Миграционная точка невозврата
Гастарбайтеров, привыкших к твердой валюте, слабым молдавским леем не заманишь. Гастарбайтеров, привыкших к твердой валюте, слабым молдавским леем не заманишь.
Они бежали от мизерных зарплат, коррупции, незащищенности и отсутствия надежды на лучшее будущее. На чужбине они зачастую работают нелегально, терпят унижения и дискриминацию. Но они не хотят терять заработок в тысячу евро, благодаря которому кормится стар и млад, оставшийся в республике. Они обеспечивают 20% ВВП страны и подпитывают потребление, которое формирует порочную модель экономического роста. Они – это армия трудовых мигрантов, отстраивающая Москву и ухаживающая за престарелыми в странах Европы. Многие из них приезжают на пасхальные праздники домой, чтобы потом снова уехать обратно.
Международная организация по миграции (МОМ) обнародовала исследование миграции граждан Молдовы в Российскую Федерацию и некоторые страны Европейского Союза. По официальным данным, за рубежом работают примерно 700 тыс. граждан нашей республики, а по оценкам неправительственных организаций и независимых экспертов, их число превышает миллион. При этом, по подсчетам МОМ, за границей средства к существованию добывают 40% трудоспособного населения Молдовы (!)
Каждый четвертый молдаванин работает в ЕС нелегально
Из исследования «Картография молдавской диаспоры в Италии, Португалии, Франции и Великобритании» следует, что в этих странах Евросоюза примерно каждый четвертый мигрант из Молдовы трудится нелегально.
Из большого числа сложностей, с которыми сталкиваются гастарбайтеры, на первом месте – лингвистические барьеры, за ними следуют проблемы с трудоустройством, легализацией по месту пребывания и эксплуатация на рабочем месте. Последнее нарушение прав особенно распространено в Италии в случаях, когда молдавские граждане работают на дому. В то же время наши сограждане, добывающие себе на пропитание во Франции, часто испытывают трудности с доступом к медицинским услугам. Во Франции также отмечены случаи дискриминации и унижения мигрантов со стороны работодателей.
Но все это перевешивают размеры окладов гастарбайтеров. Так, средний заработок гражданина РМ в Италии составляет 1030 евро, во Франции – 1493, в Португалии – 922, в Великобритании – 1735 евро.
Согласно исследованию, наши соотечественники, ныне работающие в Италии, Португалии, Франции и Великобритании, ранее на родине трудились преимущественно в системе образования, торговле, здравоохранении и в сфере социальных услуг. Теперь за границей им приходится работать в сфере общественных, социальных и персональных услуг (33%), в строительстве (20%), а также оказывать услуги на дому (13%).
При этом, если верить данным исследования, 12% молдаван все же удается на чужбине занять свою профессиональную нишу, то бишь устроиться в той же области, в которой они были задействованы в Молдове. Более того, у некоторых даже получается открыть небольшое собственное дело – таких 6%.
Большинство наших соотечественников, работающих за границей, ожидают лучших времен. Обычно мигранты строят краткосрочные планы, а их будущее зависит от множества обстоятельств, которые сложно оценивать в настоящем. Однако число гастарбайтеров, убежденных в своем неизбежном возвращении в Молдову, очень мало. При этом 20% молдаван полностью уверены в том, что никогда не возвратятся жить в республику.
В России строят и торгуют
Другое исследование, проведенное молдавскими экспертами при финансовой поддержке ЕС и МОМ, – «Молдаване в РФ: социально-экономический профиль и политические вызовы». Согласно ему, большинство молдаван в РФ вынуждены перепрофилироваться, и только четверть из общего числа гастарбайтеров работают в той же сфере, в которой трудились в Молдове. Более половины мигрантов, имевших опыт до приезда в Россию, заняты в сферах, в которых не требуется образование или уровень квалификации. Чаще всего неквалифицированные рабочие трудятся в области строительства, коммунальных услуг, а также в домашних хозяйствах. При этом высок процент квалифицированных рабочих (75,8), занятых в строительстве, в области транспорта и коммуникаций, отельном и ресторанном бизнесе.
Исходя из данных исследовательского анализа, зачастую в РФ нелегально работают сезонные мигранты. Причем женщины чаще, чем мужчины, практикуют «подпольное» трудоустройство. Кстати сказать, среди мигрантов с высшим или неполным высшим образованием преобладают легально работающие – 52,5%. Незаконное трудоустройство чаще распространено в следующих сферах: розничная и оптовая торговля, ремонт транспортных средств и бытовой техники, строительство, работа на дому.
Отметим, что лишь 13% граждан РМ, зарабатывающих на хлеб насущный в России, заключили с работодателем в письменной форме контракт о трудоустройстве. Но при этом большинство молдавских мигрантов, опрошенных в РФ, отметили, что не хотят в ближайшие годы возвращаться на родину. Самый распространенный ответ на вопрос о предпочтениях, полученный исследователями от респондентов, ― «остаться в России и получить гражданство РФ» (37%). При этом 31% гастарбайтеров планируют поработать в РФ длительное время, но потом все же вернуться на родину.
Переводы – в топку потребления
Хоть молдаване, трудоустроенные в России, и получают (в среднем $900) меньше наших соотечественников, добывающих себе на хлеб насущный в странах ЕС, объединяют их одинаковые причины миграции. Люди вынуждены покидать родные края из-за высокого уровня безработицы, низких зарплат, неудовлетворенности социальной, экономической, политической ситуацией в стране, желания улучшить уровень жизни своих семей, помочь детям получить образование и приобрести недвижимость.
Негативные последствия миграции «российских» и «европейских» гастарбайтеров из Молдовы также не разнятся. На родине остаются дети, предоставленные самим себе. В Молдове уже выросло целое поколение детей гастарбайтеров, привыкших к ежемесячным денежным «посылкам» и отвыкших от родительской опеки и ласки. Села пустеют, уровень рождаемости падает, а деньги, отсылаемые на родину, идут на потребление. Это при том, что правительство при финансовой поддержке ЕС реализует множество проектов в области миграции.
Одним из таких проектов является программа «PARE 1+1». Как отметил на одном из заседаний пресс-клуба на тему «Как европейские проекты, сфокусированные на миграции, помогают молдаванам найти работу в собственной стране» координатор программ по миграции и развитию в рамках МОМ Генадие Крецу, «PARE 1+1» стимулирует мигрантов инвестировать накопленные деньги в развитие собственного малого бизнеса. По его словам, программа стала успешной, и поэтому была продлена до 2015 года.
– Мы полагаем, что она благоприятно отразится на развитии реального сектора экономики в стране, открытии рабочих мест и т. д., – сообщил Крецу.
Исходя из исследования о положении молдаван в РФ, мигранты продолжают обеспечивать спрос на товары и услуги в Молдове. За последние 12 месяцев семьи граждан РМ тратили деньги, высланные работающими в РФ кормильцами, преимущественно на приобретение товаров (88%). Далее в списке растрат семей гастарбайтеров идут следующие пункты: ремонт жилья, здоровье, приобретение бытовой техники, образование, оплата долгов, закупка товаров, необходимых для сельхозработ, отдых, покупка домашних животных и т. д.
Пока большинство наших граждан, зарабатывающих за рубежом, не спешат или не в состоянии прекратить потреблять и начать инвестировать, в частности в собственное дело. В республике благодаря финансовой поддержке Евросоюза внедряется множество проектов в области менеджмента. Однако сейчас страной правят сплошные и.о. В ситуации беспрестанной дележки власти народным избранникам нет особого дела до проблем граждан, работающих как в стране, так и за ее пределами. Пока власти изредка рассуждают об изменении модели экономического роста, люди продолжают уезжать.
Доктор хабилитат политических наук, профессор, заведующий кафедрой политических наук Молдавского государственного университета, автор научно-исследовательского отчета «Молдавские трудовые мигранты в ЕС: проблемы интеграции» Валериу Мошняга:
– Существующая система, когда гастарбайтеры пересылают много денег в республику, а их семьи живут за счет переводов, платят за услуги, покупают товары, – выгодна властям. Ведь государство практически ничего не делает и не несет никакой ответственности в данном случае. По-моему, у граждан, работавших за рубежом и накопивших определенный капитал, пока нет особых возможностей инвестировать его во что-либо. Да, наша законодательная база отвечает евростандартам, но есть политика, и есть практика. Возьмем, к примеру, программу «PARE 1+1». Во-первых, реально государство дает на каждые инвестированные человеком три лея один лей. Во-вторых, людей обучают на спецкурсах азам ведения бизнеса. Но в действительности происходит то, что происходит. А именно, бизнесмена начинают «навещать» фискальные, противопожарные, санитарные, всевозможные контролирующие органы. Словом, от коррупции никакие тренинги не защитят. Они эффективны, когда попадают на благодатную почву. Недавно побывал в Грузии, так там бизнесменам дают «льготы» на 7 лет. А у нас не успел человек стать на ноги, так его налоговая уже бьет меж глаз.
К тому же пока граждане не спешат возвращаться на родину. Для того чтобы это происходило, государство должно обеспечить конкурентоспособность молдавской экономики и достойный уровень жизни. Мало верится в то, что из-за кризиса в Европе молдаване начнут массово приезжать домой. Мигранты уверены, что Европа выберется из кризиса значительно быстрее, чем Молдова, поэтому пока не связывают свое трудовое будущее с республикой. Возвращаются на постоянное место жительство разве что люди пенсионного возраста, которых там уже не берут на работу.
Эксперт IDIS Viitorul Генадие Мокану:
― Властям на руку то, что денежный поток гастарбайтерских переводов не прекращается. Люди получают деньги из-за рубежа и покупают, и покупают, в связи с этим экономика держится на торговле. Причем импорт у нас значительно превышает экспорт. В общем, у нас нет здоровой экономики, когда развивается производство, есть лояльная конкуренция, создаются рабочие места. Мигранты обеспечивают рост потребления в стране, на этом все и заканчивается. При поддержке внешних партнеров власти предприняли много усилий для регулирования миграционных процессов и уменьшения негативных последствий миграции, но результаты пока слишком скромны. До сих пор доподлинно не известно число граждан Молдовы, работающих за границей, поэтому очень сложно эффективно осуществлять менеджмент миграции. Кроме того, много молдаван работает за рубежом нелегально, когда-то они все равно вернутся в республику, и какая пенсия их здесь ждет? Конечно, правительство заключило соглашения с некоторыми государствами, согласно которым легально работающие в их стране мигранты платят социальные взносы и потом вправе рассчитывать на пенсию, но их мало.
И пока в стране не прекратятся политические конфликты, вряд ли стоит ожидать улучшений в этой сфере. А из-за постоянной нестабильности люди еще больше не захотят возвращаться в Молдову.
Европейские чиновники о необходимости эффективного менеджмента миграционных процессов.
Глава политического и экономического отдела делегации ЕС в Молдове Вихер Слагтер:
― Деньги, которые посылают мигранты в Молдову, составляют 20-25% от ВВП. Это самый высокий показатель в Европе. Молдавская экономика неуравновешенна. Не стоит забывать, что объем денежных переводов может уменьшиться, особенно в условиях, когда люди теряют связь со страной и пытаются обосноваться там, где работают. Кроме того, огромный объем финансового потока направлен на потребление, а не в реальную экономику, что в будущем скажется негативно.
Проблема в том, что общий инвестиционный климат в Молдове не самый лучший. Поэтому до сих пор мигранты предпочитают вкладывать свои кровно заработанные деньги в недвижимость, землю и т. п.
Для того чтобы привлечь капитал мигрантов в развитие малого бизнеса, производство, надо улучшить инвестиционный климат, допустим, посредством реформы судебной системы, а также модернизируя финансовый сектор. В свою очередь, ЕС предоставляет Молдове немалую финансовую поддержку для того, чтобы проводились соответствующие реформы. И надеемся, что это привлечет большие денежные потоки в страну, которые пойдут в продуктивные инвестиции.
Глава миссии Международной организации по миграции в Молдове Антонио Полоса:
– За последние годы МОМ осуществила при финансовой поддержке ЕС много проектов, призванных минимизировать негативные последствия миграции. Один из них – Проект по поддержке реализации миграционной составляющей и развития мобильного партнерства РМ–ЕС. Его бюджет составляет 2 млн. евро и рассчитан на период с 1 января 2010-го по 31 сентября 2013-го. В следующем году мы планируем его продлить, чтобы преимуществами, которые дает данный проект, смогли воспользоваться и жители Приднестровья. Помимо реализации других проектов мы стараемся оказывать поддержку членам социально уязвимых семей мигрантов – детям, пожилым людям.
Глава проекта ЕС «Консолидация возможностей управления миграцией в РМ» Пер Линдберг:
– Уровень занятости в Молдове один из самых низких в Европе. К тому же рынок труда непрозрачен и плохо функционирует.
В рамках проектов, финансируемых ЕС, мы проводили курсы с сотрудниками Агентства по занятости населения (АЗН). Кроме этого, велась работа с представителями компаний, чтобы убедить их сообщать о вакантных местах АЗН. В то же время мы настаиваем на необходимости улучшения социального диалога, чтобы обеспечить равновесие на рынке труда между правительством, патронатами, профсоюзами, работодателями и работниками.
Фото: Валерий Корчмарь
Галина Васильева
Pan.md