Печальные итоги интеграции стран Балтии в ЕС.
Страны Балтии в современных условиях превратились из некогда «витрины социализма» в своего рода депрессивную зону.
Когда прибалтийские республики находились в составе Советского Союза, то были одними из самых развитых в СССР. По отраслевой структуре прибалтийские государства не уступали промышленно развитым странам мира, составляя при этом лишь 1% от населения СССР.
Страны Балтии в современных условиях превратились из некогда «витрины социализма» в своего рода депрессивную зону.
Можно говорить о том, что за период с 1991 по 2004 годы происходил процесс переориентации всех сфер жизни балтийских государств. Это время характеризовалось сломом, как общественно-политической, так и хозяйственно-экономической структуры, сложившейся в рамках существования в составе СССР.
В балтийских государствах были ликвидировано или перепрофилировано большинство производств. При этом можно говорить о фактической ликвидации именно наукоемких производств. Так, к примеру, после выхода Латвии из состава СССР в стране было ликвидировано большинство крупных предприятий (например, ВЭФ, «Альфа», РАФ и другие), причиной такого шага считалась их неконкурентоспособность. Также пришло в упадок крупное сельскохозяйственное производство. Кроме того, по данным Фонда «Перспективы», в Латвии было практически полностью прекращено рыболовство и рыбопереработка, существенным образом пострадала текстильная промышленность, производство сахара, переработка кожи и выпуск обуви, электроники. Это произошло из-за недальновидности латвийских властей.
В тоже время упор был сделан на деревообрабатывающую и лёгкую промышленность, многие предприятия которой в 1980-х годах были технологически модернизированы за счёт союзного бюджета. Вырубка лесов практически не контролировалась, порядка 90 % всей лесной продукции шло на экспорт. Лёгкая промышленность также составляла значительную часть в структуре ВВП. Большой вклад в экономику страны в 1990-е годы внёс нефтетранзит, стремительно развивавшийся до 1997 года. Доходы от которого достигали в то время 40 % всего экспорта.
Одной из причин «разрушающих» последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в союз любой ценой.
В целом негативные факторы социально-экономического развития стран Балтии связаны с тем, что не было соответствующей поддержки со стороны государства малому и среднему бизнесу, предприятиям приоритетных направлений; слишком незначительны были вложения в инновационную сферу и качество образования. При проведении реформ не было проведено глубокого анализа проблем промышленного и аграрного секторов. Очень силен был политический фактор — желание всячески отмежеваться от России в ущерб собственным экономическим интересам.
Слабым звеном проведения преобразований в балтийских странах стали: неправильная социальная политика, приведшая к нарастанию социальных проблем и оттоку населения; необдуманная политика привлечения иностранного капитала, попросту передавшая в чужие руки практически всю (70-80 %) экономическую сферу; неадекватная политика получения внешних заимствований, направлявшихся не на развитие, а на потребление, приведшая к значительному внешнему долгу.
Ключевым среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен
Процесс интеграции Латвии, Литвы и Эстонии в евроатлантические структуры завершился вступлением балтийских стран в Европейский Союз и НАТО весной 2004 г. Евроинтеграция стран Балтии имела, среди прочего и негативные последствия, обусловленные обострением ряда политических и межнациональных противоречий, ухудшением отношений с Россией.
Одной из причин «разрушающих» последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в союз любой ценой. Это привело к ущемлению важных экономических и социальных составляющих в ущерб повышения внутренней конкурентоспособности, стимулирования национальных инвесторов, поддержки национального производителя и экспортера и т.д.
Уже через два три года после вступления стран региона в ЕС было зафиксировано увеличение инфляции. В 2007 году среднегодовая инфляция в Латвии — 10,1 процента, в Эстонии составила 6,6 процента, в Литве — 5,7 процента. Латвия стала лидером ЕС по уровню инфляции. Эти страны показали достаточно высокую инфляцию среди стран Евросоюза и по итогам 2008-2011 годов.
Отчасти вступление в ЕС косвенно привело к тому, что страны Балтии являются лидерами ЕС по доле теневой экономики. Согласно исследованию Университета имени Иоганна Кеплера (Австрия), 29 % экономики Литвы, 28,6 % экономики Эстонии и 26,5 % экономики Латвии находились в «тени». Теневая экономика формируется доходами от неуплаты налогов, сокрытия доходов, контрабанды, наркобизнеса, фиктивных финансовых операций и т.п.
Негативное влияние вступление стран Балтии в ЕС имело на сельскохозяйственных производителей этих государств. Примером негативного воздействия на экономику можно считать «сахарную реформу ЕС», которая привела к ликвидации сахарной отрасли в Латвии. Кроме того, негативное влияние на развитие сельхозпроизводств балтийских государств имеют различия в величине дотаций для стран ЕС, которые отрицательно влияют на конкурентоспособности балтийских аграриев.
Евросоюз для ускорения роста крупных хозяйств и переориентации стран Балтии на товары европейских поставщиков предложила выплату 1,5 тыс. евро в год с условием – отказаться от мелкого хозяйства и тем самым стимулировав программу «уничтожения» мелких сельхозпроизводителей, которым по сути было предложено покупать продукты первой необходимости в магазинах, куда свою продукцию поставляют крупные фермерские хозяйства да и то в большей степени не местного производства. Так, к примеру, по данным Министерства сельского хозяйства Литвы, в данный момент выплату в размере до 1,5 тыс. евро получает почти половина жителей сельской местности юга, востока и севера страны.
Ключевым среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен на продукты питания, предметы повседневного спроса и лекарственные средства. В декабре 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 годом рост потребительских цен в Эстонии составил 9,6 %, в Латвии — 14,1%, в Литве — 8,1 %. В Латвии данный уровень является самым высоким за последние десять лет. Кроме того, существенно увеличилась стоимость выполнения многих государственных проектов, что нашло свое отражение в том, что государствам региона пришлось просить финансовую помощь для их завершения у ЕС.
В следствие вступления в ЕС в балтийских государствах происходит процесс усиление миграционных тенденций: старения нации, низкой рождаемости и миграции. Так, к примеру, в Литве, если сравнивать численность население за период с 1992 (3 млн.706 тыс. чел.) по 2012 (2 млн. 988 тыс. чел.) годы, то можно говорить, что она уменьшилась более чем на 19%, или на 718 тыс. человек. Важно учитывать то обстоятельство, что численность населения Литвы за период вхождения этого государства в состав СССР увеличилась на миллион – с 2,7 (1940) до 3,7 (1991) миллионов. В современных условиях можно говорить о том, что в 2013 году население этого государства будет составлять 2.7 млн. человек и будет соответствовать показателям 1940 года.
Необходимость ограничения дефицита госбюджета привела к искусственному сокращению государственных расходов стран Балтии и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики
Европейский рынок труда с его более высоким уровнем заработной платы стимулирует отток из стран Балтии наиболее квалифицированной рабочей силы.
Негативными последствиями интеграции в ЕС для стран Балтии можно считать усиление процесса эмиграции. Всерьёз озабочены проблемой эмиграции населения власти Эстонии, ведь среди мигрирующих (эмигрирующих) больше всего молодёжи в возрасте 20-30 лет. Важно учитывать и то обстоятельство, что если эмиграция будет продолжаться такими же темпами, то через 20-30 лет может сложиться ситуация, когда некому будет платить налоги в объеме позволяющем выплачивать пенсии.
Самые оптимистические данные свидетельствуют о том, что население этого государства ежегодно уменьшается примерно на 5-10 тыс. человек. В целом потери Латвии от эмиграции в XXI веке оцениваются в пределах от 140 до 250 тыс. человек. Даже исходя из того что естественный прирост населения Латвии продолжается, но он сводится на нет и превращается в свою противоположность благодаря эмиграции. По данным латвийских исследователей, из тех, кто ещё не выехал (в возрасте от 18 до 60 лет) в ближайшем будущем намерены это сделать более трети.
В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты
Необходимость ограничения дефицита госбюджета привела к искусственному сокращению государственных расходов стран Балтии и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики. Более того, правительствам этих стран приходится идти путем сокращения расходов на социальные нужды, заработной платы (в том числе для госслужащих, работников правоохранительных органов, здравоохранения и образования) и увеличения налогового бремени.
Существенному сокращению были подвержены в странах Балтии заработные платы государственных служащих. В Литве и Латвии, начиная с 2009 года, они сократились примерно на 10%, а в Эстонии – на 15%. Работники бюджетной сферы в целом более всего пострадали в Латвии – их доходы уменьшились за прошедший год почти на 40%.
Негативно интеграция в ЕС балтийских государств отразилась и на занятости населения. Так, к примеру, в Эстонии безработица выросла за период с 2007 по 2010 годы с 4,7% до 14,6%, в Литве — с 4,3% до 17,3%, а в Латвии — с 6,0% до 17,1%. Согласно статистике Eurostat, в первом полугодии 2011 года уровень безработицы в Латвии составил 16,2%, В Литве — 15,6%, в Эстонии — 12,8%, при среднем показателе по ЕС в 9,5%. Можно говорить о том, что в 2011-2012 годах ситуация с занятостью населения не улучшилась. Фактически безработица в странах Балтии растет существенными темпами. Важно учитывать и то обстоятельство, что национальная статистика стран региона не учитывает сотни тысяч человек, которые уехали на работу в Великобританию, Ирландию и скандинавские страны. Высоким остается уровень безработных среди молодежи до 24 лет: в Литве он составляет 33,2%, в Латвии — 30,2%, в Эстонии — 21,8%, тогда как в среднем по ЕС — 21%.
В странах Балтии увеличился дефицит государственного бюджета и соответственно государственный долг. Так, Литва увеличила дефицит государственного бюджета с 2007 по 2009 г. в 8 раз и довела его до 12,1 % от размера ВВП. По итогам 2010 года дефицит бюджета составил уже 7,1% от ВВП. Государственный долг Литвы за этот же период вырос с 16,9 до 29,5%, это при том, что темпы экономического роста в этом государстве в 2012 году еще боле замедлились.
В Латвии дефицит государственного бюджета вырос с 2007 по 2009 годы в 28 раз и достиг величины 10,2% от ВВП. По итогам 2010 года дефицит бюджета составил 7,7%. Государственный долг увеличился за это же время с 9,0 до 36,7%. В 2011 году размер дефицита бюджета страны сократился с 8 % до 5,5% от ВВП. Существует опасность того, что к 2014 году государственный долг этого государства возрастет до 52%.
В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты. Так, Бюджет Латвии за последние три-четыре года недосчитался от 18 до 30 процентов налоговых поступлений, что стало крупнейшим падением среди стран Балтии. При этом бюджет Эстонии потерял почти 12 процентов налоговых поступлений, литовский — 17 процентов. Налоговые сборы в Латвии за период с 2010-2012 существенно сократились, по разным данным: в Латвии около миллиарда евро, в Литве чуть более миллиона, а в Эстонии – около четверти миллиона евро.
В прибалтийских государствах существенно увеличилось налоговое бремя
Важно учитывать и то обстоятельство, что обилие налогов, сборов, пошлин, формально не поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению госказну. Сейчас в Латвии собирается не более 60- 65 % всех подлежащих уплате налогов, что ниже уровня в других странах. Громадные размеры неплатежей в бюджет говорят о том, что налоговые ставки воспринимаются предпринимателями как непомерные и несправедливые.
Сложной и запутанной в странах Балтии является система поддержки предпринимателей. Достаточно сложной является система получения финансирования из еврофондов для малых и средних предприятий из депрессивных регионов. Проблема заключается, по свидетельству Балтньюс, в том, что система подачи заявок является достаточно непростой — без помощи дорогостоящих консультантов не обойтись. Так, крестьянскому хозяйству надо заполнить заявку на 170 страницах. К тому же, еврофонды выделяют средства в основном тем, кто и так находиться на плаву, при этом предприниматели сетуют за то что бы заменить еврофинансирование банковским кредитом, хотя и здесь не все так просто, ведь практическим единственный залог, который принимают банки — ликвидная недвижимость.
После обретения независимости и вступления в ЕС страны Балтии растеряла весь свой экономический потенциал, по уровню развития оказалась на последних местах среди стран- членов Сообщества. Присоединения к ЕС стран Балтии, привело к тому, что их экономика практически не развивается и имеет существенную зависимость от получения международной донорской помощи в виде кредитов. Такая ситуация связана с тем, что Европе сильные и экономически развитые страны Балтии были не нужны, поэтому эти страны по причине не дальновидности своего руководства и аморфности ЕС утратили некогда сильные экономические позиции переориентировавшись на транзит и сферу услуг. Евроатлантическая интеграция не способствовала развитию прибалтийских стан, а наоборот еще более усугубила их экономическое состояние, что в итоге негативно отразилось на социальной сфере. В современных условиях из этих стран активно бежит молодежь, усиливаются ультранационалистические движения, падает уровень жизни, стабильно высокий уровень безработицы, инфляции, растут цены на продукты питания и энергоресурсы. Соответствующие обстоятельства еще более усиливают количество евроскептиков в этих странах.
Когда прибалтийские республики находились в составе Советского Союза, то были одними из самых развитых в СССР. По отраслевой структуре прибалтийские государства не уступали промышленно развитым странам мира, составляя при этом лишь 1% от населения СССР.
Страны Балтии в современных условиях превратились из некогда «витрины социализма» в своего рода депрессивную зону.
Можно говорить о том, что за период с 1991 по 2004 годы происходил процесс переориентации всех сфер жизни балтийских государств. Это время характеризовалось сломом, как общественно-политической, так и хозяйственно-экономической структуры, сложившейся в рамках существования в составе СССР.
В балтийских государствах были ликвидировано или перепрофилировано большинство производств. При этом можно говорить о фактической ликвидации именно наукоемких производств. Так, к примеру, после выхода Латвии из состава СССР в стране было ликвидировано большинство крупных предприятий (например, ВЭФ, «Альфа», РАФ и другие), причиной такого шага считалась их неконкурентоспособность. Также пришло в упадок крупное сельскохозяйственное производство. Кроме того, по данным Фонда «Перспективы», в Латвии было практически полностью прекращено рыболовство и рыбопереработка, существенным образом пострадала текстильная промышленность, производство сахара, переработка кожи и выпуск обуви, электроники. Это произошло из-за недальновидности латвийских властей.
В тоже время упор был сделан на деревообрабатывающую и лёгкую промышленность, многие предприятия которой в 1980-х годах были технологически модернизированы за счёт союзного бюджета. Вырубка лесов практически не контролировалась, порядка 90 % всей лесной продукции шло на экспорт. Лёгкая промышленность также составляла значительную часть в структуре ВВП. Большой вклад в экономику страны в 1990-е годы внёс нефтетранзит, стремительно развивавшийся до 1997 года. Доходы от которого достигали в то время 40 % всего экспорта.
Одной из причин «разрушающих» последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в союз любой ценой.
В целом негативные факторы социально-экономического развития стран Балтии связаны с тем, что не было соответствующей поддержки со стороны государства малому и среднему бизнесу, предприятиям приоритетных направлений; слишком незначительны были вложения в инновационную сферу и качество образования. При проведении реформ не было проведено глубокого анализа проблем промышленного и аграрного секторов. Очень силен был политический фактор — желание всячески отмежеваться от России в ущерб собственным экономическим интересам.
Слабым звеном проведения преобразований в балтийских странах стали: неправильная социальная политика, приведшая к нарастанию социальных проблем и оттоку населения; необдуманная политика привлечения иностранного капитала, попросту передавшая в чужие руки практически всю (70-80 %) экономическую сферу; неадекватная политика получения внешних заимствований, направлявшихся не на развитие, а на потребление, приведшая к значительному внешнему долгу.
Ключевым среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен
Процесс интеграции Латвии, Литвы и Эстонии в евроатлантические структуры завершился вступлением балтийских стран в Европейский Союз и НАТО весной 2004 г. Евроинтеграция стран Балтии имела, среди прочего и негативные последствия, обусловленные обострением ряда политических и межнациональных противоречий, ухудшением отношений с Россией.
Одной из причин «разрушающих» последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в союз любой ценой. Это привело к ущемлению важных экономических и социальных составляющих в ущерб повышения внутренней конкурентоспособности, стимулирования национальных инвесторов, поддержки национального производителя и экспортера и т.д.
Уже через два три года после вступления стран региона в ЕС было зафиксировано увеличение инфляции. В 2007 году среднегодовая инфляция в Латвии — 10,1 процента, в Эстонии составила 6,6 процента, в Литве — 5,7 процента. Латвия стала лидером ЕС по уровню инфляции. Эти страны показали достаточно высокую инфляцию среди стран Евросоюза и по итогам 2008-2011 годов.
Отчасти вступление в ЕС косвенно привело к тому, что страны Балтии являются лидерами ЕС по доле теневой экономики. Согласно исследованию Университета имени Иоганна Кеплера (Австрия), 29 % экономики Литвы, 28,6 % экономики Эстонии и 26,5 % экономики Латвии находились в «тени». Теневая экономика формируется доходами от неуплаты налогов, сокрытия доходов, контрабанды, наркобизнеса, фиктивных финансовых операций и т.п.
Негативное влияние вступление стран Балтии в ЕС имело на сельскохозяйственных производителей этих государств. Примером негативного воздействия на экономику можно считать «сахарную реформу ЕС», которая привела к ликвидации сахарной отрасли в Латвии. Кроме того, негативное влияние на развитие сельхозпроизводств балтийских государств имеют различия в величине дотаций для стран ЕС, которые отрицательно влияют на конкурентоспособности балтийских аграриев.
Евросоюз для ускорения роста крупных хозяйств и переориентации стран Балтии на товары европейских поставщиков предложила выплату 1,5 тыс. евро в год с условием – отказаться от мелкого хозяйства и тем самым стимулировав программу «уничтожения» мелких сельхозпроизводителей, которым по сути было предложено покупать продукты первой необходимости в магазинах, куда свою продукцию поставляют крупные фермерские хозяйства да и то в большей степени не местного производства. Так, к примеру, по данным Министерства сельского хозяйства Литвы, в данный момент выплату в размере до 1,5 тыс. евро получает почти половина жителей сельской местности юга, востока и севера страны.
Ключевым среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен на продукты питания, предметы повседневного спроса и лекарственные средства. В декабре 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 годом рост потребительских цен в Эстонии составил 9,6 %, в Латвии — 14,1%, в Литве — 8,1 %. В Латвии данный уровень является самым высоким за последние десять лет. Кроме того, существенно увеличилась стоимость выполнения многих государственных проектов, что нашло свое отражение в том, что государствам региона пришлось просить финансовую помощь для их завершения у ЕС.
В следствие вступления в ЕС в балтийских государствах происходит процесс усиление миграционных тенденций: старения нации, низкой рождаемости и миграции. Так, к примеру, в Литве, если сравнивать численность население за период с 1992 (3 млн.706 тыс. чел.) по 2012 (2 млн. 988 тыс. чел.) годы, то можно говорить, что она уменьшилась более чем на 19%, или на 718 тыс. человек. Важно учитывать то обстоятельство, что численность населения Литвы за период вхождения этого государства в состав СССР увеличилась на миллион – с 2,7 (1940) до 3,7 (1991) миллионов. В современных условиях можно говорить о том, что в 2013 году население этого государства будет составлять 2.7 млн. человек и будет соответствовать показателям 1940 года.
Необходимость ограничения дефицита госбюджета привела к искусственному сокращению государственных расходов стран Балтии и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики
Европейский рынок труда с его более высоким уровнем заработной платы стимулирует отток из стран Балтии наиболее квалифицированной рабочей силы.
Негативными последствиями интеграции в ЕС для стран Балтии можно считать усиление процесса эмиграции. Всерьёз озабочены проблемой эмиграции населения власти Эстонии, ведь среди мигрирующих (эмигрирующих) больше всего молодёжи в возрасте 20-30 лет. Важно учитывать и то обстоятельство, что если эмиграция будет продолжаться такими же темпами, то через 20-30 лет может сложиться ситуация, когда некому будет платить налоги в объеме позволяющем выплачивать пенсии.
Самые оптимистические данные свидетельствуют о том, что население этого государства ежегодно уменьшается примерно на 5-10 тыс. человек. В целом потери Латвии от эмиграции в XXI веке оцениваются в пределах от 140 до 250 тыс. человек. Даже исходя из того что естественный прирост населения Латвии продолжается, но он сводится на нет и превращается в свою противоположность благодаря эмиграции. По данным латвийских исследователей, из тех, кто ещё не выехал (в возрасте от 18 до 60 лет) в ближайшем будущем намерены это сделать более трети.
В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты
Необходимость ограничения дефицита госбюджета привела к искусственному сокращению государственных расходов стран Балтии и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики. Более того, правительствам этих стран приходится идти путем сокращения расходов на социальные нужды, заработной платы (в том числе для госслужащих, работников правоохранительных органов, здравоохранения и образования) и увеличения налогового бремени.
Существенному сокращению были подвержены в странах Балтии заработные платы государственных служащих. В Литве и Латвии, начиная с 2009 года, они сократились примерно на 10%, а в Эстонии – на 15%. Работники бюджетной сферы в целом более всего пострадали в Латвии – их доходы уменьшились за прошедший год почти на 40%.
Негативно интеграция в ЕС балтийских государств отразилась и на занятости населения. Так, к примеру, в Эстонии безработица выросла за период с 2007 по 2010 годы с 4,7% до 14,6%, в Литве — с 4,3% до 17,3%, а в Латвии — с 6,0% до 17,1%. Согласно статистике Eurostat, в первом полугодии 2011 года уровень безработицы в Латвии составил 16,2%, В Литве — 15,6%, в Эстонии — 12,8%, при среднем показателе по ЕС в 9,5%. Можно говорить о том, что в 2011-2012 годах ситуация с занятостью населения не улучшилась. Фактически безработица в странах Балтии растет существенными темпами. Важно учитывать и то обстоятельство, что национальная статистика стран региона не учитывает сотни тысяч человек, которые уехали на работу в Великобританию, Ирландию и скандинавские страны. Высоким остается уровень безработных среди молодежи до 24 лет: в Литве он составляет 33,2%, в Латвии — 30,2%, в Эстонии — 21,8%, тогда как в среднем по ЕС — 21%.
В странах Балтии увеличился дефицит государственного бюджета и соответственно государственный долг. Так, Литва увеличила дефицит государственного бюджета с 2007 по 2009 г. в 8 раз и довела его до 12,1 % от размера ВВП. По итогам 2010 года дефицит бюджета составил уже 7,1% от ВВП. Государственный долг Литвы за этот же период вырос с 16,9 до 29,5%, это при том, что темпы экономического роста в этом государстве в 2012 году еще боле замедлились.
В Латвии дефицит государственного бюджета вырос с 2007 по 2009 годы в 28 раз и достиг величины 10,2% от ВВП. По итогам 2010 года дефицит бюджета составил 7,7%. Государственный долг увеличился за это же время с 9,0 до 36,7%. В 2011 году размер дефицита бюджета страны сократился с 8 % до 5,5% от ВВП. Существует опасность того, что к 2014 году государственный долг этого государства возрастет до 52%.
В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты. Так, Бюджет Латвии за последние три-четыре года недосчитался от 18 до 30 процентов налоговых поступлений, что стало крупнейшим падением среди стран Балтии. При этом бюджет Эстонии потерял почти 12 процентов налоговых поступлений, литовский — 17 процентов. Налоговые сборы в Латвии за период с 2010-2012 существенно сократились, по разным данным: в Латвии около миллиарда евро, в Литве чуть более миллиона, а в Эстонии – около четверти миллиона евро.
В прибалтийских государствах существенно увеличилось налоговое бремя
Важно учитывать и то обстоятельство, что обилие налогов, сборов, пошлин, формально не поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению госказну. Сейчас в Латвии собирается не более 60- 65 % всех подлежащих уплате налогов, что ниже уровня в других странах. Громадные размеры неплатежей в бюджет говорят о том, что налоговые ставки воспринимаются предпринимателями как непомерные и несправедливые.
Сложной и запутанной в странах Балтии является система поддержки предпринимателей. Достаточно сложной является система получения финансирования из еврофондов для малых и средних предприятий из депрессивных регионов. Проблема заключается, по свидетельству Балтньюс, в том, что система подачи заявок является достаточно непростой — без помощи дорогостоящих консультантов не обойтись. Так, крестьянскому хозяйству надо заполнить заявку на 170 страницах. К тому же, еврофонды выделяют средства в основном тем, кто и так находиться на плаву, при этом предприниматели сетуют за то что бы заменить еврофинансирование банковским кредитом, хотя и здесь не все так просто, ведь практическим единственный залог, который принимают банки — ликвидная недвижимость.
После обретения независимости и вступления в ЕС страны Балтии растеряла весь свой экономический потенциал, по уровню развития оказалась на последних местах среди стран- членов Сообщества. Присоединения к ЕС стран Балтии, привело к тому, что их экономика практически не развивается и имеет существенную зависимость от получения международной донорской помощи в виде кредитов. Такая ситуация связана с тем, что Европе сильные и экономически развитые страны Балтии были не нужны, поэтому эти страны по причине не дальновидности своего руководства и аморфности ЕС утратили некогда сильные экономические позиции переориентировавшись на транзит и сферу услуг. Евроатлантическая интеграция не способствовала развитию прибалтийских стан, а наоборот еще более усугубила их экономическое состояние, что в итоге негативно отразилось на социальной сфере. В современных условиях из этих стран активно бежит молодежь, усиливаются ультранационалистические движения, падает уровень жизни, стабильно высокий уровень безработицы, инфляции, растут цены на продукты питания и энергоресурсы. Соответствующие обстоятельства еще более усиливают количество евроскептиков в этих странах.