647

Оранжевый перворот 1989 года в Румынии.

Выстрелы расстрельной команды оборвали жизнь почти четверть века железной рукой правивший Румынией Николае Чаушеску 25 декабря 1989 года. Вместе с ним была расстреляна его жена Елена, которая была фактическим соправителем страны. Казнью президентской четы также официально завершилась кровавая и странная революция, покончившая с «реальным социализмом» в Румынии. Все тогдашние западные и советские перестроившиеся СМИ ликовали, говоря о свержении народом кровавого тирана, и о торжестве свободы.

Николае и Елену обвиняли в коррупции, в нарушении прав человека, геноциде румынского народа и подрыве национальной экономики. И все же постепенно ветер истории развеивает ложь, которая густо обволакивает все, связанное с именем и делами человека, которого официальная пропаганда в оргазме верноподданичества именовала «гением Карпат» и «Дунаем мысли». По сравнению со своими преемниками, Чаушеску действительно выглядел блестящим интеллектуалом и мудрым правителем, думавшим о стране и народе, хотя отнюдь не был гигантом мысли, да и особо выдающимся политиком его трудно назвать.

Противники внутри и вне Румынии нередко называли Чаушеску «балканским Сталиным», что для него самого звучало комплиментом. Со Сталиным Чаушеску сближает только беспощадность к врагам. Из наших лидеров Чаушеску больше похож на Хрущева своим самодурством, а на Брежнева - любовью к наградам и почетным титулам. В самом деле, он волюнтаристски решил перестроить столицу страны Бухарест, снеся значительную часть исторического центра города. В центре Бухареста по его распоряжению соорудили Дворец Народа – огромное 12-этажное здание, второе по величине в мире после Пентагона (3100 комнат, площадью 330 тысяч квадратных метров), ставшее его резиденцией. В сельском хозяйстве Чаушеску вдруг решил лихо, по-хрущевски, покончить с традиционной румынской деревней, распорядившись ликвидировать тысячи сельских населенных пунктов, а их жителей переселять в «агрогорода». С Брежневым вождь Румынии мог тягаться по количеству наград. Он был трижды Героем Социалистической Румынской Республики и Героем Труда, имел советский орден Ленина, французский орден Почетного Легиона, Большой Крест британского ордена Бани, датский орден Слона, норвежский крест Святого Олафа, западногерманский орден «за заслуги перед Федеративной республикой Германии» и еще множество наград самых разных стран. Среди официальных титулов Чаушеску – пожизненный президент, генеральный секретарь и маршал, а также почетный руководитель чуть ли не всех общественных организаций Румынии, включая Союз румынских женщин.

К власти Чаушеску шел долго и упорно. Он родился 26 января 1918 года в бедной многодетной крестьянской семье. В детстве был подмастерьем у сапожника. В 1933 году, 15 лет от роду, вступил в румынский комсомол, и позднее стал членом Коммунистической партии. В этой нелегальной партии в 1944 году было около полутора тысяч человек, причем большинство партийцев пребывали в местах заключения, а руководство в основном находилось в Москве. Не случайно в партии долгое время после прихода к власти боролись две фракции – «московская» и «тюремная» - члены которой находились внутри Румынии, периодически оказываясь в тюрьмах, а многие погибли. За решеткой Чаушеску познакомился с видными партийными деятелями, что очень пригодилось ему в дальнейшей карьере.

Румыния 20-30-х годов была одной из самых бедных и отсталых стран Европы, что особенно болезненно воспринималось интеллигенцией, привыкшей считать румын потомками римлян. В целом для родины Чаушеску, как и во времена его власти, так и в наши дни характерен комплекс малой страны, считающей себя великой. Румыния была многонациональным государством, в котором треть населения составляли различные этнические меньшинства, причем сами румыны по уровню образования, доходов и культуры заметно уступали практически всем. Не удивительно, что массовую поддержку там имели многочисленные воинствующие ультранационалистические партии типа «Железной Гвардии», открыто заявлявшие о желании «очистить» государство от инородцев и распространить его границы от Вены до Азовского моря. Подобные идеи закономерно привело Бухарест к союзу с Гитлером и походу на Восток.

Румынская армия всегда покрывала себя позором во всех войнах, в которых участвовала, а ее политики всегда предавали союзников, умудряясь вовремя переметнуться на сторону победителя. Так, в Первую мировую Румыния вступила на стороне Антанты. После выхода из войны России, чьи войска сражались с немцами на территории Румынии, румыны немедленно вступили в союз с немцами, захватив Бессарабию. В ноябре 1918 года, накануне поражения Германии, Румыния вновь повернула оружие, еще раз объявив немцам войну за несколько часов до капитуляции Германии. Трофеем румын стала Трансильвания. Таким образом, не своими доблестными вооруженными силами, а путем вероломств и измен Румыния увеличила свою территорию вдвое.

Четверть века спустя история повторилась. 23 августа 1944 года король Михай арестовал тогдашнего правителя Румынии, генерала Антонеску, и повернул оружие против бывшего союзника - Германии. В результате страна оказалась в стане победителей и отделалась незначительными территориями потерями, а к власти пришли поддержанные СССР коммунисты.

Чаушеску, имевший безупречное социальное происхождение, солидный партийный стаж и пребывание в тюрьмах при старом режиме, стал быстро выдвигаться во власть. Имело значение еще и то обстоятельство, что среди коммунистических лидеров было непропорционально много представителей нацменьшинств, (фактическим лидером партии в конце 40-х – начале 50-х гг. была еврейка Анна Паукер), и им было необходимо выдвинуть хотя бы некоторое количество «настоящих» румын.

Чаушеску в 1944 году возглавил румынский комсомол, год спустя вошел в Центральный Комитет партии, а в 1955-ом году стал членом Политбюро, ответственным за кадры и оборону. Кадры, как известно, решают все, а реальная политика должна опираться на вооруженную силу. Не удивительно, что в 1965 году, после смерти послевоенного коммунистического правителя Георгиу-Дежа именно Чаушеску стал первым человеком в Румынии.

Его почти четвертьвековое правление официальная пропаганда называла «золотой эрой» и некоторые основания для этого имелись. Население Румынии с 1965 по 1989 год возросло с 18, 4 до 22, 9 млн. человек. При сохранении темпов роста планировалось, что к 2000 году в стране будет проживать 25 млн. жителей. Это объяснялось весьма жесткой демографической политикой правительства Чаушеску, который любил говорить, что великий народ должен быть великим и по численности. Поэтому в стране запрещались аборты и пропаганда контрацепции, налог за бездетность был очень высок, зато семейные пособия весьма щедры, гомосексуализм строго карался, в фильмах и книгах положительные герои должны были иметь много детей. Кроме того, Румыния, ранее имевшая самую высокую в Европе смертность населения, при Чаушеску достигла среднеевропейской продолжительности жизни благодаря развитию здравоохранения и социальной защиты населения.

Весьма значительным оказался подъем румынской экономики, по темпам роста которой страна занимала одно из первых мест в мире (правда, надо учитывать крайне низкий стартовый уровень). Из «Эфиопии Европы», как называли Румынию еще в 30-х годах, с уничтоженной в годы Второй мировой войны промышленностью, Румыния превратилась в индустриально-аграрное государство, производящее промышленную продукцию от швейных иголок до танкеров. Жизненный уровень румын был достаточно низким, но неуклонно повышался вплоть до второй половины 80-х.
В стране не создавались концлагеря для политических заключенных, как это было при Сталине, отдельные неугодные люди сидели в обычных тюрьмах, для многих административным наказанием становился домашний арест. Оппоненты Чаушеску - Трофин, Никулеску, Мизил, Илиеску - хотя и теряли позициив партийной иерархии, но никогда не арестовывались, не допрашивались, не подвергались репрессиям. Чаушеску практически никогда не прибегал к насилию, если мог достигнуть цели иным путем - запугиванием, обманом, убеждением. Он придерживался мудрого правила: не создавать мучеников. С другой стороны - и бывшие соратники чувствовади себя как бы "в резерве", были заложниками собственных надежд на возвращение, а значит - оставались сообщниками. Такая форма контроля над обществом оказалась довольно эффективной.
В области внешней политики Чаушеску демонстрировал независимость от Москвы при отсутствии желания прогибаться перед Западом. Так, он осудил ввод войск Варшавского договора в Чехословакию и Афганистан, подчеркивая, что акции Кремля приведут к дискредитации Советского Союза, обострят обстановку в мире и будут способствовать развитию антирусских и антисоветских настроений среди населения социалистических стран. В Организации Варшавского договора Румыния состояла формально, обычно присылая на совместные учения лишь группы штабных офицеров. При этом Чаушеску сохранил тесные связи с маоистским Китаем, с КНДР, поддерживал прекрасные отношения сразу и с Израилем, и с арабскими странами.

Неудивительно, что на Западе долгое время Чаушеску считали своего рода диссидентом соцлагеря. Не пренебрегая экономическим сотрудничеством с СССР, Румыния беспрепятственно получала на Западе кредиты под низкие проценты. Параллельно кондукатор нашел неплохой способ получать деньги за рубежом. За каждого эмигрирующего в Израиль румынского еврея международные сионистские организации выплачивали определенные суммы. Затем ФРГ стала платить за каждого уехавшего на историческую родину немца. Так Чаушеску постепенно «румынизировал» Румынию, «зачищая» ее от нацменьшинств и одновременно зарабатывая на этом. Только самое крупное этническое меньшинство Румынии – венгры, в силу принадлежности Венгрии к соцлагерю, уезжая из Румынии, доход не приносило.

Сам Чаушеску, несмотря на официальную марксисткую идеологию, относил Румынию к «Третьему миру». Румыния, оставаясь членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, стала участвовать в конференциях Движения Неприсоединения. Чаушеску объехал весь мир, посетив самые экзотические уголки планеты, всюду выступая как представитель развивающейся страны, пример которой может стать полезным уроком лавирования между мировыми блоками.

Но постепенно на Западе убедились, что Чаушеску вовсе не собирается превращаться в Дубчека. Отношения с Западом при Чаушеску были отношениями равных партнеров, что, конечно, Запад никогда не устраивало. Когда в СССР появился Горбачев и началась «перестройка», надобность в Чаушеску исчезла. Румынию охватили удавкой долгов, потребовав платить за кредиты, взятые в годы выгодной конъюнктуры 70-х годов. Чаушеску, введя в Румынии строжайшую экономию, сумел таки выплатить 22 миллиарда долгов с процентами, но это привело к снижению уровня жизни и недовольству населения.

И тогда грянула подозрительная «революция». Сначала произошли беспорядки в трансильванском городе Тимишоара, который населен преимущественно венграми (они называют свой город Темешвар). Ласло Текеш, венгр по национальности, реформатский священник, выступавший в защиту прав венгерского меньшинства в Румынии, был подвергнут домашнему аресту, а затем его попытались выслать из города. Группа жителей собралась возле дома Текеша, взяв его в живое кольцо. В основном это были румынские венгры. Произошли столкновения, появились убитые и раненые. Строго говоря, это был межэтнический конфликт, который, однако, быстро стал детонатором «революции».

События в Тимишоаре становятся сигналом к началу широкомасштабного государственного переворота. 21 декабря митинг перед зданием ЦК, собранный в защиту социалистических завоеваний, превращается в мятеж. В Бухаресте начинается стрельба. О взятии власти в свои руки заявляет непонятно откуда взявшаяся организация, называющая себя «Фронтом национального спасения».

Известия о том, что реально тогда происходило в Бухаресте, противоречивы. В прессе утверждалось, что засевшие на крышах и балконах снайперы убивали всех, кто попадал в прицел. Они якобы появлялись в местах дислокации сил оппозиции и армейских частей, открывали огонь, провоцировали перестрелки. Эти действия приписали агентам Секуритате (госбезопасности), будто бы сражавшихся за свергнутого диктатора. Уже тогда эти сообщения казались неправдоподобными. Очевидно, что хаос создавался преднамеренно, а контролируемые новой властью СМИ развернули мощнейшую психологическую войну. Непрерывно поступали сообщения о том, что «террористы» атакуют тот или иной объект, что отравлена вода в столичном водопроводе, что взорван атомный реактор в Питешти. Все было рассчитано на то, чтобы посеять панику. По телевидению показывали страшные кадры, на которых были видны почерневшие трупы истерзанных людей, лежащие на краю разрытых ям. А голос за кадром говорил, что это братские могилы, куда Секуритате зарыла «мучеников революции». Правда, вскоре после этого жуткого показа один из врачей в Тимишоаре объяснил, что все эти люди умерли еще до декабрьских событий, но это уже не имело значения.

Чаушеску с женой улетел на вертолете из столицы и Дворца Народа, и в городе Тырговиште их задержали. Сюда 25 декабря прибыли организаторы суда, который быстро приговорил Чаушеску и его жену к расстрелу, смертный приговор исполнили немедленно.

Прошло два десятка лет, и выясняется, что все обвинения, которые предъявили Чаушеску, несерьезны. Какой «геноцид» румынского народа был в эпоху прославления семейных ценностей и культа многодетности? Чаушеску обвинили в гибели шестидесяти тысяч человек в ходе декабрьских событий 1989 года, но это такое же преувеличение, как шестьдесят миллионов «жертв сталинизма» по Солженицыну, или шесть миллионов жертв Холокоста. В наши дни число погибших входе декабрьских событий 1989 года, оценивается максимум в 1300 человек, а после торжества «свободы», загадочные снайперы, расстреливавшие мирных людей, сразу испарились, как и их московские коллеги в октябре 1993 года.

Более того, не был он и вором. Председатель специальной комиссии румынского парламента, занимавшейся поисками так называемых «счетов Чаушеску», Сабин Куташ, признал, что диктатор не имел секретных счетов в иностранных банках, в частности, в швейцарских, и не мог использовать государственные финансовые средства за границей, следовательно, этот пункт обвинения является недействительным. По словам архитектора Камила Рогунски, который многие годы работал с Чаушеску, диктатор был очень скупым человеком, и не имел никакой личной собственности. Даже его собственное имущество было строго инвентаризировано, вплоть до нижнего белья. «Этот человек жил как нищий и умер как нищий», - сказал он.

Елене, и Николае на суде предложили признать себя психически неуравновешенными — это была единственная возможность для защиты и сохранения их жизни, но они оба с презрением отвергли это предложение.

Теперь стало очевидным: Чаушеску был уничтожен не за то, что был тираном, не зато, что подавлял права разных там человеков, а за независимость своей страны. И только теперь становится ясно, на что румыны променяли «золотую эру».

Современная Румыния - член НАТО и Евросоюза. Это означает, что страна не является суверенной, ведь ее армией, экономикой и дипломатией руководят из Брюсселя. Страна переживает демографический кризис, превзошедший даже аналогичные процессы в России. Смертность превышает рождаемость и население стремительно сокращается. Уже сейчас количество румын в мире стало на 5% меньше, чем при Чаушеску. При сохранении нынешней демографической ситуации, население Румынии в 2050 году будет таким же, как в 1950 году, то есть 16 миллионов.

Интересно также, что американские эксперты, изучая посмертные фотографии четы Чаушеску (характер пулевых отверстий и так далее), пришли к выводу, что, возможно, их убили еще до суда. В подтверждение этой версии приводят и тот факт, что председатель военного трибунала, осудившего Николае и его жену, генерал-майор Джорджица Попа 1 марта 1990 года покончил жизнь самоубийством. Но все это уже достояние истории.

Современных румынских политиков больше беспокоит тот факт, что последний опрос общественного мнения выяснил: большинство граждан страны считают Николае Чаушеску человеком, который сделал больше всего хорошего румынам за последние 100 лет. В этом он обошел даже короля Кароля Первого.

И на этом фоне совсем неудивительно, что через два десятилетия после казни у скромного места упокоения Чаушеску всегда лежат цветы. Как и у кремлевской стены, у могилы его кумира - родившегося 130 лет назад вождя народов.
0