 млн. Вот только вопрос: даст ли «добро» на это правительство, позволит ли восточной державе укорениться в латвийской глубинке. Ведь лозунг «Не пущать Ивана!», провозглашенный лет пятнадцать назад Литвой, хорошо исполняется и ее соседкой.
Апофеозом стал торжественный митинг на центральной площади Риги, где с запоминающейся речью выступил президент Андрис Берзиньш. А интересно это обращение к нации тем, что благостная картина, нарисованная оратором, решительно не совпадает с реальной действительностью. Подробности — в материале Накануне.RU.
О беспримером мужестве, героизме и стойкости, проявленном латышами в борьбе за независимость – ладно, это можно и простить, хотя, уж если быть точными, при так называемой «оккупации» страны Советским Союзом балтийская «сестра» сдалась практически без боя, так же как до того получила независимость в качестве бонуса от молодого большевистского правительства. Ну а вот по поводу того, что Латвия (цитируем) «единственное место в мире, где можно ощущать себя по-настоящему счастливым и свободным», есть серьезные возражения. Уж не клинический ли это случай? И даже дело не только и не столько в том, что с господином президентом вряд ли кто в мире согласится (представим, как на это мог бы отреагировать Барак Обама, подчеркнувший недавно особую миссию Соединенных Штатов, светоча прогресса и оплота демократии, а попутно сюзерена того же Берзиньша, регулярно созывающего балтийских лидеров на обязательный инструктаж), а прежде всего в реакции на эти откровения в собственном государстве. Скажите это трехстам тысячам «негров», лишенных основных гражданских прав и относящихся к самым обездоленным в этой считающей себя цивилизованной европейской стране — будь они допущены на этот митинг, от их реакции главу государства могла бы спасти лишь обильно представленная полиция. Ну, а как быть со «счастливыми» согражданами? Позволительно задаться вопросом: в какой стране правит президент Берзиньш, ведь та, которую он описывает в своем торжественном спиче, не имеет ничего общего с той, в которой живут нынешние латвийцы? Ну, разве он не знает о проблемах, которые ставят существование страны вообще под сомнение? Вот что думает по этому поводу профессор столичного университета Антоний Зунда: «Наши дни войдут в историю как период вымирания». И доказывает свой трагический тезис с цифрами в руках: 20 лет назад население немногим не дотягивало до 3 млн, сейчас перейден отрицательный рубеж в 2 млн. Что заставляет латвийцев, живущих, по оценке руководителя государства, счастливо и свободно, массово эвакуироваться за границу? Вопрос риторический, остается только напомнить старинную поговорку: от добра добра не ищут.
Своим согражданам вряд ли удастся благополучно всучить развесистую клюкву, безусловно, подобные сказки предназначены, прежде всего, для иностранцев, которые не всегда ориентируются в суровых местных реалиях. Зарубежным эмиссарам, посещающим Латвию, постоянно внушается мысль: почти миллионная русскоязычная диаспора — наследие колонизаторской политики Советского Союза и потому «негры», потенциальная пятая колонна, по заслугам поражены в правах. От этих топ-чиновников, определяющих во многом политический курс евроатлантического сообщества, усиленно скрываются факты. Допустим, такой: в средневековье и позже на воротах Риги висело объявление «Латышам — далее следовал нелицеприятный эпитет — вход воспрещен». После того, как на берегах Балтики с легкой (может, тяжелой?) руки Петра Первого утвердилась Российская империя, русская культура, ее носители постепенно замещали господствующую немецкую, а о латышской тогда и не вспоминали. Российской, а по существу русской истории Латвии более трех веков – и этого вполне достаточно, чтобы считать себя дома, так же, как чувствуют себя англосаксы в Австралии и буры в Южной Африке, китайцы в Сингапуре и африканцы в Гаите.
Но ничего подобного: нетитульные чувствуют себя чужими на этом празднике жизни. Вице-спикер парламента непредставленных (неграждан) Александр Гапоненко сообщил о том, что в ходе закончившихся на прошлой неделе самых широкомасштабных военных учений Steadfast Jazz 2013 НАТО отрабатывало, в числе прочих, сценарии интернирования пятой колонны по списку граждан, подписавшихся под требованием узаконить русский язык – а это десятки тысяч человек.
Республика с нового года переходит на единую европейскую валюту, торговцы уже сейчас втихую, несмотря на запрет, поднимают цены, народ (кстати, большинство решительно против отказа от национального лата) волнуется, так как уверен: от этой рокировки в выигрыше останутся только богатые. Что будет с ценами, как станут рассчитываться и выплачиваться пенсии, начисляться плата за коммунальные услуги? — актуальнейшие вопросы, особенно для тех, кто сейчас считает каждый сантим. И что же? Центр госязыка решил «помочь» инородцам в эту трудную минуту и выпустил распоряжение, согласно которому разъяснения по введению нового платежного средства на русском языке… запрещены! Только на латышском! Такая пещерная русофобия не находит понимания даже в высоких международных кругах, так генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун накануне визита в страны Балтии в беседе с журналистами призвал Латвию решить проблему неграждан.
Правительство, президент словно в рот воды набрали: никакой реакции. В данном случае молчание — отнюдь не знак согласия, нынешние власти (напомним, «у руля» тут национальные движения) не только не намерены прислушаться к этому голосу разума, но наоборот — «закручивают гайки», всеми способами стараются или выдавить оккупантов и их наследников из страны, или ассимилировать путем языкового геноцида.
По части изощренности в антироссийской политике безусловным лидером среди стран Балтии — впрочем, не только — является Литва, однако и ее северная соседка старается сильно не отставать. Она всей душой одобряет программу «Восточного партнерства» в целом и отрыв от империалистической державы братской Украины в частности, тоже заманивает ее золотыми коврижками, своим счастливым настоящим в западном раю. А вот только один пример того, что произойдет с мощной украинской промышленностью, если она клюнет на западную приманку. Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о банкротстве Liepajas metalurgs — едва ли не единственного предприятия, занимающегося плавкой металла и его прокатом, более полутора тысяч работников готовятся к увольнению. Даже в масштабах страны это заметная потеря, что же говорить о Лиепае, прежде столице герцогства, а ныне районном городке, в котором теперь менее 100 тыс. жителей и где на сей момент металлоделательный завод — крупнейший и один из немногих оставшихся на плаву работодатель. Производство, основанное, кстати, около полувека назад «оккупантами», по большому счету погубил, как и другое промпроизводство, Евросоюз, который предлагает тот же продукт более высокого качества и по сходным ценам. И никакой обещанной поддержки из общих европейских фондов, завод остался один на один со своими проблемами. Тут бы задаться вопросом: а почему правительство умыло руки и практически ничего не делает для спасения уникального промобъекта, ведь в той же Западной Европе, Северной Америке власти бросают сотни миллиардов долларов на спасение ведущих компаний? К слову, руку помощи протягивают опять россияне, они готовы купить завод и вложить в его обновление около $50 млн. Вот только вопрос: даст ли «добро» на это правительство, позволит ли восточной державе укорениться в латвийской глубинке. Ведь лозунг «Не пущать Ивана!», провозглашенный лет пятнадцать назад Литвой, хорошо исполняется и ее соседкой.