691

Молдова теряет Приднестровье?


1 June 2013 14:00 

В последние месяцы ситуация, связанная с урегулированием приднестровского конфликта, значительно ухудшилась, чему свидетельствуют и едкие высказывания представителей Кишинева и Тирасполя, и все более ясное стремление тираспольской администрации нагнетать обстановку в Зоне безопасности. Но это очевидное охлаждение отношений, наступающее после относительно плодотворного диалога, имеет свои объяснения. Во-первых, охлаждение отношений между Кишиневом и Тирасполем происходит на фоне явного улучшения контактов между новым руководством Приднестровья и московскими властями. Во-вторых, нельзя обойти вниманием и политический кризис, в котором пребывает уже несколько месяцев Республика Молдова. В-третьих, не случайно, что активизация отношений между обоими берегами Днестра происходит в поворотном для европейской интеграции Республики Молдова году.
После почти двухлетнего возобновления процесса официальных переговоров в формате 5+2, возобновления работы смешанных рабочих групп на уровне экспертов обеих сторон, возобновления движения поездов через приднестровский регион, решения многих проблем, связанных с свободным передвижением товаров и граждан обоих берегов Днестра, организации ряда встреч на уровне первых лиц Кишинева и Тирасполя, в начале текущего года двусторонние отношения вошли в явную фазу неприязни. Первый сигнал о том, что дела пошли в нежелательном направлении появился в начале текущего года, когда провалилось предполагаемое участие премьера Влада Филата и тираспольского лидера Евгения Шевчука в раунде переговоров в городе Львов. И это в условиях, когда министр иностранных дел Украины, действующий председатель ОБСЕ Леонид Кожара совершил визит в Кишинев и Тирасполь, пытаясь убедить стороны в необходимости активизации переговорного процесса на период председательства Украины в ОБСЕ. Кстати, на встрече в Львове Тирасполь категорически отказался обсуждать проблемы из так называемой третьей корзины, то есть проблемы политического порядка, в то время, как Кишинев неоднократно намекал на то, что настало время перейти к обсуждению и этих проблем.
Затем последовал совсем недружественный жест Тирасполя, который в отличие от предыдущего года отказался предоставить свободный доступ на приднестровскую территорию чиновникам правобережья Днестра во время пасхальных праздников. Это поведение Тирасполя вызвало жесткую критику со стороны Бюро по реинтеграции молдавского правительства, которое заявило, что этот запрет нарушает установленный в прошлом году порядок относительно облегчения поездок во время праздников.
Вскоре появилось заявление делегации Республики Молдова в Объединенной контрольной комиссии, которая обвинила Тирасполь в провокациях, намеренном нагнетании ситуации в Зоне безопасности и открытом игнорировании существующего миротворческого механизма. Так Кишинев отреагировал на события в Зоне безопасности, особенно на те, которые касаются ситуации в городе Бендер. Кроме того, Тирасполь обвинили в том, что он «пошел по пути обмана и жестких высказываний и различных интервью в прессе». «Мы вынуждены констатировать, что ситуация остается напряженной, развивается по возрастающей и свидетельствует о наличии заранее спланированных Тирасполем провокационных действий, направленных на усиление контроля приднестровских правоохранительных органов в районах с повышенным режимом безопасности», – говорилось в заявлении. Делегация Республики Молдова в ОКК обратила внимание представителей России, Украины и Миссии ОБСЕ на «несоблюдение приднестровской стороной требований документов ОКК» и потребовала объективного освещения событий, имеющих место в Зоне безопасности. Более того, Кишинев открыто ратовал за проведение в срочном порядке международной инспекции по контролю и мониторингу ситуации в Зоне безопасности, дав ясно понять, что такое положение более нетерпимо.
Несмотря на столь жесткую реакцию Кишинева, ситуация нисколько не улучшилась, напротив, возникли новые мотивы для обмена сторон репликами. Так, по предложению тираспольского лидера Евгения Шевчука Верховный Совет следовало перенести в город Бендер, то есть непосредственно в Зону безопасности. Хотя эта идея осталась на уровне намерений, Кишинев тотчас назвал ее «еще одним шагом в опасной политике односторонних действий, проводимой в последнее время тираспольскими лидерами». Вместе с тем, молдавские власти констатировали, что соответствующее решение имеет политическую окраску. «Перемещение на правый берег Днестра ряда «центральных структур» самопровозглашенного режима направлено на одностороннее изменение отношений путем административного наличия в городе Бендер», – говорилось в заявлении Бюро по реинтеграции, которое уточняло, что этот шаг противоречит Соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 года.
На фоне этого состояния дел прошел новый раунд переговоров в Одессе 23-24 мая, который, очевидно, не мог привнести ничего хорошего в переговорах, хотя участники встречи поспешили продемонстрировать чрезмерный оптимизм. В Одессе обсуждались вопросы, связанные с обеспечением необходимых условий для свободного передвижения людей и транспортных средств между обоими берегами Днестра, с демонтажем фуникулера через Днестр вблизи городов Резина и Рыбница, с эвакуацией из приднестровского региона радиоактивных отходов, с защитой экосистемы реки Днестр, с осуществлением контроля миграционных потоков, с продвижением взаимодействия органов охраны общественного порядка, с борьбой с организованной преступностью и др. Иными словами, дело ограничилось формальной стороной, которая не могла вызвать недовольство ни одного участника переговорного процесса.
Пытаясь скрасить имидж бесплодной встречи, участники переговорного процесса предприняли еще одно усилие и организовали через несколько дней еще одну встречу между политическими представителями Кишинева и Тирасполя. Основные вопросы встречи касались ситуации в Зоне безопасности и взаимодействия органов по поддержанию общественного порядка. Евгений Карпов и Нина Штански обменялись мнениями «по вопросу о существующих трудностях во взаимодействии органов по борьбе с организованной преступностью, которая орудует в городе Бендер, а также по другим факторам, которые порождают напряженность в Зоне безопасности». Хотя вопросы повестки дня довольно значимые, сегодня можно с уверенностью говорить, что результаты оказались ниже ожиданий.
Все вышеизложенное показывает, что после достаточно хорошего и интенсивного периода отношений между Кишиневом и Тирасполем они вошли в фазу регресса. Сегодня можно констатировать, что этот регресс станет тем очевиднее, и будет длиться тем дольше, чем дольше будет длиться политический кризис в Республике Молдова, а также чем больше приблизится Кишинев к Брюсселю. Не исключено, что эта пропасть между Кишиневом и Тирасполем, которая все больше углубляется, однажды станет непреодолимой. И тогда Кишинев сможет констатировать ситуацию лишь де-факто – потерю Приднестровья раз и навсегда.
 
Думитру Спэтару
 
0