Они выбрали свободу
Сегодня любимый поклонниками и поклонницами Советского Союза литовец Регимантас Адомайтис живет, мягко говоря, небогато. «Младший сын мне очень помогает, раз в два месяца он платит за коммунальные услуги: за тепло, электричество, воду. А если бы я платил каждый месяц, мне не на что было бы есть», — откровенничает народный артист СССР.
Средний сын хотел пойти по стопам отца и даже закончил актерский факультет. Но жизнь при капитализме внесла свои коррективы — пришлось уехать в Лондон. Сегодня он работает строителем - таскает мешки на стройке. Подходящая работа для дипломированного актёра.
Или вот еще один герой - молдаванин Михай Волонтир, в начале 90-х был одним из активистов Народного фронта, с трибун толкал гневные речи о "русских оккупантах”, которых "надо резать и гнать". Естественно, был избран в молдавский парламент и много сделал для развала СССР и обретения Молдавией независимости от здравого смысла. Естественно, награда нашла героя.
От девятиэтажки, где живет Михай Волонтир, до городского драмтеатра пять минут ходу. Раньше мы бы шли по улице Ленина, теперь вышагиваем по улице Индепенденций. В театре — как в холодильнике. Со всем советским улетучилось из Бельцов и стабильное теплоснабжение. У актеров на сцене изо рта идет пар. Натягивая перчатки, интересуемся у сидящего рядом звукорежиссера: "Велики ли сборы?”
— Бывает — человек двадцать на спектакль приходит, — отзывается бородач. — Людям приходится выбирать — хлеб купить или пойти в театр.
О цене на билет не спрашиваем, заглянули в кассу — дешевле пачки сигарет. Можно только догадываться, сколько получают актеры, если у Михая Волонтира как у художественного руководителя театра одна из самых высоких зарплат — около… 20 долларов. Немногим больше составляет и пенсия. И это при всех его званиях-наградах.
Мы видим, как Михай Ермолаевич на плохо освещенной сцене на ощупь ищет ступеньки. Больше тридцати лет он страдает диабетом. В конце 90-х болезнь начала прогрессировать, дала осложнение на глаза. Спустившись к нам в зал во время перерыва, он прикрывает ладонью уставшие глаза и рассказывает, как почти слепым снимался в фильме молдавского режиссера Рафаела Агаджаняна "Чандра”. А глаза видели все хуже… Вскоре на долгие десять месяцев Волонтир погрузился во тьму.
Чтобы заплатить за обследование, он вынужден был продать свое любимое охотничье ружье — винчестер. В Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга актеру сделали две операции. Деньги на лечение "главному цыгану” собирали всей Россией. Румыния, за присоединение к которой так ратовал артист, не выделила ни копейки. Как, впрочем, и Молдавия.
Что тут можно сказать? Непоследователен г-н артист. Что же денежки-то от русских взял - он же их так ненавидел, на трибунах парламента истерил не хуже Гитлера, и тут такой афронт. Причем деньги русские взял - а за свое поведение перед русскими так и не покаялся. Ослепнет снова - будет опять собирать с русских лохов денежку "бедному артисту".
Про Раймонда Паулса уж и говорить не буду - на ненависти к русским он добрался до поста министра культуры Латвии. Но тоже впрок не пошло - выгнали и обобрали дурака. Теперь плачется.