Как европейский хвост виляет молдавской собакой
Молдова – маленькая слабая страна, легко поддающаяся внешнему влиянию в самых разных формах. Молдова – маленькая слабая страна, легко поддающаяся внешнему влиянию в самых разных формах.
Если верить почетному председателю Демократической партии Думитру Дьякову, европейский комиссар по вопросам расширения и добрососедства Штефан Фюле в дни майской неопределенности звонил лидерам ЛДПМ и ДПМ и давал четкие указания: любой ценой преодолеть разногласия и сохранить правую коалицию, не допустив досрочных выборов, а значит, возвращения коммунистов к власти.
Ничего удивительного. Молдова – маленькая слабая страна, легко поддающаяся внешнему влиянию в самых разных формах. И меня, как гражданина РМ, раздражает прямое грубое вмешательство во внутренние дела страны. Я в равной степени негодую по поводу «указиков» и из Москвы, и из Брюсселя. А еще мне не нравится, когда приказы от Фюле считаются чем-то нормальным, само собой разумеющимся, а выступления, например, Рогозина – угрозой государству, «рукой Москвы» и т.д. Господа евроромантики! Давайте научимся уважать молдавское государство и не видеть разницы во вмешательстве с Запада и с Востока. Слабаков и покорных не уважают в мире Realpolitik.
Однако я не об этом. Даже те эксперты, которые признают временный характер правительства и предсказывают новый раунд разборок в коалиции, считают, что в этом туре региональной борьбы проиграла Российская Федерация. С апреля 2009 года, когда в РМ началось отстранение ПКРМ от власти, Москва потерпела очередное чувствительное поражение.
Предыдущий болезненный удар по российским интересам был нанесен в декабре 2010 года, когда в последний момент была разрушена левоцентристская коалиция ПКРМ и ДПМ. Как говорят мои коллеги, решающую роль в срыве сыграл Влад Плахотнюк. С тех пор лидеры Демократической партии стали «нерукопожатными» в Москве, но это ничего не изменило.
И вот теперь проевропейские силы в Молдове избежали краха буквально в последние минуты. Я не берусь утверждать, что Россия лоббировала Партию коммунистов и упорно боролась с правыми партиями. Есть достаточно причин скептически оценивать понимание Россией всего происходящего в Молдове.
Российская дипломатия до сих пор не излечилась от болезни под названием «Разговариваем только с властью, а оппозиция постольку поскольку». Именно эта болезнь привела к тяжелому поражению России в Украине во время Майдана, да и с Януковичем не особо помогла, ибо американцы, пока русские отворачивались от Ющенко, работали и с оранжевыми, и с бело-голубыми, и в итоге даже кремлевские пропагандисты убедились в том, что Янукович никакой не «пророссийский».
В случае Молдовы россияне почти открыто игнорировали правые власти, поначалу отвергая и Гимпу, и Филата, а после 2010 года – и Лупу. С коммунистами по известной причине Кремль не особо хотел работать, а с мелкими левыми партиями по определению добиваться было нечего. Потом у Филата получилось наладить диалог и даже стать «рукопожатным» для Путина и Медведева, но сейчас Филат уже не премьер-министр, Москва потеряла единственного адекватного собеседника из молдавской власти!
К 2012 году, когда проевропейский курс РМ достиг апогея публичности, оказалось, что российская политика попросту не находит адресатов в Кишиневе.
Однако русские не были бы русскими, если бы не придумали что-нибудь. Разумеется, в первую очередь думается о Приднестровье. И это именно то, на что намекают мои коллеги, многозначительно говоря «…ситуация в Молдове не изменится, пока не вмешается геополитика». Из хорошо информированных источников стало известно, что правая коалиция по рекомендации ЕС может установить фактическую границу Молдовы по Днестру, если будет подписан Договор о свободной торговле РМ-ЕС.
Еще в конце 2012 года пошли разговоры о том, что Брюссель устал от приднестровского конфликта и готов на прецедент Кипр-2, то есть интеграцию части страны с замораживанием ситуации в «серой зоне». Помимо всего прочего, это будет означать резкое ослабление роли России в регионе, ведь Приднестровье больше не сможет быть якорем на ноге Молдовы.
Теперь, как видим, эта стратегия начинает обретать реальные черты – первым реальным шагом становится размещение постов миграционного контроля РМ вдоль Днестра, именно по рекомендации ЕС. Пространство для маневров России сужается. Третий сильный удар по российским интересам за последние четыре года – это уже тенденция. Москва должна очнуться и перейти от реактивной политики к политике упреждения, иначе третий удар окажется не последним.
europalibera.org