Как я сдавал БАК
Ну, как сдавал. Заявление в Министерство образования, небольшие деньги в кассу. Десять контрольных работ - румынский, русский, английский, математика, информатика, физика, химия, биология, география и, конечно, история румын. И экзамены на степень бакалавра. А вам слабо? Камеры слежения
Списывать или фотографировать работы было крайне сложно, наблюдателей было достаточно, зал хорошо просматривался, попытки пользоваться мобильником прекратились в первый же день. В первый час работы было запрещено выходить в туалет, и если тесты появлялись в сети через несколько минут после начала экзамена, то я склонен думать, что утечки происходили не из экзаменационных залов.
Не знаю как у кого, у меня проблем с камерами не было. Я не списывал на предбаках и не собирался списывать на баке. Психологически камеры воздействовали не больше, чем проверяющие, которые иногда вели себя излишне сурово. Возможно, камеры слишком дорогие, и деньги можно было потратить на что-то другое, но отрицательных последствий я не вижу и истерику по поводу камер не разделяю.
Первый замечательный предел
Со времени, когда я заканчивал школу, а было это в 1980 году, учебник математики заметно изменился. Появились новые главы и разделы, которые прежде изучались на первых курсах университета, и чуть выше стал уровень математической строгости. Хорошо ли это – не знаю. Раньше школьная математика больше внимания уделяла решению заковыристых задачек, развитию мышления, а новые учебники дают больше теории. Проще говоря, старые учебники были написаны лукавым волшебником, а новые – вежливым занудой.
Но все эти рассуждения к экзаменационным тестам не имеют никакого отношения. Потому что при желании сложность теста можно опустить до любого удобного уровня. Мало ли – болонская система. Мы же не видим, что пишут лицеисты в Болоньи, может там тесты ещё проще наших.
После массовых провалов на последнем баке многие стали высказываться в том смысле, что планку задрали невероятно высоко. Я бы тоже хотел так думать, поверьте.
Однако, тест по математике не требовал никакого полёта мысли, никакой изобретательности – минимальные навыки. Даже помнить ничего особо не надо было, необходимые формулы были напечатаны на последней странице теста. Некоторых разделов учебника в тестах просто не было. Я легко написал за полтора часа. Максимальный бал не получил - проверяющие снизили оценку за то, что некоторые задачи я решал по-своему, хотя, как мне кажется, за это следует поощрять.
Ещё раз - это был не жёсткий тест. В новых учебниках есть много сложных задач, нелобовых решений, хитрых подстановок, из чего можно было б составить такие тесты, что посыпались бы не только школьники, но и учителя. Понятно, что никому это не нужно.
Да, 42% лицеистов провалили экзамены. Но это и есть их реальный уровень. Хотели исключить списывание? Получите результаты. Что на зеркало обижаться? Если бы не камеры слежения, то многие и сегодня продолжали бы думать, что с нашим образованием всё в порядке. Может быть, надо немного больше платить учителям?
За несколько минут до начала экзамена я стал спрашивать у лицеистов первый замечательный предел - из полусотни кандидатов в бакалавры помнил один.
Почему-то считается, что успешно сдать экзамены на бакалавриат должны все. И поступить в университет. А потом что? Ладно бы просто увеличивали количество юристов и экономистов, но ведь некоторые выпускники станут и хирургами.
Русский язык и литература
На консультации было нескучно, училка наставляла – поделите лист на две части, справа – отрицательные герои, слева – положительные. Зачем было книгу писать, всё так просто.
Тест по литературе сводится к проверке каких-то общих знаний, думать и чувствовать не обязательно, и читать ничего не надо - есть сайт briefly.ru с кратким изложением основных произведений. Глубина, психологизм могут только помешать в написании теста.
Такой подход низводит художественную литературу до простого набора информации. Но даже математика не сводима к набору информации, а уж литература ...
Кого и чему так можно научить?
Естественные науки от «болонки» теряют мало - тест по физике или химии мало отличается от обычной контрольной. Тест по иностранному языку без устного экзамена, как мне кажется, теряет многое. А преподавание литературы без полноценного сочинения теряет смысл.
Румынская литература и История румын
Сегодня рекомендованы к использованию три разных учебника истории для 12 класса, и тем больше ошибок и несуразностей. К примеру в одном учебнике сказано, что 31 августа 1989 года на центральной площади Кишинёва собрались 600 тысяч человек, а в другом - что 700 тысяч. А площадь от силы вмещает 50 тысяч человек. Я писал уже об этом (http://www.vedomosti.md/news/O_Tsezare_Yarostnyh_Russkih_Snegopade_I_Smelom_Antonesku, http://ava.md/projects/history/013888-istoriya-rumin-kak-liniya-fronta-informacionnoi-voini-obzor-moldavskih-uchebnikov-istorii.html ), не буду повторяться.
Помимо прочего материалы написаны ужасным русским языком, будто бы компьютерные переводы. Я понимаю, что русский язык не родной для авторов учебников истории, а взять редактора догадаться сложно. Но учебники физики и математики местных авторов написаны хорошим русским языком – вот где загадка!
На контрольной по истории я должен был нанести на контурную карту границу «румынского пространства», куда полностью входила Молдова и части территории Венгрии, Болгарии, Сербии и Украины. Я пробовал спрашивать учительницу – кто и когда сформулировал понятие «румынского пространства», почему нет «французского пространства»? Ответов на свои вопросы я не получил, но это к лучшему – после экзамена я почувствовал воодушевление и желание швырнуть булыжник в здание Правительства.
Учебник румынской литературы, я бы сказал, вещь в себе. В Румынии учебник литературы выглядит иначе – там нет целого ряда писателей из молдавского учебника. И нет даже такого замечательного литератора как Николае Дабижа, фрагмент творчества которого был в экзаменационном тесте. Возможно, это учебник бессарабской литературы. И тем не менее, все писатели из молдавского учебника поголовно являются румынскими патриотами. Даже те, кто при жизни был противником объединения с Валахией, или жил задолго до появления Румынии.
Итоги
Как говорила секретарша Верочка из известного кинофильма – нет ничего невозможного для человека с интеллектом.
И если через десятки лет после школы я легко сдал экзамены, то во многом потому, что в школе учился не по «болонке». Когда говорят, что болонская система «во всём мире», то надо понимать, что в дорогих закрытых школах никакой «болонки» нет.
Закончить ещё пару университетов, что ли?
Краснов Олег
Списывать или фотографировать работы было крайне сложно, наблюдателей было достаточно, зал хорошо просматривался, попытки пользоваться мобильником прекратились в первый же день. В первый час работы было запрещено выходить в туалет, и если тесты появлялись в сети через несколько минут после начала экзамена, то я склонен думать, что утечки происходили не из экзаменационных залов.
Не знаю как у кого, у меня проблем с камерами не было. Я не списывал на предбаках и не собирался списывать на баке. Психологически камеры воздействовали не больше, чем проверяющие, которые иногда вели себя излишне сурово. Возможно, камеры слишком дорогие, и деньги можно было потратить на что-то другое, но отрицательных последствий я не вижу и истерику по поводу камер не разделяю.
Первый замечательный предел
Со времени, когда я заканчивал школу, а было это в 1980 году, учебник математики заметно изменился. Появились новые главы и разделы, которые прежде изучались на первых курсах университета, и чуть выше стал уровень математической строгости. Хорошо ли это – не знаю. Раньше школьная математика больше внимания уделяла решению заковыристых задачек, развитию мышления, а новые учебники дают больше теории. Проще говоря, старые учебники были написаны лукавым волшебником, а новые – вежливым занудой.
Но все эти рассуждения к экзаменационным тестам не имеют никакого отношения. Потому что при желании сложность теста можно опустить до любого удобного уровня. Мало ли – болонская система. Мы же не видим, что пишут лицеисты в Болоньи, может там тесты ещё проще наших.
После массовых провалов на последнем баке многие стали высказываться в том смысле, что планку задрали невероятно высоко. Я бы тоже хотел так думать, поверьте.
Однако, тест по математике не требовал никакого полёта мысли, никакой изобретательности – минимальные навыки. Даже помнить ничего особо не надо было, необходимые формулы были напечатаны на последней странице теста. Некоторых разделов учебника в тестах просто не было. Я легко написал за полтора часа. Максимальный бал не получил - проверяющие снизили оценку за то, что некоторые задачи я решал по-своему, хотя, как мне кажется, за это следует поощрять.
Ещё раз - это был не жёсткий тест. В новых учебниках есть много сложных задач, нелобовых решений, хитрых подстановок, из чего можно было б составить такие тесты, что посыпались бы не только школьники, но и учителя. Понятно, что никому это не нужно.
Да, 42% лицеистов провалили экзамены. Но это и есть их реальный уровень. Хотели исключить списывание? Получите результаты. Что на зеркало обижаться? Если бы не камеры слежения, то многие и сегодня продолжали бы думать, что с нашим образованием всё в порядке. Может быть, надо немного больше платить учителям?
За несколько минут до начала экзамена я стал спрашивать у лицеистов первый замечательный предел - из полусотни кандидатов в бакалавры помнил один.
Почему-то считается, что успешно сдать экзамены на бакалавриат должны все. И поступить в университет. А потом что? Ладно бы просто увеличивали количество юристов и экономистов, но ведь некоторые выпускники станут и хирургами.
Русский язык и литература
На консультации было нескучно, училка наставляла – поделите лист на две части, справа – отрицательные герои, слева – положительные. Зачем было книгу писать, всё так просто.
Тест по литературе сводится к проверке каких-то общих знаний, думать и чувствовать не обязательно, и читать ничего не надо - есть сайт briefly.ru с кратким изложением основных произведений. Глубина, психологизм могут только помешать в написании теста.
Такой подход низводит художественную литературу до простого набора информации. Но даже математика не сводима к набору информации, а уж литература ...
Кого и чему так можно научить?
Естественные науки от «болонки» теряют мало - тест по физике или химии мало отличается от обычной контрольной. Тест по иностранному языку без устного экзамена, как мне кажется, теряет многое. А преподавание литературы без полноценного сочинения теряет смысл.
Румынская литература и История румын
Сегодня рекомендованы к использованию три разных учебника истории для 12 класса, и тем больше ошибок и несуразностей. К примеру в одном учебнике сказано, что 31 августа 1989 года на центральной площади Кишинёва собрались 600 тысяч человек, а в другом - что 700 тысяч. А площадь от силы вмещает 50 тысяч человек. Я писал уже об этом (http://www.vedomosti.md/news/O_Tsezare_Yarostnyh_Russkih_Snegopade_I_Smelom_Antonesku, http://ava.md/projects/history/013888-istoriya-rumin-kak-liniya-fronta-informacionnoi-voini-obzor-moldavskih-uchebnikov-istorii.html ), не буду повторяться.
Помимо прочего материалы написаны ужасным русским языком, будто бы компьютерные переводы. Я понимаю, что русский язык не родной для авторов учебников истории, а взять редактора догадаться сложно. Но учебники физики и математики местных авторов написаны хорошим русским языком – вот где загадка!
На контрольной по истории я должен был нанести на контурную карту границу «румынского пространства», куда полностью входила Молдова и части территории Венгрии, Болгарии, Сербии и Украины. Я пробовал спрашивать учительницу – кто и когда сформулировал понятие «румынского пространства», почему нет «французского пространства»? Ответов на свои вопросы я не получил, но это к лучшему – после экзамена я почувствовал воодушевление и желание швырнуть булыжник в здание Правительства.
Учебник румынской литературы, я бы сказал, вещь в себе. В Румынии учебник литературы выглядит иначе – там нет целого ряда писателей из молдавского учебника. И нет даже такого замечательного литератора как Николае Дабижа, фрагмент творчества которого был в экзаменационном тесте. Возможно, это учебник бессарабской литературы. И тем не менее, все писатели из молдавского учебника поголовно являются румынскими патриотами. Даже те, кто при жизни был противником объединения с Валахией, или жил задолго до появления Румынии.
Итоги
Как говорила секретарша Верочка из известного кинофильма – нет ничего невозможного для человека с интеллектом.
И если через десятки лет после школы я легко сдал экзамены, то во многом потому, что в школе учился не по «болонке». Когда говорят, что болонская система «во всём мире», то надо понимать, что в дорогих закрытых школах никакой «болонки» нет.
Закончить ещё пару университетов, что ли?
Краснов Олег