1331

Александр Дугин: Пока будет угроза вступления Молдовы в ЕС и в НАТО, Россия будет поддерживать Приднестровье

Александр Дугин:  Я встретил в Молдове потрясающего политика Юрия Ивановича Рошку, чью позицию я разделяю на сто процентов.  
 
 

 
 
 
Известный российский общественный деятель, философ, политолог и социолог дал эксклюзивное интервью «Комсомолке»
 
 
 
 



«Евразийский союз — реванш «цивилизации суши»
 
 
Вы говорили о том, что Евразийский союз — это полюс биполярного или многополярного мира...
 
 
Сегодня Евразийский союз — это восстановление «цивилизации суши», но сейчас двуполярность восстановить невозможно. Это исключено, поэтому Россия, выстраивая евразийскую свою идентичность, находится перед необходимостью получить союзников даже в тех зонах мира, которые напрямую не относятся к нашим интересам. Мы можем построить не двуполярный мир, а многополярный, где Россия будет одним из полюсов. Но этих полюсов не будет бесконечно много, гораздо меньше. Пять-шесть, все зависит от будущего. Китай — самостоятельный полюс, Европа, если она выйдет из-под контроля США, тоже будет самостоятельным полюсом. Исламский мир, как минимум, один или два полюса, например, арабский ислам, турецкий, иранский, пакистанский... Поэтому речь идет о многополярном мире. Сегодня можно говорить о противостоянии однополярного англосаксонского мира и многополярного, который отстаивает как раз эту цивилизацию суши.
 
 
 
«Румыны будут тянуться к Молдове, а не наоборот!»
 
 
А место Молдовы где? Наша страна — на перепутье между Западом и Востоком...
 
 
 
Все эти блоки формируются по цивилизационному признаку. Европейский блок находится под эгидой США, это не европейская, а американская Европа. Конечно, есть франко-германский полюс, который пытается выйти из-под влияния атлантизма, но это пока не очень хорошо получается. Но сегодня выбор у Молдовы между американской и проамериканской идентичностью и евразийской. Идея присоединения к Европе или даже объединения с Румынией не означает объединения единого народа в едином государстве, а присоединение Молдовы к территории НАТО с растворением в Евросоюзе! Никакой «Великой Румынии» не будет. Европейская идеология основана на индивидуальной идентичности. Поэтому, если бы молдаване понимали, какова их перспектива интеграции в ЕС, думаю, что не 50%, а только 5-6%, правящие элиты со счетами в западных банках выбрали бы европейскую интеграцию.
 
 
 
Об утверждении молдавской, румынской идентичности можно говорить и находясь в отдельных государствах. Наоборот, Румыния может стать в этой паре ведомым! Если Молдова начнет возрождать свою национальную идентичность... Румыны будут тянуться к Молдове, а не наоборот. Потому что в самой Румынии сейчас происходит размывание национальных ценностей, румынское общество недовольно ни Евросоюзом, ни тем более прозападной олигархической элитой. Там очень слабое правительство, невнятная политика, Румынию надо спасать от атлантизма и возвращать к ее румынским корням! Те, кто стремится в Европу, не отдают себе отчета, что с ней происходит. Жители стран, типа Испании, Португалии, Италии, Греции, считаются людьми второго сорта в ЕС. А какого сорта тогда считаются румыны? А какого сорта будут молдаване? Четвертого? Пятнадцатого? В Европе никакие молдаване не нужны! Нужны только границы НАТО, как можно более продвинутые к России. И все! Я думаю, что участие в Евразийском союзе — это значит укрепление молдавской идентичности, не только движение в сторону России, но и в сторону Молдавии, в сторону утверждения Молдовы как особой культурной этнической группы! Возрождение культуры, уважение духовности, традиций, христианства. Вот что значит выбрать евразийскую интеграцию. Связи между нами очень крепкие, здесь не надо ничего создавать заново. Молдавский народ просто дезинформирован проплаченной проамериканской олигархической элитой, которая действует не в интересах народа и страны, а в интересах своих личных кошельков. Евразийский союз — не только сохранение связей с Россией, это еще и шанс для построения сильной, мощной национальной идеи, в том числе, более полноценная интеграция с Румынией, потому что Румыния, Восточная Европа, в конечном итоге, предполагаю, постепенно трансформируется, вообще, выйдет из ЕС! Греция становится на этот путь, страшное недовольство в Венгрии... Сейчас евразийский вектор, евразийский прилив, если хотите. Надо говорить о том, что Молдавия может быть пионером евразийской интеграции всего румынского народа, но с целью укрепить, возродить и сохранить румынскую государственность, румынскую культуру, румынскую идентичность. Спасение Румынии в альянсе с Россией, не спасение Молдовы вхождением в НАТО, а спасение Румынии вхождением в Евразийский союз. Потому что мы — православные страны! Евросоюз с его гомосексуальными парами ни имеет ничего общего с христианской культурой. Румынская культура православна насквозь!
 
 
 
 
«Молдова забывает о Приднестровье»
 
 
Вы всегда говорили о том, что Игорь Смирнов - оптимальный политик для Приднестровья. А как вам нынешний президент Приднестровья?
 
 
Что касается Смирнова, он был на месте, когда препятствовал наивному вхождению Молдовы в НАТО. Он совершил героический, на мой взгляд, поступок, когда чуть было не произошло непоправимого. Сопротивление Приднестровья, настаивавшего на геополитической идентичности, ориентированной на Россию, было очень важно. Я к нему с огромным уважением отношусь.
 
 
Новое руководство мне кажется более гибким, более тонким, более эффективным в каком-то смысле.  Но при этом я обратил пристальное внимание на приднестровскую тенденцию во внешней политике, на главу МИД Нину Викторовну Штански, которая говорит, что спасение и судьба Приднестровья — только в процессе евразийской интеграции. Прописали концепцию евразийской интеграции, считаю, это абсолютно правильным.
 
 
 
Кстати, если Молдова включится в этот процесс, то это создаст предпосылки, в том числе, и для максимально гармоничного, убедительного решения приднестровской проблемы, если она еще кого-то заботит. Думаю, что Приднестровье она заботит, Россию в меньшей степени, но заботит, а Молдова, по-моему, уже забывает о Приднестровье. Хотя, может быть, я ошибаюсь.
 
 
Евразийство, на мой взгляд, сегодня для Молдовы — это решение. Это не значит, что надо сразу вступать, надо просто включаться в процессы, понять, что это очень важно, что это серьезное предложение. И чем быстрее начать переговоры, тем больше можно заложить своих требований и интересов. И Тирасполь в этом плане опережает Кишинев. Если Кишинев интегрируется в Евразийский союз, то тогда теряет смысл позиция Приднестровья, как форпоста Евразии перед лицом евроатлантисткой, западной, либеральной позиции Кишинева! Если Кишинев меняется, меняется и позиция Приднестровья. И новое руководство более адекватно в новых исторических условиях сможет быть партнером Кишинева в рамках евразийской интеграции. Оно более гибкое, более современное. Мне представляется, что Шевчук, Штански соответствуют новой ситуации. Соответствуют ли новые власти Молдовы этим вызовам? Этот вопрос мне слегка непонятен.
 
 
 
Я встретил в Молдове потрясающего политика Юрия Ивановича Рошку, чью позицию я разделяю на сто процентов. Да, это румынский патриот, молдавский патриот, прекрасно понимает необходимость единства и языкового, и культурного двух стран, но совершенно реалистично, адекватно оценивает то, что за собой повлечет интеграция в ЕС, насколько это будет губительно для молдавской идентичности.
 
 
Он, конечно, исходит из интересов своего народа, но я считаю, что это один из самых прозорливых, глубоких и адекватных  политиков современной Молдовы. Если такие люди будут олицетворять политику Молдовы, то Молдова будет процветать! Но его позиция — это позиция части политического истеблишмента Молдовы, есть и другие, откровенные проамериканские, атлантисткие марионетки, которые к национальным интересам Молдовы не имеют никакого отношения.
 
 
А в принципе возможно ли, по вашему мнению, на какой угодно основе объединение Молдовы и Приднестровья, учитывая новый виток напряженности между сторонами? Молдова устанавливает миграционные посты, Приднестровье приняло Закон «О госгранице»...
 
 
В таких условиях, конечно нет. Россию что интересует? Первое. Отсутствие Молдовы в НАТО. Фундаментально. Пока будет угроза вступления Молдовы в ЕС и в НАТО, Россия будет поддерживать Приднестровье до предела.
 
Второе. Россия является гарантом неприкосновенности и социальной стабильности Приднестровья. Эту функцию Россия никогда с себя не сложит и, при необходимости, будет защищать Приднестровскую Молдавскую республику любыми средствами. Это очень серьезно.
 
 
Саакашвили сомневался в серьезности наших намерений и убедился в серьезности нашей позиции. Грузины были бы только рады, если бы наши войска заняли Тбилиси. Завоевывать, так по-настоящему! Мы Грузию отстроили бы великолепную и процветающую! Мы — не колониальная сила, но американцев надо вышвырнуть отовсюду, куда они лезут на нашем пространстве. Так вот, Россия не допустит нарушения прав приднестровцев. Но, если Молдова  станет на позицию рациональной, разумной политики, то этот вопрос, конечно, может рассматриваться. И, конечно, могут возникать новые проекты, планы в рамках Евразии и евразийской интеграции. В рамках евразийской интеграции возможна даже гармонизация отношений между Южной Осетией, Абхазией и Грузией! В рамках евразийской интеграции. А уж Приднестровье, где не была перейдена черта и где все-таки Кишинев и Тирасполь ведут себя очень рационально пока, эскалация не пойдет на руку никому абсолютно! Не дать Бог, перейти эту идиотскую черту братоубийственных войн!
 
 
Поэтому сегодня Россия является гарантом Приднестровья, но в рамках евразийской интеграции могут возникать самые невероятные изменения. И я считаю, что Кишинев упускает время. Сейчас Кишинев должен прорабатывать вопросы с евразийской интеграцией. Евразийский союз должен быть в центре внимания политической элиты Молдовы. Это вопрос судьбоносный. При нынешнем глобальном кризисе американской гегемонии, при кризисе глобализации, при кризисе либерализма лучше двигаться в своем ритме. Судьба Молдовы с Россией, судьба православной Румынии тоже с Россией. Евразийский проект учитывает Румынию, как часть, как составляющую часть евразийского поля. И место Молдавии однозначно в рамках евразийского пространства!
 
 
 
СПРАВКА «КП»
Александр Гéльевич Дýгин (7 января 1962, Москва) — российский общественный деятель, философ, политолог, социолог. Его политическая деятельность направлена на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз (ЕАС). С 1993 по апрель 1998 года — идеолог и один из лидеров НБП. С 1998 года — советник Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнёва.
 
 
С 1999 года — председатель секции Центр геополитических экспертиз Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы. С 2001 года — председатель Политического Совета (лидер) Общероссийского Общественно-Политического движения «Евразия». С 2002 по ноябрь 2003 года — председатель политсовета партии «Евразия». С ноября 2003 года — лидер Международного евразийского движения. С марта 2008 года является неофициальным идеологом партии «Единая Россия». С сентября 2008 года — профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, директор Центра консервативных исследований при социологическом факультете МГУ.
 
 
С марта 2012 года — член Экспертно-консультативного совета при председателе Госдумы России С. Е. Нарышкине.
 
 
 
По результатам опроса, проведённого сайтом Openspace, в котором было отдано более 40 тысяч голосов, Дугин занял 36-е место среди самых влиятельных интеллектуалов России.




 
0