Радио Голос России: Кишинев отказался от встречи лидеров Молдавии и Приднестровья
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Что-то совсем все разладилось в приднестровском урегулировании. До очередной встречи в формате "пять плюс два" еще несколько дней, а уже сейчас говорят, что она опять будет безрезультатной. В прошлый раз, напомним, разошлись, даже не сумев сформировать повестку. Сейчас та же история.
Кишинев продавливает обсуждение так называемой "третьей корзины". Это политические вопросы, в том числе и обсуждение статуса непризнанной республики. Тирасполь настаивает на принятой изначально последовательности, согласно которой приоритет за экономическими и гуманитарными проблемами. А они не то что не решены, а отброшены к состоянию острого кризиса.
Более того, эксперты отмечают, что давно ситуация не выглядела настолько бесперспективной. Кишинев по требованию Евросоюза вводит миграционные посты на административной границе с Приднестровьем. Тирасполь провозглашает ее государственной. И посредники уже откровенно не знают, что со всем этим делать. И уже даже Киев, откровенно симпатизировавший Молдавии, и тот призвал ее пересмотреть закон о возведении кордонов, поскольку его реализация ведет к дискриминации жителей Приднестровья.
Украина, став годовым председателем ОБСЕ, вступила в процесс активно и решительно. Однако на миротворческом поприще пока явно не преуспела. И сейчас ей вновь не удалось организовать очную встречу лидеров двух сторон конфликта - премьера Молдавии Лянкэ и президента Приднестровской Молдавской Республики Шевчука. А ведь она могла бы многое объяснить.
Глава непризнанной республики свое согласие дал, но Кишинев от свидания отказался. Без объяснения причин, но, очевидно, переговоры, которые вряд ли могут существенно изменить статус-кво, не входят в его планы, даже несмотря на то, что они хотя бы создали бы видимость некоего конструктива. Но Кишиневу, похоже, и это не надо.
И это может свидетельствовать о том, что он возвращается к политике односторонних действий. Без консультаций и без учета мнения иной стороны. Есть только один центр влияния, мнением которого Молдавия дорожит. Ее правящий альянс увлекся своей евроинтеграцией настолько, что готов делать все, что потребует от него Брюссель, даже если это противоречит самой сути молдавской идеологии с акцентом на территориальную целостность.
Ведь кордоны на границе с Приднестровьем, с помощью которых ЕС желает обезопасить себя от потока мигрантов в случае, если он все-таки пойдет на либерализацию визового режима с Молдавией, уже сами по себе есть признание Приднестровской Молдавской Республики в качестве отдельного государства. Но объяснить Кишиневу это, видимо, некому. Это мог бы сделать Шевчук, но премьер Лянкэ от рандеву уклонился. Без году неделя глава правительства, он мог встретиться хотя бы для знакомства.
Накануне февральского во Львове и майского в Одессе раундов переговоров в формате "пять плюс два" Киев как председатель ОБСЕ уже пытался свести Шевчука с премьером Молдавии, тогда еще Филатом. Эта осечка уже третья. И это уже тенденция. Сами по себе встречи лидеров мало что решают, но они хотя бы создают некое настроение. Однако его, похоже, нет. И Днестр вновь превращается в Рубикон, который осталось только перейти.