Додон: Либо федерация Молдовы c Приднестровьем, либо теряем государственность Республики Молдова
Лидер Партии социалистов Республики Молдова Игорь Додон выступил с заявлением в ходе закрытого парламентского заседания от 20 июня 2013 г., текст которого представлен ниже:
Республика Молдова как никогда прежде приблизилась к моменту, когда может окончательно потерять свои левобережные территории, а вместе с ними – и свою государственность. Как обычно, кишиневское руководство проявило свою неподготовленность, оказавшись бессильным перед четко продуманными действиями Тирасполя, поставившим нашим политикам, говоря языком шахмат, «шах».
Бестолковое заявление министра обороны Маринуца еще раз доказывает то, что кишиневские власти оказались неподготовленными, отреагировав достаточно истеричным образом. Он заявил, что Молдова готова дать вооруженный отпор Приднестровью. Напоминаю вам, что именно такие необдуманные заявления привели два десятилетия назад к братоубийственной войне на Днестре, а также походу против гагаузов.
В связи с этими, почти что преступными заявлениями Маринуца, мы должны бы уяснить себе как можно яснее: насколько нынешнее руководство Республики Молдова готово подписаться под подобными заявлениями? Готовы ли Парламент, Президентура, Правительство дать вооруженный отпор Приднестровью? Готовы ли депутаты и министры послать своих сыновей и внуков для участия в возможном вооруженном столкновении на Днестре?
Есть еще один вопрос в адрес наших правителей: Вы готовы принять предложение Европейского союза об установлении шести контрольных миграционных пунктов на Днестре? Готовы ли вы, следуя инструкциям ЕС, де-юре признать Приднестровье как самостоятельную республику?
Создается впечатление, что в погоне за европейской интеграцией любой ценой, кишиневские власти утратили политическую рассудительность. Ради внешней интеграции кишиневское руководство готово пожертвовать внутренней целостностью страны. Разве не видно, что слепое соблюдение требований ЕС приведет к потере Приднестровья? А с потерей Приднестровья Республика Молдова вступит в стадию полного коллапса как государство, а это в свою очередь дискредитирует на долгие годы любой внешний интеграционный процесс.
Последние события лишний раз доказывают то, о чем социалисты твердят уже много лет подряд: Основным приоритетом молдавской политики должна быть внутренняя целостность, а уже затем – внешняя интеграция.
До тех пор пока не будет достигнуто взаимоприемлемого решения по приднестровскому вопросу, ни о какой внешней интеграции не может быть и речи: ни с Западом, ни с Востоком. Европейский союз никогда не примет в свой состав государство с таким серьезным территориальным замороженным конфликтом, как наш.
Реальное достижение окончательного решения по приднестровскому вопросу возможно только двумя путями: либо отделением данной территории, либо его возвратом в состав Республики Молдова путем федерализации. Всё. Иных реальных вариантов решения просто не существует.
Весной 2012 года социалисты призвали к рассмотрению плана федерализации республики Молдова для мирной интеграции Приднестровья.
В контексте драматических событий последних дней, Партия социалистов повторно обращается к руководству Парламента, к руководству страны, к гражданам, с предложением о начале неотложного рассмотрения возможности создания общей с Приднестровьем федерации.
Партия социалистов готова представить подробный проект федерализации или содействовать разработке нового проекта, в котором будут в наибольшей степени представлены суверенные интересы Республики Молдова.
Результатом любого затягивания рассмотрения проекта федерализации станет ухудшение положения на Днестре и срыв любых попыток территориальной реинтеграции страны. А без территориального воссоединения страны, без решения внутренних проблем любая реальная попытка внешней интеграции, какой бы они ни была, изначально окажется неудачной. Сама наша государственность окажется под вопросом.
На наш взгляд, сегодня необходим ряд неотложных мер по восстановлению мер доверия между сторонами конфликта, что позволит нормализовать отношения с Приднестровьем и создать гуманитарную и экономическую основы для построения общего с ним государства. Эти меры должны включать в себя:
1.Приостановление действия Закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22 июля 2005 года.
2.Признание Парламентом РМ нормативной базы переговорного процесса, наработанной до принятия Закона от 22.07.2005.
3.Принятие совместно с главой государства решений о политической и правовой амнистии участников конфликта.
4.Адоптацию к сегодняшним реалиям Соглашения о межведомственном сотрудничестве между сторонами, подписанного в 1997 году, с последующей передачей этого документа приднестровской стороне для согласования.
5.Проведение парламентских слушаний с участием депутатов парламента Молдовы и Верховного Совета Приднестровья, о перспективах создания единого экономического пространства на обоих берегах Днестра и совместного участия в экономических проектах со странами Таможенного союза и ЕС.
6.Выпуск общей Книги памяти с указанием всех погибших и без вести пропавших граждан в период вооружённого конфликта с учётом уже вышедшего в свет на левом берегу Днестра аналогичного издания.
Мы рассчитываем на то, что после принятия нами всех вышеперечисленных мер аналогичные шаги предпримет и Тирасполь, в частности откажется от проекта «договора о дружбе между и сотрудничестве между Республикой Молдовой и Приднестровской Молдавской Республикой» и восстановит отменённое в 2007 году решение Верховного совета Приднестровья о возможном создании единого территориального образования с Республикой Молдова от 6 января 1993 года.
Однако первый шаг должен сделать официальный Кишинёв, ибо именно на молдавских политиках лежит главная ответственность за раскол единой страны. Мы призываем депутатов парламента Республики Молдова поддержать наши инициативы.
Время разбрасывать камни прошло. Настало время собирать камни. Только совместными усилиями обоих берегов Днестра мы сможем прийти к решению многолетнего конфликта, разделившего нашу страну на две части.
Республика Молдова как никогда прежде приблизилась к моменту, когда может окончательно потерять свои левобережные территории, а вместе с ними – и свою государственность. Как обычно, кишиневское руководство проявило свою неподготовленность, оказавшись бессильным перед четко продуманными действиями Тирасполя, поставившим нашим политикам, говоря языком шахмат, «шах».
Бестолковое заявление министра обороны Маринуца еще раз доказывает то, что кишиневские власти оказались неподготовленными, отреагировав достаточно истеричным образом. Он заявил, что Молдова готова дать вооруженный отпор Приднестровью. Напоминаю вам, что именно такие необдуманные заявления привели два десятилетия назад к братоубийственной войне на Днестре, а также походу против гагаузов.
В связи с этими, почти что преступными заявлениями Маринуца, мы должны бы уяснить себе как можно яснее: насколько нынешнее руководство Республики Молдова готово подписаться под подобными заявлениями? Готовы ли Парламент, Президентура, Правительство дать вооруженный отпор Приднестровью? Готовы ли депутаты и министры послать своих сыновей и внуков для участия в возможном вооруженном столкновении на Днестре?
Есть еще один вопрос в адрес наших правителей: Вы готовы принять предложение Европейского союза об установлении шести контрольных миграционных пунктов на Днестре? Готовы ли вы, следуя инструкциям ЕС, де-юре признать Приднестровье как самостоятельную республику?
Создается впечатление, что в погоне за европейской интеграцией любой ценой, кишиневские власти утратили политическую рассудительность. Ради внешней интеграции кишиневское руководство готово пожертвовать внутренней целостностью страны. Разве не видно, что слепое соблюдение требований ЕС приведет к потере Приднестровья? А с потерей Приднестровья Республика Молдова вступит в стадию полного коллапса как государство, а это в свою очередь дискредитирует на долгие годы любой внешний интеграционный процесс.
Последние события лишний раз доказывают то, о чем социалисты твердят уже много лет подряд: Основным приоритетом молдавской политики должна быть внутренняя целостность, а уже затем – внешняя интеграция.
До тех пор пока не будет достигнуто взаимоприемлемого решения по приднестровскому вопросу, ни о какой внешней интеграции не может быть и речи: ни с Западом, ни с Востоком. Европейский союз никогда не примет в свой состав государство с таким серьезным территориальным замороженным конфликтом, как наш.
Реальное достижение окончательного решения по приднестровскому вопросу возможно только двумя путями: либо отделением данной территории, либо его возвратом в состав Республики Молдова путем федерализации. Всё. Иных реальных вариантов решения просто не существует.
Весной 2012 года социалисты призвали к рассмотрению плана федерализации республики Молдова для мирной интеграции Приднестровья.
В контексте драматических событий последних дней, Партия социалистов повторно обращается к руководству Парламента, к руководству страны, к гражданам, с предложением о начале неотложного рассмотрения возможности создания общей с Приднестровьем федерации.
Партия социалистов готова представить подробный проект федерализации или содействовать разработке нового проекта, в котором будут в наибольшей степени представлены суверенные интересы Республики Молдова.
Результатом любого затягивания рассмотрения проекта федерализации станет ухудшение положения на Днестре и срыв любых попыток территориальной реинтеграции страны. А без территориального воссоединения страны, без решения внутренних проблем любая реальная попытка внешней интеграции, какой бы они ни была, изначально окажется неудачной. Сама наша государственность окажется под вопросом.
На наш взгляд, сегодня необходим ряд неотложных мер по восстановлению мер доверия между сторонами конфликта, что позволит нормализовать отношения с Приднестровьем и создать гуманитарную и экономическую основы для построения общего с ним государства. Эти меры должны включать в себя:
1.Приостановление действия Закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22 июля 2005 года.
2.Признание Парламентом РМ нормативной базы переговорного процесса, наработанной до принятия Закона от 22.07.2005.
3.Принятие совместно с главой государства решений о политической и правовой амнистии участников конфликта.
4.Адоптацию к сегодняшним реалиям Соглашения о межведомственном сотрудничестве между сторонами, подписанного в 1997 году, с последующей передачей этого документа приднестровской стороне для согласования.
5.Проведение парламентских слушаний с участием депутатов парламента Молдовы и Верховного Совета Приднестровья, о перспективах создания единого экономического пространства на обоих берегах Днестра и совместного участия в экономических проектах со странами Таможенного союза и ЕС.
6.Выпуск общей Книги памяти с указанием всех погибших и без вести пропавших граждан в период вооружённого конфликта с учётом уже вышедшего в свет на левом берегу Днестра аналогичного издания.
Мы рассчитываем на то, что после принятия нами всех вышеперечисленных мер аналогичные шаги предпримет и Тирасполь, в частности откажется от проекта «договора о дружбе между и сотрудничестве между Республикой Молдовой и Приднестровской Молдавской Республикой» и восстановит отменённое в 2007 году решение Верховного совета Приднестровья о возможном создании единого территориального образования с Республикой Молдова от 6 января 1993 года.
Однако первый шаг должен сделать официальный Кишинёв, ибо именно на молдавских политиках лежит главная ответственность за раскол единой страны. Мы призываем депутатов парламента Республики Молдова поддержать наши инициативы.
Время разбрасывать камни прошло. Настало время собирать камни. Только совместными усилиями обоих берегов Днестра мы сможем прийти к решению многолетнего конфликта, разделившего нашу страну на две части.