Шенгенский мираж Румынии, или бег на месте
О присоединении к Шенгенскому безвизовому пространству вРумынии говорят с первого дня ее вступления в Европейский союз, то есть, с 1 января 2007 года. Однако выполнить необходимые для этого условия - создать в стране систему независимого правосудия, искоренить коррупцию и организованную преступность, на протяжении всех этих лет стране так и не удалось. Хотя в заявлениях европейских дипломатов неоднократно звучало, что страна якобы выполнила все технические условия для вступления в Шенген, "воз и поныне там".
С коррупцией в Румынии борются весьма активно, во всяком случае, создают такое впечатление. Исходя из "громких" разоблачений и публикаций прессы можно было бы подумать, что от этого пагубного феномена в стране не осталось и следа. Не меньше "достается на орехи" и организованной преступности: румынские СМИ пестрят яркими заголовками о ежедневных задержаниях очередных главарей ОПГ.
Странное дело: к заветному Шенгену эти публикации страну явно не приблизили. Поскольку, преодолевая один барьер, уже за следующим поворотом Румыния всегда натыкается на следующий. Как оказалось, у европейских партнеров для Румынии припасено много разных условий.
К примеру, в канун судьбоносного заседания Совета ЕС по юстиции и внутренним делам, которое должно состояться в конце нынешнего либо в начале следующего года и на котором должен был бы рассматриваться вопрос о частичном присоединении Румынии к Шенгену, неожиданно "нарисовались" новые проблемы. Главными из них теперь стали фактор румынских ромов, трудовые мигранты и крайне низкие показатели эффективности освоения Румынией европейских фондов. То есть, фонды вроде осваиваются, а эффективности нет. До недавнего времени этот показатель был на уровне 13-14%, что и обнародовал сам президент Бэсеску.
Ситуацию "подогрело" появление в румынских СМИ заявления главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу о том, что Румыния и Болгария, с учетом сложившихся обстоятельств (каких именно - не уточняется) не присоединятся к Шенгенскому пространству в начале 2014 года.
Официальные власти Румынии поспешили успокоить граждан. Мол, заявление Баррозу было неверно истолковано журналистами, страна сохраняет шансы на вступление в Шенген в 2014 году. Не с 1-го января, конечно, но в году ведь целых 365 дней...
Шансы - шансами, но виновные должны быть найдены. Конкретные имена виновников несостоявшейся в очередной раз Шенгенской мечты назвал сам президент Румынии. Их имена были предсказуемы, учитывая давнее политическое противостояние в стране. Понятно, что роль "козлов отпущения" была отведена политическим оппонентам Бэсеску - спикеру Сената Крину Антонеску и председателю правительства Виктору Понта. "В правительстве Румынии продолжают работать люди, в отношении которых заведены уголовные дела, а парламент отказывается снять иммунитет с депутатов, у которых также имеются проблемы с правосудием. Следовательно, действия правительства и парламента - главные причины провала Шенгенского вопроса", - подчеркнул в одном из своих публичных выступлений Траян Бэсеску.
Румынские эксперты высказали на этот счет свое мнение. "Самый большой парадокс Шенгена заключается в том, что Румыния и Болгария обязаны выполнить определенные условия для присоединения к безвизовому пространству, и они их выполняют. Но в то же время государства-члены Шенгена не связаны никакими обязательствами, то есть их ничего не обязывает принимать эти государства в свои ряды", - пишут журналисты румынского издания Romania Libera. При этом, как неоднократно заявлял официальный Брюссель, положительное решение по Шенгенскому вопросу для Румынии может быть принято лишь в случае двух, причем последовательных, положительных отчетов Еврокомиссии в рамках специально созданного для этого Механизма контроля и проверки.
Вообще-то 2014 год не вселяет оптимизма относительно прорывов в Шенгенском вопросе. Поскольку помимо запланированных на середину будущего года выборов в Европарламент, в декабре 2014 года Румынии предстоит провести выборы нового президента, что не обещает стране чрезмерной политической стабильности.
... Последняя инициатива государств Шенгенской зоны по ужесточению контроля на ее внешних границах, в общем, была достаточно рутинной в контексте последовательных мер по усилению безопасности безвизового пространства. Но она же повергла Румынию в глубокое уныние, поскольку как Румыния, так и Болгария, формально находясь в Европейском союзе, фактически остаются за внешними рамками такого безвизового пространства.
Впрочем, для обеих стран недосягаемость Шенгена - хороший повод для размышлений. Бег на месте, как известно, общеукрепляющий. До тех, впрочем, пор, пока не входит в противоречие с декларируемыми ЕС свободами перемещения людей и капиталов, и с европейскими же нормами по недопущению двойных стандартов в отношении государств-членов Содружества.
С коррупцией в Румынии борются весьма активно, во всяком случае, создают такое впечатление. Исходя из "громких" разоблачений и публикаций прессы можно было бы подумать, что от этого пагубного феномена в стране не осталось и следа. Не меньше "достается на орехи" и организованной преступности: румынские СМИ пестрят яркими заголовками о ежедневных задержаниях очередных главарей ОПГ.
Странное дело: к заветному Шенгену эти публикации страну явно не приблизили. Поскольку, преодолевая один барьер, уже за следующим поворотом Румыния всегда натыкается на следующий. Как оказалось, у европейских партнеров для Румынии припасено много разных условий.
К примеру, в канун судьбоносного заседания Совета ЕС по юстиции и внутренним делам, которое должно состояться в конце нынешнего либо в начале следующего года и на котором должен был бы рассматриваться вопрос о частичном присоединении Румынии к Шенгену, неожиданно "нарисовались" новые проблемы. Главными из них теперь стали фактор румынских ромов, трудовые мигранты и крайне низкие показатели эффективности освоения Румынией европейских фондов. То есть, фонды вроде осваиваются, а эффективности нет. До недавнего времени этот показатель был на уровне 13-14%, что и обнародовал сам президент Бэсеску.
Ситуацию "подогрело" появление в румынских СМИ заявления главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу о том, что Румыния и Болгария, с учетом сложившихся обстоятельств (каких именно - не уточняется) не присоединятся к Шенгенскому пространству в начале 2014 года.
Официальные власти Румынии поспешили успокоить граждан. Мол, заявление Баррозу было неверно истолковано журналистами, страна сохраняет шансы на вступление в Шенген в 2014 году. Не с 1-го января, конечно, но в году ведь целых 365 дней...
Шансы - шансами, но виновные должны быть найдены. Конкретные имена виновников несостоявшейся в очередной раз Шенгенской мечты назвал сам президент Румынии. Их имена были предсказуемы, учитывая давнее политическое противостояние в стране. Понятно, что роль "козлов отпущения" была отведена политическим оппонентам Бэсеску - спикеру Сената Крину Антонеску и председателю правительства Виктору Понта. "В правительстве Румынии продолжают работать люди, в отношении которых заведены уголовные дела, а парламент отказывается снять иммунитет с депутатов, у которых также имеются проблемы с правосудием. Следовательно, действия правительства и парламента - главные причины провала Шенгенского вопроса", - подчеркнул в одном из своих публичных выступлений Траян Бэсеску.
Румынские эксперты высказали на этот счет свое мнение. "Самый большой парадокс Шенгена заключается в том, что Румыния и Болгария обязаны выполнить определенные условия для присоединения к безвизовому пространству, и они их выполняют. Но в то же время государства-члены Шенгена не связаны никакими обязательствами, то есть их ничего не обязывает принимать эти государства в свои ряды", - пишут журналисты румынского издания Romania Libera. При этом, как неоднократно заявлял официальный Брюссель, положительное решение по Шенгенскому вопросу для Румынии может быть принято лишь в случае двух, причем последовательных, положительных отчетов Еврокомиссии в рамках специально созданного для этого Механизма контроля и проверки.
Вообще-то 2014 год не вселяет оптимизма относительно прорывов в Шенгенском вопросе. Поскольку помимо запланированных на середину будущего года выборов в Европарламент, в декабре 2014 года Румынии предстоит провести выборы нового президента, что не обещает стране чрезмерной политической стабильности.
... Последняя инициатива государств Шенгенской зоны по ужесточению контроля на ее внешних границах, в общем, была достаточно рутинной в контексте последовательных мер по усилению безопасности безвизового пространства. Но она же повергла Румынию в глубокое уныние, поскольку как Румыния, так и Болгария, формально находясь в Европейском союзе, фактически остаются за внешними рамками такого безвизового пространства.
Впрочем, для обеих стран недосягаемость Шенгена - хороший повод для размышлений. Бег на месте, как известно, общеукрепляющий. До тех, впрочем, пор, пока не входит в противоречие с декларируемыми ЕС свободами перемещения людей и капиталов, и с европейскими же нормами по недопущению двойных стандартов в отношении государств-членов Содружества.