Евросоюз последний раз принял в свой состав новое государство
Хорватия стала 28 государством-членом ЕС. 10-летие переговоров и реформ прошло на фоне европейского политического ренессанса, расцвета идей солидарности, единой европейской валюты, крепких братских уз континента, падения вправо, заигрывания с Америкой, начала кризиса, краха евро и фактическим распада всего сообщества. К кому сегодня присоединилась Хорватия, учитывая теорию «Европы нескольких скоростей», совершенно непонятно, и пожалуй, это самый спорный геополитический шаг, совершенный Загребом за годы независимости.
Десять лет спустя
Загреб подал заявку на вступление в Евросоюз десять лет назад, через восемь лет после окончания вооруженного конфликта, которым сопровождался распад Югославии. Двумя годами ранее, в 2001 году, ЕС подписал с Загребом Соглашение о стабилизации и ассоциации, на основании которого стали строиться дальнейшие отношения сторон. Вступление в ЕС было одним из главных внешнеполитических приоритетов всех правительств, находившихся у власти в Хорватии.
Официальные переговоры с Брюсселем о членстве в ЕС начались в 2005 году и продолжались шесть лет. Страна должна была привести свое законодательство в соответствие со стандартами ЕС по 35 разделам, продолжить перестройку экономики в пользу меньшего государственного регулирования, что обернулось закрытием верфей и производства тяжелой промышленности.
Общенациональный референдум с вопросом о вступлении в ЕС Хорватия провела 22 января 2012 года. Плебисцит проходил при низкой явке — 43,5 процента (1,96 миллиона человек), в пользу присоединения к Евросоюзу высказались 66,27 процента граждан (около 1,3 миллиона человек). С тех пор, согласно опросам, хорваты сохранили сдержанный оптимизм по отношению к евроинтеграции.
Куда уж хуже?
Сама Хорватия переживает пятилетнюю рецессию и по основным показателям находится ближе к дну европейской таблицы экономических успехов, соперничая с Румынией и Болгарией. Властям удалось спихнуть проблемы на «нечленство» Хорватии в ЕС, но это лукавая уловка — годы реформ и разрыв кооперации, принудительная ликвидация похвальной югославской модели экономики привели хорватов к задворкам Европы: курорт для итальянцев и россиян (туристический поток так и не достиг довоенных показателей), убитая экономика, разнузданная коррупция, «непотизм», слабость валюты, нехватка инвестиций, политический диктат Запада.
ВВП Хорватии по итогам 2012 года составил 44 миллиарда евро, упав до отметки в минус 2 процента. При расчете на душу населения уровень хорватского ВВП насчитывает лишь 61 процент от среднего по Евросоюзу, тогда как уровень ВВП в среднем по ЕС в минувшем году составил минус 0,3 процента. При этом цены на продукты питания в Хорватии вплотную приблизились к западноевропейским (92 процента от среднего показателя по ЕС).
По данным европейской статистической службы Eurostat, на апрель 2013 года безработица в Хорватии составляет 18,1 процента (в среднем по ЕС — 11 процентов), безработица среди людей в возрасте до 25 лет — 51,8 процента (в среднем по ЕС — 23,5 процента).
На ближайшую перспективу эксперты прогнозируют потери в сотни миллионов евро и тысячи рабочих мест из-за необходимости Хорватии в связи со вступлением в ЕС выйти из соглашения стран Центральной и Юго-Восточной Европы по свободному товарообмену (CEFTA). Это значит, что страны региона, в том числе крупнейшие торговые партнеры Хорватии — Сербия и Босния и Герцеговина, вернут пошлины на хорватские товары.
Взамен выхода из CEFTA, где у хорватских товаров сложилась устойчивая и крепкая репутация, национальные производители получат доступ к 500-миллионному рынку стран ЕС, но там им еще предстоит совершить сверхусилия, чтобы доказать преимущество своей продукции.
Быть реалистами
Премьер Хорватии Зоран Миланович призвал не строить завышенных ожиданий от присоединения страны к Евросоюзу. Глава правительства сообщил, что «солнце будет таким же, так же как и ветер будет дуть дальше, а дождь идти, как обычно». «Я ожидаю десяти лет умеренного роста. Мы не бедная страна, хотя по статистике попадаем в число менее богатых. Но мы уже видели, что произошло со странами, имевшими взрывное развитие экономики. Это приводит к социальному дисбалансу, общественному расслоению и беспорядкам на улицах», — заключил Миланович. Премьеру осталось последовать собственному совету.
С присоединением Хорватии история расширения ЕС закрыта. Сербия поднимет вопрос о присоединении лишь к 2020 году, а скорее всего, к 2025. Затем будет Босния и Македония. Потом — Албания. За нею — Косово. И лишь затем кто-то посмотрит на Восток.
Игорь Сегин