1089

Кто или что убивает на корню малый бизнес в Молдове?


Малый бизнес считается основой экономики из-за его вклада в создание новых рабочих мест, стимуляцию конкуренции, возможности быстро меняться и приспосабливаться к потребностям рынка и так далее. Во всём мире малый бизнес считается основой экономики из-за его вклада в создание новых рабочих мест, стимуляцию конкуренции, возможности быстро меняться и приспосабливаться к потребностям рынка и так далее.
Между тем, именно у этого сектора экономики сегодня невероятное количество проблем. Это и налоговая политика с множеством выплат, налогов, штрафов и неустоек, и бюрократические препоны, и ограниченный доступ к финансовым средствам.

Читатели «Комсомолки», участвуя в опросе, обрисовали основной круг проблем, которые мешают развитию малого бизнеса в Молдове. И это мы обсудили с видными экспертами страны.
Главные проблемы «малышей»
Тудор Лупашко:
- Проблема не только в фискальной политике, а в нашем уровне и понимании того, что является бизнесом.  И вторая проблема – лимитированный доступ к финансам. Средства производства, интеллектуальный потенциал и финансовые средства – если во всем этом навести порядок, тогда можно будет говорить о развитии малого бизнеса в Молдове.
Ольга Мельничук:
- Покажите мне бизнесмена даже в другой стране, который скажет, что да, с нашей налоговой системой все отлично! В любой стране предприниматель будет сетовать на налоговое бремя.
Тудор Лупашко:
- Да, и мы помним, как актер Депардье  сменил гражданство как раз из-за налогов.
Ольга Мельничук:
- Меня удивляет, что не так много поддержки и внимания уделяется малому бизнесу. Помните, в Налоговом кодексе РМ была статья 49, по которой малое предприятие было освобождено от уплаты  налога на прибыль при выполнении определённых условий? Сейчас этого нет. Отсутствуют необходимые инструменты, что не  помогает развиваться малому бизнесу. Это, на мой взгляд, ключевая проблема.
Превращение налоговой в карательный орган
Татьяна Батушкина:
- Каждый месяц, каждый квартал, каждые полгода, год предприниматель должен отчитаться за какую-то часть своей деятельности. Вопрос не только в самой налоговой системе, но и в администрировании, взаимоотношении налоговых инспекторов и предпринимателей.  Налоговые службы так и не поняли, что они и предприниматели должны быть партнерами. Налоговая инспекция - это не карательный орган, которого все должны бояться. Я как-то сказала налоговому инспектору об этом, что, в общем-то, вы обслуживаете население, обслуживаете бизнес, так на меня посмот­рели возмущенными круглыми глазами – мол, как я такое вообще могла произнести…  Немаловажен и другой аспект: несправедливость самих ставок. Самые маленькие предприятия, у которых оборот составляет до 100 тысяч леев, платят 3% налога c оборота. Казалось бы, три тысячи - не такая уж и большая сумма, но бизнесмены видят, как их коллеги, имея большие прибыли и умного бухгалтера, показывают минимальные доходы и платят в казну около 300 леев! Нужна, во-первых, более стабильная система, к  которой люди могли бы приспособиться. И, во-вторых, изменение отношения налоговиков к самим предпринимателям. Человек, еще даже не успев начать бизнес, уже считается государственным преступником. Это ненормальная ситуация!
Евгений Рошковану:
- Согласен с тем, что налоговая политика разрушает бизнес многих молодых людей, именно поэтому они покидают страну. Их откровенно «достает» и налоговая система, и поведение налоговых инспекторов, которые могут себе позволить такую роскошь, чтобы 2-3 раза в неделю проверять одно и то же предприятие и по 2-3 раза выписывать штрафы. При таких условиях выгоднее «уйти в тень». А потому мы видим, как у нас очень бурно развивается теневая экономика. Берем 3% с продаж – это очень высокий процент! Ты продал на 100 леев и уже с них платишь налог. Вопрос в том, сколько ты потратил на производство этого товара и перекупку, транспорт, аренду, зарплату своим работникам и так далее…  Может, в эти 100 леев продаж уже и входит все вышеперечисленное, что тогда?  Да, у нас есть такое, что  человек может платить 12% с прибыли. Вы знаете, что в Молдове насчитывается более 38 тысяч микропредприятий из 49 МСП? Всем им сложно. У нас вообще очень тяжело начинать…  Сразу же начинают штрафовать и, как говорится, с пеленок  приучают к тому, чтобы учиться «договариваться» с инспектором, чтобы и тебе что-то осталось, и он был доволен. Коррупция очень сильно развита, причем не только в налоговых органах, но и во всех ведомствах страны. А эти бесконечные отчеты? Когда молодые бизнесмены жалуются, что большую часть времени приходится убивать на то, чтобы все сделать без ошибок и правильно заполнить документы. Разве это нормально?
- Мы же тут говорили о «хороших бухгалтерах»…
- Да, тот, у кого уже есть опыт, так и делает. А ведь нужно всем давать возможность заниматься бизнесом. Есть первая глава 11 статьи Налогового кодекса, которая гласит, что в случае непонятных и конфликтных ситуаций с налоговиками решения принимаются в пользу предпринимателя. Мне кажется, сегодня уже все позабыли об этом.
Виновата система: она провоцирует беззаконие?
Тудор Лупашко:
- Важный вопрос, много ли надо времени, чтобы навести порядок в этой отрасли. На самом деле, это можно сделать, когда мы захотим. Другое дело, что общество не хочет перемен: и те, кто эти законы придумывает, и те, кто их выполняет. А малый бизнес…  Многие ведь даже не знают, как делать и что делать. А принять решение, чтобы каждый налоговый инспектор  отвечал за свое поведение по отношению к бизнесмену – тут много времени не надо: а так они ходят, как генералы… Словно на голове корона, идут штрафовать предприятия.
Евгений Рошковану:
- Тут виноваты не только налоговики. Зависит от системы, от того, как их настраивают. Если выходит депутат парламента и откровенно дурит людей, ничего не меняется, какие ты ни приводи аргументы, пиши письма, петиции, годами мы выносим предложения, и все без толку!  Такое бездействие власти видит налоговый инспектор, думаете, он будет себя по-другому вести? Он знает, что за любые его действия, в том числе и беззаконные, ему ничего не будет, такова атмосфера в обществе. И если попытаться ответить на вопрос, когда изменится  система, то, полагаю, что ответ будет таков:
- Никогда так не будет, потому что никогда так не бывает!..
Хотя я вижу, насколько оптимистичны люди, когда к ним приходят представители политического истеблишмента, а потом у них опускаются руки – когда не выполняются обещания.
Скромный вклад в ВВП
Татьяна Ларюшина:
- Согласна с тем, что уже прозвучало, и в целом поддерживаю, что уже было, так или иначе, проговорено. Но мне хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, говоря о малом бизнесе,  все же важно понимать, что это довольно обширная группа, под которой часто понимают очень разные категории предпринимателей - от самозанятых, которые просто вынуждены заниматься предпринимательством из-за ситуации на рынке труда, до динамично развивающихся инновационных компаний, так называемых  «газелей». Вместе с тем, у них очень разные мотивации для занятия бизнесом, разные задачи и  бизнес-стратегии, а значит, и разные трудности, барьеры, которые им приходится преодолевать.  Если для первой категории занятие предпринимательской деятельностью скорее вынужденное, вызванное безработицей или мизерными доходами от наемной деятельности, то другая категория предпринимателей нацелена на активное привлечение инноваций, на развитие бизнеса, а значит, способна генерировать новые, хорошо оплачиваемые, рабочие места с высокой производительностью. Поэтому и задачи государственной поддержки для таких разных категорий должны быть разными. Самозанятые должны стать предметом активной политики занятости государства,  для них должны быть разработаны всевозможные программы по переквалификации рабочей силы, на которую существует спрос на рынке труда, созданы условия для ее мобильности внутри страны. Вторая категория - это самая ценная целевая группа для политики развития предпринимательства, она нуждается в дружественном деловом климате и адекватной государственной поддержке, особенно на старте бизнес-проектов. И это второй момент, на который я хочу обратить внимание.
Сегодня у нас доля частного сектора в экономическом росте не превышает 23 процентов, а доходы населения  от предпринимательской деятельности уступают социальным пособиям. Роль государства в поддержке предпринимательства и особенно малого бизнеса, как раз и состоит в обеспечении благоприятного делового климата для всех, кто хочет и может заниматься бизнесом. А это предполагает понятную и предсказуемую политику, эффективные институты, здоровую конкуренцию, с четкими правилами для всех без исключения участников рынка, развитую бизнес-инфраструктуру. У нас уже разработан целый пакет мощных инструментов для развития бизнеса, таких как законы о частно-государственном партнерстве, о конкуренции, о госзакупках и государственной помощи  и др., но  мы знаем, что самым слабым звеном у нас является внедрение этих законов. Вот почему очень важно, чтобы  бизнес поддержал эти реформы, мог вести  прямой диалог с властью об общих целях – росте благосостояния страны через развитие частного предпринимательства и деловой инициативы.

Предпринимателей нужно учить с ранних лет
Татьяна Батушкина:
- Начинать учить предприимчивости людей нужно с первого класса школы. Причем человек должен понимать, что такое предприимчивость во всем. Это должна быть целая государственная программа! Предприимчивость включает развитие творчества, креативность, нестандартное мышление, инновации и принятие рисков.
Ольга Мельничук:
- Здесь важно не столько обучение, сколько его качество. В Ирландии есть проекты, где прямо с садиков начинают обу­чение предприимчивости, используя методику игр. Также внедряют образовательные и финансовые программы, которые способствуют тому, чтобы даже те, кому не удалось развить бизнес первый раз, смогли начать заново, получив второй шанс.
P.S.: А закончили мы беседу на том, что согласились: менять нужно все – и систему, и отношение власти к бизнесу, и наш менталитет. А учиться надо всю жизнь, непрерывно! Таковы законы бизнеса.

KP.md
0