690

Григорий Петренко: ЕС пытается принудить Молдову отказаться де-факто от части своей территории посредством установки границы по



 
 
 
Экс-глава комиссии по внешней политике, депутат от ПКРМ Григорий Петренко комментирует для «Пульса» дня значение ратификации военного соглашения Молдовы с Румынией, и как оно отразится на нейтральном статусе молдавского государства. 
 
 
 
Как вы оцениваете атмосферу, сложившуюся в области приднестровского урегулирования в последние две-три недели?   
 
 
Атмосфера очень напряженная. Происходит искусственное нагнетание напряженности. Фактически, декларация парламента по этому вопросу уже не исполняется со стороны официального Кишинева. Такое ощущение, что этой декларации не было. 
 
 
 
 
Почему я говорю об искусственности? По большому счету, ничего не изменилось по сравнению с предыдущим периодом. Нет никаких объективных предпосылок для ухудшения ситуации. Катализатором резкой деградации стало навязывание Европейским союзом решения об установке шести так называемых миграционных постов, а фактически пограничного и таможенного контроля по Днестру. Это решение было принято официальным Кишиневом, и оно как снежный ком превращается в гигантскую проблему, потому что установка подобного рода постов является де-факто исполнением декрета Шевчука о государственной границе. Многие путают, что за чем последовало. Если бы не было решения Брюсселя и Кишинева об установке этой фактически границы,  наверняка этот вопрос не был бы одной из главных тем дня в Молдове.
 
 
 
 
Фактически ЕС пытается принудить Молдову отказаться де-факто от части своей территории посредством установки границы по Днестру для удовлетворения геополитических интересов Запада, для парафирования в Вильнюсе Соглашения об ассоциации. Чиновники ЕС понимают, что без контроля потоков граждан через  восточную границу Республики Молдова, без таможенных постов по Днестру Соглашение об ассоциации и его составляющие части просто не будут воплощены в жизнь. 
 
 
 
 
В этом контексте существует множество звеньев цепи эскалации напряженности. Среди них заявление министра обороны о «готовности отразить агрессию»,  заявление представителей неправительственных организаций о возможности новой приднестровской войны, решение Кишинева установить посты, безответственные заявления целого ряда политиков, истерика в СМИ, аффилированных власти, блокирование со стороны молдавской делегации в ОКК последних пяти заседаний, и одно из последних звеньев эскалации напряженности – внесение на рассмотрение парламента вопроса о ратификации соглашения между Молдовой и Румынией о военном сотрудничестве.
 
 
 
 
 
Это соглашение было подписано еще в апреле 2012 года. Оно лежало на полке. Почему оно выплыло прямо сейчас?  
 
 
 
Оно могло лежать и дальше. Но власть решила, что именно сейчас – подходящий момент для подобного рода соглашений, несмотря на то, что вопрос этот – крайне чувствительный в сфере приднестровского урегулирования. И любое сотрудничество в военной сфере с Румынией не может не отразиться на общей атмосфере вокруг приднестровского вопроса.
 
 
 
Сам факт рассмотрения этого вопроса в парламенте – уже провокация и одностороннее действие Кишинева, что осуждалось парламентом еще неделю назад.  
 
 
 
Что находится в содержательной части соглашения?  
 
Это не просто рамочный договор, как нам пытаются выдать это министр обороны и представители власти. Если сравнить его с другим и подобного рода, то оно намного детальнее, объемнее. Им не хватило букв в алфавите, чтобы обозначить все формы сотрудничества. 
 
 
 
Содержательно - это просто бомба замедленного действия.  Соглашение подразумевает возможность создания совместных командований, батальонов, контроль над воздушным пространством, возможность участия в миротворческих операциях, обмен военной информацией,  организация совместных учений без указания сроков. Создается смешанная военная комиссия, куда могут входить представители разных структур обеих государств. Но большая и главная часть соглашения посвящена военным учениям. Статусу румынского контингента на территории Молдовы и наоборот, строительство собственной инфраструктуры. 
Фактически, если задаться вопросом, зачем нужно было это соглашение ратифицировать соглашение именно сейчас? Это не только элемент кампании по нагнетанию напряженности. Появляется, в случае необходимости, правовая база нахождения на территории Молдовы румынского контингента. И в контексте напряженности на Днестре это просто подливание масла в огонь. Сигнал для сторон и посредников, что на территории нейтрального государства Республика Молдова «в случае чего» могут оказаться румынские военные подразделения под видом учений, которые будут находиться тут на основании межправительственного соглашения.
 
 
 
Как проходило голосование в парламенте за ратификацию этого соглашения?    
 
 
Правящее большинство спешило ратифицировать соглашение. В первом чтении они приняли его с нарушением всех процедур – в отсутствии кворума. В зале присутствовало 47 депутатов. На это указывает и видео, и заявления отсутствующих депутатов.
 
 
 
 
После обсуждения закона после того, как фракция ПКРМ покинула зал заседаний, в зале осталось меньше депутатов, чем необходимо для продолжения заседания. Фактически, голосование было сфальсифицировано, и тому есть доказательства. 
 
 
 
 
Как соглашение соотносится с нейтралитетом Республики Молдова?  
 
Мы считаем, что это соглашение противоречит Конституции. Тогда что такое нейтралитет, если нейтральному государству можно подписывать подобного рода соглашения?
 
 
 
Румыния является членом НАТО. Это не просто рамочное соглашение. Это документ противоречит и стратегии национальной безопасности. Обозначенные области сотрудничества ставят крест на нейтральном характере нашего государства. Совместное командование со страной, которое входит в военный блок, делает наш нейтралитет пустым звуком. 
 
 
 
Есть все основания для того, чтобы данный закон о ратификации соглашения был опротестован в Конституционном суде. Материалы на данный момент находятся в стадии подготовки.



 
0