Тот же торг, но в третий раз. Распил продолжается
Создавая «Альянс-3» правые используют всё то, за что ненавидят друг друга и вызывают ненависть у избирателя. Фото: jurnal.md Создавая «Альянс-3» правые используют всё то, за что ненавидят друг друга и вызывают ненависть у избирателя.
В плане выторговать друг у друга ведомство и называть это «деполитизацией» партии Филата и Лупу-Плахотнюка стоят друг друга.
Либерал-демократы и просто демократы, а также примкнувшие к ним «либералы-реформаторы» блещут оптимизмом. Они почти что готовы представить проект нового соглашения о коалиции в четверг, в день презентации правительства Юрия Лянкэ. Но кое-что они всё никак не могут довершить. Что именно?
Ничего дельного
Уже сам текст «соглашения», который либерал-демократы предложили «коллегам» выглядит, как минимум, сомнительно. Принципы и ценности? Снова стандартный набор вроде «правовых норм», «борьбы с коррупцией», «верховенства интересов граждан». Ну, это понятно – не одна коалиция не объявит, что сплачивается для того, чтобы с этими благами бороться. Особенно радует пункт, регламентирующий «представление интересов всех граждан страны». Это тех самых граждан, подавляющее большинство которых разочаровалось и в коалиционном правлении и в европейской интеграции?
Интересный момент – координация действий между тремя политическими силами, между которыми пройдут переговоры. Помимо ЛДПМ, таковыми являются демократы, а также парламентская группа либералов-реформаторов. ЛДПМ предлагает, например, воссоздать т.н. Совет Альянса (только под названием «Совет Коалиции»). Хотя именно этот орган тот же самый Филат не так давно назвал одной из главных ошибок АЕИ и инструментом узурпации власти. А недоброжелатели над этим советом смеялись, обзывая его «новым политбюро». Но в нынешнем тексте одним «политбюро» дело не закончилось. Предложено создание ещё нескольких межпартийных институтов – громоздких и ненужных.
Например, «Собрание Коалиции», которое должно проходить раз в три месяца, и в которое входят, помимо депутатов и министров, всё «руководство политических партий». На что влияет такое собрание? В тексте не говорится. Только то, что его решения могут быть как «рекомендательными», так и «обязательными к исполнению», что уже весьма сомнительно с точки зрения закона.
Для парламентского координирования и вовсе предлагается создать дублирующий орган, узурпирующий полномочия постоянного бюро. И согнать в него всех председателей и вице-председателей постоянных комиссий и фракций. То есть, вместо бюро из полутора десятков человек, куда входят и представители оппозиции, учредить говорильню из трёх десятков человек, а на оппозицию наплевать. И дублировать друг друга, путаясь в официальных протоколах и «неофициально-коалиционных».
И это ещё не всё. ЛДПМ предлагает ввести и «Совет лидеров партий», и пост «секретаря коалиции», и кучу всего подобного. А на уровне правительства – создание целого ряда новых служб с сомнительными полномочиями, но яркими названиями. Вроде «корпуса контроля премьер-министра», «агентства международной помощи», «агентства публичных доходов» - и ещё больше, больше, больше популистских названий.
Распил продолжается
Но «соглашение», которое представили на потеху публике – это далеко не самое главное. Куда важнее то, что остаётся за кадром. А именно – договор о разделе сфер влияния, от министерств до общественных контролирующих институтов.
Филат, запуская переговорный процесс, очень много говорил про то, что переговоры должны быть открытыми и транспарентными. Старая сказка с известно каким концом – естественно, переговоры засекретили похлеще атомных исследований Пентагона. И понятно, для чего. Показывать на людях, как «европейские» партии делят между собой всё и вся никто в трезвом уме не пожелает.
Демократ Валерий Лазэр, правда, проговорился о том, что главные споры между двумя партиями связаны с вопросом, кто получит в своё пользование Центр антикоррупции, налоговую и таможенные ведомства. Такая опасная откровенность не понравилась либерал-демократу Вадиму Пистринчуку, который тут же заявил: спорим, дескать, не о том, кто возглавит, а как руководить этими ведомствами без политики вовсе.
Плахотнюк в своё время, переподчинив «антикоррупцию» парламенту, сменив название центра и оставив во главе его своего человека, тоже называл это реформой. В плане выторговать друг у друга ведомство и называть это «деполитизацией» партии Филата и Лупу-Плахотнюка стоят друг друга.
А Ион Хадыркэ из группы «либералов-реформаторов» тем временем заявляет, что хочет стать вице-спикером парламента. И это, что характерно, единственное конкретное его заявление.
Скрывать настоящую цель этих торговых переговоров уже становится глупо.
Puls.md