НЕ ВИНО…ВАТЫЕ МЫ?…
Ситуация с запретом импорта вина с Молдавии вновь раскрывает ущербность диалога между Кишиневом и Москвой. Это своеобразный ответ на шапкозакидательство кишиневских чиновников и на их неспособность трезво оценить отношения с Москвой.
Альянс находящийся у власти столько раз трубил, что Молдове откроются огромные рынки сбыта в Европе, в Азии, в Америке, что легко выживем и без России, что она только мешает нашему европейскому экономическому развитию. Строили замки на песке со своей евроинтеграцией и в открытую пинали Россию в бок. Вот теперь, пусть эти горе-политики обьяснят нашим виноделам и нашим фермерам куда, на какие европейские и заморские рынки экспортировать вино, яблоки, виноград и другую сельхозпродукцию.
А если к зиме у нас повысится цена на европейский газ, в смысле она станет «европейской», а к тому же ужесточатся условия пребывания наших сотен тысяч граждан на заработках в России, то можно сказать, что «приехали». Ничего толком с этой Европы не получили, кроме миллионных кредитов и обещаний, а потеряли уважение и экономически выгодные позиции со стороны России. Перспективы, в целом, совсем не радужные.
Но вернемся к ситуации с запретом вина, которая так пылко сегодня обсуждается всей общественностью. Каковы возможные сценарии развития событий и их последствия? Хочу отметить несколько аспектов этой проблемы.
1. Россия отменит введенный запрет на экспорт алкогольной продукции. Отмечу сразу, что это маловероятно, особенно учитывая внешнеполитический курс молдавских властей и, что немаловажно, антироссийскую риторику некоторых представителей молдавской политической элиты.
2. Россия ограничится запретом на экспорт лишь алкогольной продукции. В этом случае негативные последствия для Молдовы будут болезненными, но не смертельными. Ситуацию нельзя сравнить с 2006 годом, когда Россия впервые ввела подобный запрет.
Тогда (в 2005 году) Молдова экспортировала в РФ алкогольной продукции на сумму порядка 230 млн. долл. США. Сейчас (в 2012 году) – около 60 млн. долл. США. В 2005 году экспорт алкоголя в Россию составлял более 60% всего нашего экспорта в эту страну, а сейчас – менее 10%.
Правда в отличие от прошлого эмбарго, учитывая, что РФ является членом Таможенного союза, соответствующий запрет на экспорт алкогольной продукции должен быть продублирован всеми членами ТС, а именно Белоруссией и Казахстаном.
В этой ситуации потенциальные потери будут значительнее. В 2005 году экспорт алкоголя в РФ составлял более 80% суммарного молдавского экспорта данной продукции в эти три страны, а сейчас – лишь 46%. В силу этого, потери коснутся уже 15-20% экспорта в страны ТС – России, Белоруссии и Казахстана, или порядка 120 млн. долл. США, из которых доля России составляет лишь 60 млн.
Кроме этого, надо признать, что в 2006 году и в последующие годы молдавские виноделы экспортировали свою продукцию в РФ через Белоруссию, что в некоторой мере смягчало ситуацию. Сейчас этот канал будет перекрыт.
Тем не менее, повторюсь: последствия запрета на экспорт алкогольной продукции в Россию, даже с учетом подключения к подобным действиям Белоруссии и Казахстана, будут для нашей страны болезненными, но не смертельными. Это коснется менее 6% нашего общего объема экспорта, около 6% продукции промышленности и порядка 7% валовой продукции сельского хозяйства.
3. Вместе с тем, представляется, что запретом на экспорт алкогольной продукции Россия не ограничится. Это подтверждается и печальным опытом 2006 года, когда наряду с алкогольной группой, запрет коснулся и экспорта плодоовощной продукции.
Таким образом, Молдова должна быть готова к тому, что последует (во всяком случае, вероятен) запрет на экспорт в РФ, а стало быть, и другие страны Таможенного союза, плодоовощной продукции.
В этой ситуации последствия для нашей страны будут более удручающими. В последние годы Молдова экспортировала в страны Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества плодовоовощной продукции на сумму порядка 130 млн. долл. США. Это составляет около 18% экспорта в эти страны.
С учетом запрета на экспорт алкоголя потери коснутся порядка 35% экспорта в страны ТС (около 260 млн. долл. США) и 12% общего объема молдавского экспорта. Кроме этого, эмбарго отразится на объемах промышленного производства и сельского хозяйства – до 8% продукции промышленности и до 15% ВП с/х.
4. Рассматривая возможные последствия экспортных ограничений, не следует забывать, что сотни тысяч граждан Молдовы находятся на заработках РФ, валютные поступления от которых (более 1,1 млрд. долл. США в 2012 году) составляют 15,3% ВВП страны. Они в значительной мере подпитывают экономику Молдовы.
Не думаю, что в отношении молдавских трудовых мигрантов в России будут предприняты меры запретительного характера, но то, что будут различные нововведения, например, в части налогообложения переводимых на родину заработанных средств, это вероятно. А это повторюсь – более миллиарда долларов США.
5. Не следует также игнорировать тот факт, что у Молдовы нет соглашения с Газпромом о поставках газа. В 2013 году газ в Молдову поставляется на условиях 2012 года, и нет НИКАКИХ гарантий, что оно (Соглашение) будет продлено на следующий 2014 год. Вместе с тем, учитывая весь комплекс обстоятельств, это маловероятно. Особенно то, что касается, прежде всего, цены.
Некоторым странам Балтии, например Латвии уже поступили предложения от РФ пересмотреть цену на поставки газа и увеличить ее до 600 долл. США. Молдова может столкнуться с аналогичным ”предложением” и цена может достигнуть и 450-ти долл. США, или даже выше. Для нашей экономики, конкурентоспособность которой и так остается на крайне низком уровне, это будет смерти подобно.
Короче, приехали. Молдова последовательна лишь в своих ошибках. Страна, по новому кругу, наступает на те же грабли, со своей параноидальной политикой деления на черное и белое. Если дружить с Западом, то обязательно ссориться с Востоком. Глупый и затратный метод ведения политики.
Есть известное выражение, что воевать с теми, кто с нами торгует, – все равно что натравить бульдога на покупателей у дверей своей собственной лавки. Вот пусть теперь наши горе политики стригут шерсть со своего бульдога и решают эту сложнейшую экономическую ситуацию на пороге зимы.