884

Бендерский синдром .Очередная годовщина начала военного конфликта на Днестре отмечается на фоне споров о возможности его повторе


 


 

 


 
 
 
 
В Бендерах 19 июня отметили очередную годовщину «бендерской бойни» — самого ожесточенного и кровопролитного противостояния времен вооруженного конфликта на Днестре.
 
 
 
 
 
В Кишиневе и Тирасполе до сих пор нет единой версии того, что привело к кровопролитию в Бендерах, и трагическую дату участники противостояния отмечают раздельно и по-разному.
 
 
 
В этом году скорбная дата отмечается на фоне нового обострения обстановки вокруг Бендер и активизировавшихся дискуссий о том, возможно ли повторение событий.
 
 
 
Кто виноват?
 
 
За прошедший 21 год Кишиневу и Тирасполю не удалось не только залечить раны войны, но и прийти к единому пониманию истоков и причин, спровоцировавших кровопролитие на Днестре, кульминацией которого стали начавшиеся 19 июня бои за Бендеры.
 
 
 
В Тирасполе говорят о вероломной агрессии «молдавских национал-фашистов» против свободолюбивого Приднестровья. В Кишиневе, в свою очередь, твердят о «руке Москвы» и провокации со стороны казаков и приднестровских гвардейцев, якобы первыми атаковавших полицейский участок в Бендерах
 
 
. По-прежнему раздельно проходят в этот день и траурные мероприятия в память о сотнях погибших в боях за Бендеры с обеих сторон.
 
 
 
Участники боев с молдавской стороны неофициально собрались в Кишиневе, Каушанах и других городах — делились воспоминаниями и разочарованиями и сетовали на многолетнее невнимание со стороны властей, в свое время воспользовавшихся их патриотическими порывами.
 
 
 
В приднестровских Бендерах траурная дата отмечалась на высшем официальном уровне и с куда большим размахом.
 
 
Отдать дань памяти жертв бендерской трагедии в единственный правобережный город Приднестровья прибыло все высшее руководство непризнанной республики, а также первый президент ПМР Игорь Смирнов.
 
 
«В эти дни мы вспоминаем безмерный подвиг наших приднестровцев. Сегодня мы продолжаем их дело»,— отметил в своем выступлении глава Приднестровья Евгений Шевчук.
 
 
«Город Бендеры был, есть и будет городом Приднестровской Молдавской Республики»,— провозгласил с трибуны глава администрации Бендер Юрий Гервазюк.
 
 
«За эти годы у властей Молдовы не нашлось мужества, чтобы попросить прощения у народа Приднестровья»,— дополнил депутат тираспольского горсовета Валерий Земляков.
 
 
«Долг ныне живущих — быть верными долгу памяти, строить свое отечество, чтобы дети, матери и жены погибших понимали, за что отдали жизни их близкие»,— резюмировала вице-премьер Наталья Никифорова. «Вспоминая погибших, мы должны быть твердо уверены — подобное никогда не повторится. Именно поэтому на страже мира на Днестре стоят российские миротворцы. Пусть память о кровавых событиях 1992 года будет лучшим гарантом мира на этой земле»,— заявил, в свою очередь, старший воинский начальник российского миротворческого контингента полковник Валерий Ближенский.
 
 
По его словам, «история никогда не простит руководство Молдовы, отдавшее приказ ввести войска в мирный город». Кто желает нового конфликта? Очередная годовщина бендерской трагедии отмечается на фоне очередного резкого обострения обстановки в зоне безопасности (см. «Ъ-MD» «Приднестровье собирается с селами» от 14 июня) и возобновившихся дискуссий о том, возможно ли повторение событий 21-летней давности.
 
 
 
Накануне траурной даты большая группа представителей гражданского общества Молдовы выступила с жестким заявлением, в котором приписала России и ее «приднестровским марионеткам» цель провоцирования вооруженного конфликта с участием воинских подразделений Российской Федерации, «согласно уже имевшего место в 1992 году прецедента» (см. «Ъ-MD» «Россию поставили перед молдавским обществом» от 17 июня).
 
 
О том, что «кое-кто желает нового конфликта», на Днестре в тот же день заявил и президент РМ Николай Тимофти. Чтобы сомнений не было в том, кого именно он имеет в виду, господин Тимофти пояснил: «У нас уже есть опыт провокаций со стороны приднестровцев и поддерживающих их сил в тот момент, когда наша страна достигает определенного этапа в решении вопросов, связанных с присоединением к ЕС».
 
 
 
 
Реакция Москвы не заставила себя ждать. Курирующий приднестровское направление замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин заявил накануне в интервью агентству «РИА Новости» о «некорректности» критических выпадов в адрес России и ее роли в урегулировании конфликта на Днестре. При этом господин Карасин прямо обвинил Кишинев в новом витке напряженности в зоне безопасности. «Для российской стороны абсолютно неприемлемы любые попытки бросить тень на миротворческие усилия России»,— заявил высокопоставленный российский дипломат.
 
 
 
На ужесточившуюся риторику Кишинева в отношении России оперативно откликнулся и Тирасполь. «Попытки пересмотреть итоги войны 1992 года и попытки пересмотра соглашений 1992 года — это очень опасная тенденция,— заявил президент Приднестровья Евгений Шевчук.— Я понимаю, что разные политики имеют право высказывать разные точки зрения. Но я бы предостерег всех от радикализации в этом направлении». Он также не упустил возможности похвалить действующую миротворческую операцию в Приднестровье за эффективность, добавив: «Сегодня объективных обстоятельств для смены [миротворческого] формата не существует».
 
 
 
Кто проигрывает?
 
 
 
 
 
Наблюдатели с обоих берегов Днестра между тем уверены, что ситуация в регионе во многом нагнетается искусственно.
 
 
 
«Никакой опасности вооруженного конфликта на Днестре нет. В этом смысле декларация группы экспертов смахивает на провокацию и подстрекательство»,— уверен молдавский политический аналитик Алексей Тулбуре.
 
 
 
 
Не верит в возможность повторения событий 21-летней давности и экс-глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак. «Ситуация 2013 года существенно отличается от ситуации, существовавшей 21 год назад. Развитие средств массовой коммуникации, интернет-технологий, особенности местности и прочее вряд ли позволят какой-либо из сторон провести скрытую передислокацию сил и средств таким образом, чтобы одномоментно решить те или иные тактические или стратегические задачи»,— заявил «Ъ-MD» господин Ястребчак.
 
 
 
 
Вместе с тем, отмечает эксперт, полностью исключить попыток устроить на Днестре какую-либо «маленькую и победоносную провокацию» нельзя.
 
 
 
 
«Тем более что апрельские события в Варнице (см. «Ъ-MD» «Военная игра “Варница”» от 27 апреля) показали, что обе стороны готовы к различным вариантам развития ситуации. Более того, не просто готовы, а, возможно, видят в этом наиболее эффективный путь решения проблемы. При этом каждая из сторон ждет, что первый шаг сделает другая сторона. Именно это даст повод для ответных шагов, ведь в этой ситуации тот, кто начинает, тот и проигрывает»,— отметил господин Ястребчак.
 
 
 
 
 События 1992 года, впрочем, наглядно демонстрируют, что полномасштабная война нередко начинается с отдельных провокаций.
 
 
 
 
 
 СПРАВКА «Ъ-MD» Кровопролитные бои за Бендеры продолжались 40 дней и прекратились после вмешательства 14-й российской армии. В ходе боев погибли несколько сотен человек с обеих сторон, включая 132 мирных жителей Бендер, счет раненых шел на тысячи. 
 
0