822

В поисках утерянной идеологии в России возобновляются казацкие традиции


В поисках утерянной идеологии в России возобновляются казацкие традиции  
Источник перевод для MixedNews - Анастасия Букина
 

На протяжении последних пяти лет, в то время как его сверстники-подростки проводили свободное время в торговых центрах и кинотеатрах, Тимофей Шевченко жил жизнью своих предков-воинов 19-го века.
 
По выходным, 23-х летний здоровяк вместе с десятками других молодых людей марширует  по главному бульвару Краснодара. Одетые в национальную одежду казаков: штаны галифе, сапоги наездника и шерстяные шапки папахи, они чертят в воздухе цифру 8 своими саблями.
 
Лето этот молодой человек обычно проводит в деревне, совершенствуя традиционную для его предков верховую езду без седла,  а также участвуя в специальных вылазках, где он научился обращаться с различными видами оружия, начиная от снайперских винтовок и заканчивая современным автоматом Калашникова. О своем казацком наследии Шевченко говорит: «Моё сердце и душа – всё тянется к этому». Теперь, благодаря губернатору Краснодара, а также упору на усиление безопасности в преддверии зимней Олимпиады в Сочи в следующем году, любимое дело Шевченко стало его официальной работой.
 
Романтизированные поэтами, например Пушкиным, и подавленные Советами, казаки – кочевые военные племена, произошедшие от татар – возобновили значимость своей исторической роли в военной службе в Краснодаре, процветающем южном регионе, находящемся неподалёку от беспокойного российского Кавказа. Возрождение казачества совпадает со всплеском русского национализма и ксенофобии, которые вызваны повышающимся уровнем миграции из близлежащих мусульманских республик.
 
В прошлом году губернатор Краснодара, который сам является потомком казаков, устроил тысячу своих собратьев-казаков на оплачиваемую должность патрульных городов региона, которые должны искать на улицах незаконных мигрантов, хулиганов и пьяниц. Казаки составляют лишь небольшую долю общей полиции Краснодара, однако по мере подготовки региона к зимней Олимпиаде, они начинают играть всё более важную роль и поддерживают перегруженные работой силы охраны правопорядка.
 
Правительство Краснодара выделило 650 миллионов рублей из бюджета нынешнего года на финансирование казацкой программы. Эта сумма составляет менее одного процента общего бюджета, но она в 65 раз больше суммы, которая в этом году будет потрачены на детские сады региона. Деньги тратятся на тренировки и зарплату казакам, которые, после 72-х часового тренинга, а также медицинского и психологического обследований, по двое или трое отправляются на улицы с местными полицейскими.
 
Поскольку права на арест казаки не имеют, им разрешено использовать два вида оружия: пневматический пистолет и его аналог из 19ого века – кнут. «Нам нужно защищаться», говорит главный атаман, или начальник казаков региона Константин Перенижко.
 
Казаки, патрулирующие улицы Краснодара в военной одежде 19ого века – это возврат к временам царской России, когда казаки находились на военной службе у царя, за что получали оплату. По словам Перенижко, «для того, чтобы дать нашим детям возможность посещать школы с казацким воспитанием, где они будут заниматься традиционным казацким спортом и изучать казацкую культуру, нам нужны деньги. Поэтому, в настоящее время нам приходится жить в таких же условиях, в каких жили наши предки и обращаться за деньгами к государству…Мы вернулись к историческому прецеденту».
 
Подъём казаков по всей России совпадает с прогнозом Владимира Путина, который говорил о широком сдвиге населения страны в сторону консервативных ценностей и росте национальной риторики. В Краснодаре – единственном регионе, где казакам платит правительство – сложилась особенно острая ситуация в связи с напряжёнными отношениями между коренными россиянами и мигрантами из близлежащего Кавказа. Поскольку строительные работы к Олимпиаде идут полным ходом, к строительству Краснодар привлёк работников из Дагестана, Ингушетии, Узбекистана и Таджикистана. В прошлом году, в регион с населением в 5,2 миллиона человек прибыло более 700 тысяч мигрантов, и, согласно Федеральной миграционной службе, в 2013 году это количество может вырасти на 25 процентов.
 
Местные жители боятся, что новоприбывшие займут их рабочие места, и это вызывает ожесточённые конфликты с эмигрантами. По словам эксперта по Кавказу из научно-исследовательского Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, «кубанские казаки появились поскольку у властей не было достаточной силы для поддержания порядка, и, в частности, для борьбы с кавказской миграцией…Существует два варианта выбора: либо они [казаки] стабилизируют ситуацию, либо они спровоцируют её ухудшение».
 
Бывший работник завода Юрий Соловьёв патрулирует центр Краснодара, недалеко от главной площади города, на которой установлен гигантский рекламный щит, гласящий «Слава казакам!». Не имея предков-казаков Соловьёв вступил в их ряды по собственном инициативе – «главное – быть казаком в душе». По словам Соловьёва, местное население видит в казаках новый вид моральных судей: «Сейчас люди всё чаще начинают обращаться не к полиции, а к казакам. Они начинают доверять нам больше, чем им». Такая ситуация частично связана с опытом коррупции российской полиции. Соловьёв также добавляет: «Сейчас очень много людей приезжает из других стран и регионов, и это плохо».
 
Чернорабочий из Узбекистана по имени Хуссейн, трудящийся на Олимпийских строительных проектах в Сочи, рассказал, что у него и у его коллег, рабочих из числа эмигрантов, были стычки с группами казаков. «Они агрессивны. Всегда просят наши документы» говорит Хуссейн. Однако рабочий заметил, что сила казаков ограничена: «Мы знаем, что они не имеют права арестовывать или задерживать без надзора полиции».
 
В то время как одни считают, что казачий патруль прекратит своё существование после Олимпийских игр или отставки губернатора Краснодара, другие, например Перенижко верят, что казацкая культура – с её влиянием на русский национализм – может помочь заполнить идеологический вакуум России, образовавшийся в постсоветский период. Утверждая, что современная русская народная культура – это «дешёвая имитация» популяризированных на западе тенденций, Перенижко говорит: «в то время, как русский народ работал над спасением других культур в советский период, русские потеряли свою собственную культуру…Если в ближайшем будущем правительство не окажет помощь в решении этой проблемы, русская культура может исчезнуть навсегда».
 
Это мнение разделяют члены более молодого поколения казаков, например Шевченко, который усыпал свою страницу в социальной сети фотографиями с казачьей охоты, конных шоу и парадов, и поставил на рингтон своего мобильного казачью народную песню. «В Америке — ковбои, а у нас тут – казаки» усмехается молодой человек.

0