Кто ответит за аферу в 12 миллионов евро, потраченных на «модернизацию» пассажирских поездов в Румынии?
Спустя год правительственные чиновники наконец-то признались в одной из самых масштабных афер, которые проворачиваются в министерстве транспорта. Только один из четырех поездов, «модернизированных» на румынском заводе, пока еще функционирует. Остальные не проработали на линии даже месяца. Сегодня эти «чудо реформы на ЖДМ» простаивают в депо из-за серьезных неполадок, устранение которых потребует также немалых инвестиций.
На днях нынешний министр транспорта Василе Ботнарь, который заменил на посту Анатола Шалару при формировании нового состава правительства Лянкэ, заявил, что три из четырех пассажирских поездов, которые были «модернизированы» в Румынии не пригодны для эксплуатации. А ведь только один такой поезд обошелся молдавским налогоплательщикам в 2,2 миллиона евро, а по контракту, заключенному бывшим министром транспорта либералом Анатолом Шалару, общая сумма контракта с румынским заводом Remar составила порядка 12 миллионов евро.
«Из четырех прибывших поездов действует только один. Есть дефекты в двигателях, по первому поезду, который год как находится на гарантии, возникли вибрации в вагонах», — сообщил Ботнарь. При этом чиновник подчеркнул, что в сложившейся ситуации молдавская сторона будет настаивать на устранении неполадок за счет румынского предприятия.
Во всей этой истории с поездами-Шалару удивляет даже не то, что румынский завод попросту взял деньги за
то, что провел ремонтные работы спустя рукава и его гарантии и гроша ломанного не стоят. Возмущает другое — оказывается до сих пор, то есть до заключения договора с правительством Молдовы, завод Remar НИКОГДА НЕ выполнял подобные работы по модернизации пассажирских вагонов. Как признал Кристиан Албу, представитель румынского предприятия Remar в интервью adevarul.ro, данный проект «является новым» для завода.
По информации из прессы, выбор завода Remar оказывется был отнюдь не случайным. Директор ГП «Железные дороги Молдовы», Виталие Струнэ, который был назначен на эту должность по протекции Анатола Шалару и прославился репрессивной политикой на предпритяии против русскоязычного состава сотрудников, в свое время работал на заводе Remar и даже занимал там не последнюю должность.
Поэтому не сложно предположить, что все нарушения при заключении контрактов на модернизацию пассажирского подвижного состава, которые кстати были выявлены Центром по борьбе с коррупцией еще в 2012 году, изначально прикрывались все тем же политическим алгоритмом в правительстве Филата. Можно только предположить, о каких суммах отката идет речь только по этой сделке. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы поверить в то, что ремонт поезда, который не выдержал и месяца эксплуатации, с вагонов которого под солнцем даже слезла краска, обошелся в 2,2 миллиона евро.
Кроме того, согласно договорам, подписанным лично бывшим министром Шалару, именно ГП «ЖДМ» обязывается направить в Пашканы на модернизацию пять составов в течение одного года. Стоимость «модернизации» составит 182 млн леев, что превышает в 3 раза чистую прибыль предприятия за 2011 год. Получается, что в случае провальных сделок, к коей уже понятно мождно причислить конракты по модернизации с румынским Remar, все финансовые издержки несет Железная дорога Молдовы. И это притом, что после смены руководства предприятие несет стабильно убытки.
Политолог Алексей Тулбуре в социальной сети прокомментировал нарастающий скандал вокруг «модернизированных» поездов: «Смотрю на Бублике передачу про «модернизированные» в Румынии поезда. Какой-то замминистра транспорта на вопрос: «Почему из 4-х «модернизированных» в Пашканах поездов только один работает? — спокойно отвечает: «Надо понимать, что для компании из Пашкан это ПЕРВЫЙ опыт модернизации поездов. Они улучшают свою работу. По сравнению с первым поездом в четвертом на 120 (!) улучшений больше». Оказывается, на пять поездов был взят кредит в 12 миллионов евро, из которых потрачено 9,7 миллионов. Останавливать проект по «модернизации», а точнее по разрушению старых поездов не собираются.
Есть и у меня вопросы: 1. Почему Минтраспорта заключил договор на модернизацию поездов с компанией, которая никогда этим не занималась? 2. Как Молдова собирается возвращать десять миллионов евро, брошенных на ветер? 3. Открыты ли уголовные дела по этому контракту? 4. Ответит ли Шалару за этот открытый грабеж? Если не он, то кто?»
Ранее в эксклюзивном интервью «Пульсу» экс-директор предприятия «ЖДМ», ныне депутат ПКРМ, Мирон Гагауз подверг жесткой критике политику руководства предприятия по сворачиванию внутреннего производства. По его словам вместо того, чтобы задействовать местных специалистов, администрация «ЖДМ» размещает заказы по ремонту вагонов за рубежом.
«Когда руководство предприятия говорит о необходимости сокращения штатов в связи с отсутствием объема работ, то здесь следует понимать: да нет объема работ по перевозкам. Но тогда скажите, почему нельзя открывать новые рабочие места, к примеру, по ремонту подвижного состава? Вместо этого, руководство предприятия, закрывая рабочие места здесь, размещает заказы на ремонт пяти вагонов в Румынии. Почему тот же капитальный ремонт пассажирских вагонов планируется опять-таки за границей, а не в Молдове, при том, что для этого все есть», — подчеркнул Мирон Гагауз.
Как отметил экс-глава предприятия отсутствие профессионализма со стороны нынешнего руководства привело к сокращению вагонного парка ГП «ЖДМ», который еще три года назад составлял 6 тысяч вагонов, а сегодня — всего 3 900.
Напомним, летом 2012 года Министерство транспорта, главой которого тогда являлся Анатол Шалару, вынуждено было официально признать существование дефектов в первом «модернизированном» в Румынии дизель-поезде, который вышел из строя, не проработав на маршруте и месяца. Поезд был снят с маршрута Кишинев-Окница, поскольку представлял опасность для пассажиров.