1122

Секретные тюрьмы США в Европе: новый виток скандала.

Участники антитеррористической программы ЦРУ должны быть привлечены к ответственности, считает комиссар Совета Европы по правам человека.
Эксперты между тем винят во всём политическую нечистоплотность отдельных членов ЕС и проводимую Вашингтоном политику двойных стандартов

Речь идет о сети тайных тюрем для секретного и нелегального перемещения заключенных, подозреваемых в терроризме, которая была раскинута американскими спецслужбами по всему миру, в том числе на территории 14 государств-членов Совета Европы. Говорит руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов:
«Мы хорошо знаем, что малые страны ЕС (особенно на Востоке) вряд ли могут похвастаться независимой внешней политикой. Они многие десятилетия лавировали сначала в советском блоке, потом стали выстраивать «особые» отношения с США. Парадоксальным образом Евросоюз не очень-то старается в эти дела вмешиваться. Поскольку иначе якобы ограничивается суверенитет государств. С другой стороны, эти государства используют свою якобы самостоятельность не в самых благовидных целях».
К примеру, по данным правозащитников, в Польше секретные тюрьмы ЦРУ работали в начале 2000-х. На территории этой страны содержались два самых важных заключенных, подозреваемых американцами в связях с организаторами терактов 11 сентября 2001 года: аль Рахим аль-Нашири и Абу Зубайдах.
Обнародование информации об этом вызвало острую реакцию польской общественности. Как выразился известный местный политик Януш Паликот, «Польша не должна быть международной куртизанкой. Мы не давали согласия на то, чтобы в нашей стране пытали людей. Мы всегда были на стороне преследуемых, а теперь плечом к плечу с американцами стали палачами«.
Правозащитники обнаружили секретную тюрьму ЦРУ и в Бухаресте. Правительство Румынии не один год скрывало информацию о расположении этого секретного объекта. Среди наиболее известных ее узников – Халид Шейх Мохаммед и несколько его сообщников.
К маю 2006 года большая часть секретных тюрем ЦРУ была закрыта. Однако вопросы к американцам остались без ответов. И в очередную годовщину терактов 2001 года комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс вновь привлёк внимание европейской общественности к этой непростой и болезненной теме:
«Мой предшественник Томас Хаммарберг и Парламентская ассамблея Совета Европы поднимали этот вопрос на протяжении многих лет. Я подумал, что годовщина событий 11 сентября будет подходящей датой не только для того, что почтить память невинных жертв и осудить терроризм, но и поразмыслить над тем, каким образом Европа ответила на террористическую угрозу, до какой степени она осталась верной соблюдению прав человека.
Я понимаю, что это очень деликатный вопрос для многих стран. Когда я заговаривал на эту тему, мне нередко приходилось слышать в ответ: «Мы не обладаем никакой информацией на этот счет, потому что программа была претворена в жизнь США на нашей территории, но мы с ними не сотрудничали». Некоторые страны вообще наотрез отказываются обсуждать этот вопрос и возвращаться к нему. Но ведь речь идет о верховенстве закона».
Судебные власти ряда стран, в том числе Германии и Великобритании, инициировали процессы в отношении ряда сотрудников ЦРУ, причастных к программе. В частности, в 2007 году прокуратура Мюнхена выдала ордера на арест 13 сотрудников ЦРУ и передала их в Интерпол. Тем не менее немецкие власти под давлением своего союзника США до сих пор отказываются потребовать их экстрадиции.
В Великобритании судебные власти обязали руководство страны выплатить компенсацию 16 лицам, которых британские спецслужбы обвиняли в том, что те способствовали их выдаче в страны, где эти лица подвергались пыткам. Со своей стороны британское правительство отрицает все обвинения в свой адрес. До настоящего момента единственной страной, которая вынесла приговоры в отношении лиц, причастных к незаконной программе ЦРУ, является Италия.
Эксперты между тем полагают, что проблема значительно шире. Поскольку циничный отказ от соблюдения норм международного права стал чуть ли не единственным ответом США и их наиболее преданных союзников на вызовы современности. Говорит военный политолог Александр Гольц:
«Подходы руководства США к проблеме прав человека вошли в противоречие с подходами стран, которые входят в ЕС. Это случилось не сегодня. Не все отдают отчет в том, что после 11 сентября 2001 года США живут в условиях чрезвычайного законодательства. Только что Обама продлил ещё на год чрезвычайное положение, которое даёт спецслужбам очень большие полномочия. По этому поводу существует немало критики и в самих США. В частности, идет дискуссия по вопросу эффективности Департамента общественной безопасности, который должен координировать деятельность всех силовых ведомств.
Что же касается собственно тюрем, то их появление – результат несогласованности внутреннего и международного законодательства. Люди, которые находятся в заключении на территории США, имеют право на определённый уровень содержания, доступ адвоката, общение с внешним миром и ещё на много чего. Чтобы избежать необходимости следовать букве закона, спецслужбы выбрали самый простой, с их точки зрения, ход. Очевидно, что эти люди действовали с одобрения высших властей США. Если кого-то за тюрьмы и наказывать, то президента Джорджа Буша-младшего и, к примеру, министра обороны Рамсфелда».
После 11 сентября 2001 года американцы приняли концепцию упреждающих ударов по международному терроризму. Прежде всего они нанесли удар по Афганистану, откуда, как считается, «Аль-Каида» вместе с талибами организовала нападение на Америку. Началась война, в рамках которой были захвачены в плен люди, размещенные позднее в секретных тюрьмах. Это были граждане разных стран. Часть арестованных не имела никаких документов и не хотела называть свое имя и гражданство, подчёркивают авторы книги «Секретные тюрьмы ЦРУ».
Одновременно американцы по всему миру начали отслеживать членов радикальных исламистских организаций, а также всех, кто им помогал. Это десятки тысяч людей. Кого-то из них подозревали в подготовке террористических актов и посчитали, что их необходимо арестовать.
Логика американцев проста: если совершается криминальное преступление, то на арест подозреваемого требуется санкция прокурора, ордер. Вина обязательно должна быть доказана в суде. Если идет война, санкции прокурора на уничтожение противника не нужно. И поскольку это война, то ее объявление, с точки зрения американцев, создало правовую ситуацию, позволяющую захватывать противника где угодно и заключать в тюрьмы.
Собственно, здесь проходит граница между сторонниками и противниками американской антитеррористической программы. Первые выступают за борьбу с терроризмом любыми методами, в том числе незаконными. Как выразился один из польских апологетов секретных тюрем, «когда на одной чаше весов жизнь наших граждан, а на другой – муки наших врагов, выбор, к сожалению, очевиден«.
Вторые считают, что нельзя бороться с терроризмом террористическими методами. Поскольку в этом случае судья ничем не отличается от преступника. К этой партии относится и комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс:
«Большинство аргументов, которые США приводили в отношении допустимых техник допроса, возможность задержания человека без суда и следствия категорически противоречат европейским нормам и не выдержат критики в европейском суде. Я бы призвал США посодействовать тем европейским государствам, которые хотят добраться до сути проблемы, посредством предоставления необходимой информации, а также предоставив нескольким жертвам нарушения прав человека, содержащимся в Гуантанамо и пытающимся добиться справедливости в тяжбах против европейских государств, доступ к следователям и судам.
Многие из них вернулись в страны Ближнего Востока и Северной Африки, где впоследствии нередко сталкивались с жестоким обращением и заключением под стражу. Подобные случаи произошли в Египте и ряде других стран, где людей сначала использовали, а затем, по возвращении на родину, у них были проблемы. Так что речь не только о Гуантанамо. Гуантанамо является своего рода символом насилия и крайностей борьбы с терроризмом, и я бы хотел, чтобы это ужасное место закрыли как можно скорее.
Я бы сказал, что дело Эдварда Сноудена продемонстрировало, что есть острая необходимость в строгой подотчетности секретных служб. Перед государствами всего мира стоит задача на юридическом уровне установить контроль над программами слежки. Понятно, что технологии развиваются очень быстро и мы не можем успеть за всеми нововведениями, которые США и другие европейские страны применяют, для того чтобы следить за своими гражданами и вторгаться в их частную жизнь, не отчитываясь каким-либо образом перед парламентом или судебными органами».
Против нарушений прав человека в антитеррористической борьбе выступили законодатели стран Евросоюза, европейские и американские средства массовой информации, неправительственные правозащитные организации во всем мире. На стороне противников политики США выступили также структуры Евросоюза, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европарламент.
Однако волна возмущения разбивается о непробиваемую стену искусственно созданной гиперзависимости наиболее слабых в экономическом и политическом отношении государств от Вашингтона, который никак не хочет позволить этим государствам стать по-настоящему суверенными.
До тех пор пока дела обстоят таким образом, о завершении эпохи двойных стандартов в международных отношениях приходится только мечтать.
Источник



0