Радио Голос России: Молдавия продемонстрировала свою приверженность евроинтеграции
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Молдавия видела гостей и позначительней. Однако еврокомиссар Кэтрин Эштон мало того что курирует всю внешнюю политику и безопасность ЕС, так еще и непосредственно отвечает за "Восточное партнерство". Тот самый факультатив, через который Кишинев планирует получить в ноябре на саммите в Вильнюсе повышение в статусе. И во многом оно будет зависеть именно от Эштон. Поэтому встречали ее 9 июля по высшему разряду. Чуть ли не пылинки сдували.
Хотя зря беспокоились. Ревизор прибыла уже с готовой оценкой. Еще накануне заявила, что Молдавия продемонстрировала свою приверженность евроинтеграции. И это та самая Эштон, что пару месяцев назад в дуэте с еврокомиссаром по соседству Фюле уверяла, что Кишиневу в этом году точно ничего не светит: ни ассоциации, ни зоны свободной торговли, ни либерализации визового режима. А всего-то и потребовалось - воссоздать правящую коалицию.
По сути, Эштон приехала посмотреть на дело рук своих. Ведь о нынешней молдавской власти она вполне может сказать: "Я ее слепила из того, что было". Реанимация альянса сопровождалась беспрецедентным давлением со стороны Брюсселя. В иной стране это бы назвали вмешательством во внутренние дела. Но здесь не очень-то дорожат своей самостоятельностью, поэтому готовы на все, чтобы подчинить ее Западу.
Так что стоило еврочиновникам пригрозить Кишиневу отлучением от кормушки, как осколки коалиции вновь сложились во что-то, похожее на единое целое.
Хотя понятно, что в хозяйстве такая склеенная вещь вряд ли сгодится. Но свое место она занимает. Тем самым удалось избежать досрочных парламентских выборов, спастись от победы коммунистов и предотвратить изменение внешнеполитического вектора. Поскольку ПКРМ, по крайне мере, декларирует сближение с Таможенным союзом.
Иными словами, Эштон есть за что погладить по головке нынешнее молдавское руководство. И пресловутые реформы к этому не имеют никакого отношения. Как никакого отношения они не имеют и к стране тоже. И не то чтобы Европе так важна эта территория. В ней о Молдавии и знают-то лишь политики да Румыния.
Брюсселю в отсутствии видимых достижений в проекте "Восточного партнерства" нужно было Кишинев хоть за уши тянуть, лишь бы возвести его в пример для подражания. Кто-то же должен представлять собой историю успеха. Украина с европейскими требованиями не справляется. И, как заявил глава литовского МИДа (Вильнюс сейчас председательствует в ЕС), Киев не готов к подписанию соглашения. А Молдавия всегда готова. У нее же нет своих Тимошенко. Точнее, есть. Но они при власти.
Все, что требовалось от местной власти по дороге к евроинтеграции, - сохраниться и подчиниться. С этим она справилась. Что касается реформ, то Брюссель сам признал свои оценки завышенными, когда отказал Молдавии в перспективе, стоило ей оказаться на пороге досрочных выборов.
Сейчас Кишиневу вернули статус фаворита. Тем паче что альянс вопреки позиции большинства населения страны принял скандальный закон о равенстве шансов. Все как заказывал ЕС. Вот и получается, что по-настоящему европейскими правами в этой стране обладают лишь чиновники и сексуальные меньшинства. Хотя многие в Молдавии уже не делают разницы между первыми и вторыми.
Из Кишинева директор информагентства "Ника-Пресс" Владимир Цеслюк.
Шейнкман: Как вы думаете, можно ли считать визит Эштон в Кишинев еще одним свидетельством того, что соглашение об ассоциации у нынешнего альянса уже практически в кармане?
Цеслюк: Можно. Европа нынче прибывает в Молдавию всеми эшелонами, какие только возможны. Она показывает, что Европа Молдавию любит, надеется на нее и всячески ее поддерживает. Этот визит, равно как и все прошедшие и будущие, лишний раз говорит о том, что вильнюсская встреча в конце ноября обещает быть результативной и Кишинев может рассчитывать на моральную, материальную, политическую поддержку Европы.
Но Кишинев должен ежедневно демонстрировать готовность к реформам, взаимно любить Европу и взаимно стремиться в ее объятия. Такова ситуация в Молдавии.
Шейнкман: Заинтересованность нынешнего альянса понятна. А что это дает стране, гражданам?
Цеслюк: Споров очень много. В этих дискуссиях, наверное, планировалось получить ответ на самый главный вопрос - что дает Молдавии та или иная интеграция. Пока этих ответов нет, и эти дискуссии носят агитационно-пропагандистский характер, что в наших условиях абсолютно не эффективно.
Страна будет считать свои потери или удачи уже постфактум, после того, как будет интегрирована - когда она почувствует или любовь Европы, или близкое и дружеское дыхание Москвы.