Население современной Молдавии делится на две части, обособленные языком общения и культурной ориентацией
08.06.2013
Население современной Молдавии делится на две части, обособленные языком общения и культурной ориентацией.
Большинство говорит на молдавском (румынском) языке. Молдавская интеллигенция почти поголовно считает себя составной частью румынской нации и ставит задачу унионизма — присоединения к Румынии и, таким образом, к Европейскому союзу.
Представители “народа” в массе пока ощущают себя молдаванами. Но последовательная пропаганда румыноунионизма и беспрецедентная раздача “шенгенпроницающих” румынских паспортов делают свое дело.
Все больше людей, прежде всего — молодых, голосуют на выборах за партии, ставящие своей целью восстановление Romania Mare в границах 1918 года.
Вторая группа объединяет молдавских граждан различного этнического происхождения, для которых русский язык является основным, а во многих случаях — единственным.
Отношения этнического большинства с русскоязычными нельзя назвать идиллическими. В 1992 году разразился вооруженный конфликт, во многом спровоцированный языковыми проблемами. Число жертв обеих сторон превысило 1000 человек. В результате Приднестровье фактически отделилось от Молдавии.
Да и в сравнении с хладнокровным выдавливанием русскоязычных из Латвии и Эстонии положение этнических меньшинств в Молдавии гораздо благоприятнее.
Все жители МССР, независимо от происхождения и срока проживания, получили молдавское гражданство. Законодательные акты издаются на двух языках. Надписи на государственных учреждениях также дублируются. Русский язык до сих пор, согласно закону 1989 года, имеет статус “языка межнационального общения”. Закон советского времени продолжает действовать, хотя на практике его положения постоянно нарушаются.
При включении в состав СССР молдаване представляли сельскую нацию без достаточного числа квалифицированных рабочих и интеллигенции. Ленинская национальная политика требовала ускоренной подготовки национальных кадров.
Для решения этой задачи в Молдавию из “центра” направлялось значительное число научных работников, врачей, учителей, инженеров, деятелей культуры. В большинстве своем это были хорошо образованные люди, которые добросовестно применяли свои знания в деле весьма успешного, по советским меркам, развития виноградной республики.
Представители немолдавского меньшинства чувствовали себя культуртрегерами, несущими киплинговское бремя белого человека. Подобно британским колонизаторам, они не ощущали никакой потребности знакомиться с культурой и языком аборигенов.
В школьные годы я был убежден в том, что русские превосходят молдаван в умственном развитии просто в силу своих природных свойств.
http://enews.md/articles/view/3617/
Сергей Эрлих
http://ava.md/society/09092-poidet-li-moldova-putem-kantemira.html