Сюрпризы политических лидеров
В последнее время нам приходится наблюдать настоящее состязание громких деклараций о планах ведущих политических партий на ближайшее будущее.
Владимир Воронин обещает нынешней осенью «бархатную революцию». Влад Филат объявляет о продолжительном политическом внутрипартийном процессе, который охватит всю страну и апогеем которого станет съезд ЛДПМ, намеченный на 8 декабря. А Влад Плахотнюк заявил, что осенью ДП станет самой мощной политической партией в Республике Молдова. Демократы даже отказались от отпусков и работают в рамках 13 департаментов, созданных на недавнем заседании Национального политического совета, с тем, чтобы осенью выдвинуть целый пакет важных проектов.
Заявления трех политиков, возглавляющих три самые важные партии Республики Молдова, по логике, должны заставить всех призадуматься, ведь в каждом из этих заявлений содержится мощный «воинственный элемент».
И если Владимир Воронин даже не пытается его скрыть, то Влад Филат и Влад Плахотнюк более сдержаны. К примеру, чтобы ни говорил Влад Филат, но территориальные конференции различного уровня, которые ЛДПМ организует на протяжении нескольких месяцев, означают общую мобилизацию. Напрашивается логический вопрос: к чему эта мобилизация? Неужели только к съезду? Возможно, но ставки слишком малы, судя по твердости звучащих заявлений. Наверняка либерал-демократические лидеры не отправятся на места лишь для избрания делегатов съезда. По-видимому, будет обсуждаться и социально-политическая ситуация в стране. А в ходе дискуссий на эту тему никак не избежать и щекотливых вопросов, которые не наведут на определенный настрой, определенные выводы, определенные решения и т. д.
Таким же образом обстоят дела и с обязательством Демпартии стать самой мощной в стране. Как это произойдет на практике? Демократы попросят коммунистов и либерал-демократов немного подвинуться и добровольно уступить им первую ступень на подиуме? Даже если бы они и пошли на такой шаг, сомневаюсь, что ПКРМ и ЛДПМ удовлетворили бы их «просьбу». Следовательно, достижение озвученной цели предполагает совсем другие способы, чем просьбы и уговоры.
Логика подсказывает, что ДП может достичь своей цели двумя путями: либо привлекая новых членов, ДП становится самой репрезентативной партией в парламенте, в органах центрального и местного публичного управления (в данном случае, полагаю, любой другой комментарий излишний), либо организуются досрочные выборы, и демократы наберут самое больше количество голосов (однако следует заметить, что абсолютно все представители новой мажоритарной коалиции отвергают идею досрочных выборов).
В случае коммунистов уравнение еще проще: дестабилизация политической ситуации всеми возможными путями, чтобы добиться роспуска парламента, и спровоцировать досрочные парламентские выборы. Коммунисты открыто говорят об уличных акциях, о мобилизации своих сторонников на местах, о необходимости скорейшего смещения нынешней власти и т. д. Одним словом, коммунисты готовы действовать и строят не менее грандиозные планы, чем демократы или же либерал-демократы.
Стало уже традицией говорить о «жаркой осени» в преддверии осенне-зимнего политического сезона. Многие даже острят насчет этого уже выдохшегося понятия. Однако в свете вышеизложенного грядущая осень действительно может оказаться жаркой. По крайней мере, сюрпризы будут, причем их будет немало.
Думитру Спэтару, политический обозреватель