О ГРУЗОВЫХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОБЕЗЬЯНАХ
О ГРУЗОВЫХ демократических ОБЕЗЬЯНАХ
В 1941 году на Тихий океан пришла Вторая мировая война. Острова на которых до этого спокойно сидели папуасы и жрали кокосы, стали военными базами, стратегическими объектами и аэродромами. На некоторых островах произошли не слабые сражения, на других было тихо, но сейчас нас интересует не это. Война внесла огромные изменения в жизнь местных дикарей. Они с потрясением осознали, что кроме кокосов и кораллов в мире есть куча куда более интересных предметов. Количество груза (по английски груз — карго) доставляемого для снабжения войск было огромно. Какая-то его часть попала и к аборигенам. Не суть важно, что именно там им большее всего понравилось, но вся их жизнь раскололась на два этапа. До груза и после.
Но вот война кончилась. Американцы ушли. Казалось, что все вернулось на круги свои. Никто больше не привозил на острова груз. Самолеты не садились на посадочные полосы, не сбрасывали парашюты. Остатки военных сооружений гнили в тропиках. Но жизнь местных жителей уже не могла вернуться к старому. Они настолько привыкли к всевозможным полезным вещицам доставляемым белыми людьми, что жизнь без них казалась им не жизнью, а существованием. Впрочем, они не стали предаваться унынию, и попытались добыть эти все эти ценные ништяки самостоятельно. Не глупее же они белых?
Человек отличается от обезьяны способностью к обучению. Если необходимо достичь определенного результата, то нужно посмотреть что для этого делают другие и сделать то же самое. Папуасы внимательно изучили что делали американцы и начали повторять. Они отремонтировали, насколько смогли, взлетно-посадочные полосы. Сделали из бамбука подобие винтовок. Поставили часовых, там где это делали американцы. Начали регулярно ходить строем с импровизированными бамбуковыми ружьями и всячески копировать поведение пришельцев.
Они ожидали что в результате всего этого к ним с неба с парашютами начнут падать грузы, а на аэродромы садиться самолеты. Но этого почему-то не происходило. Дикари задумались, и решили, что они плохо копируют действия американцев. Они стали подобия военных мундиров, посадили в радиорубки «радиста» с деревянными наушниками и тд и тп. Но груз все на равно не падал. Они проанализировали происходящее и начали еще строже подражать белым людям.
Длилось это не день, и не два, и не неделю. На некоторых островах Океании это продолжается и до сих пор. Все происходящее имеет научное название — Карго-культ.
Конечно, за это время, немало людей поняло, что толку не будет и бросило это занятие. Кто-то побывал в большом мире, кто-то посмотрел телевизор и понял ошибочность этих действий. Но какая-то часть дикарей с упорством обезьян ходит строем и ждет, что на них прольется счастье. Время от времени, на острова выносятся волнами какие-либо вещи. Иногда на них все-таки попадают самолеты и это дает надежду что если правильно маршировать, то успех будет достигнут.
Надо сказать, что им не раз пытались объяснить, что ничего просто так с неба не падает. Все эти вещи изготавливают на фабриках и заводах. А весь военный антураж, связанный с появлением их на островах, достаточно случаен и не имеет отношения к делу. Но для большинства аборигенов это вещи сложные, не понятные и невозможные. В конце-концов никто из них ни разу не видел завода или фабрики, и вообще туманно представляет, что это такое может быть. А вот форму, маршировку, символику, военную дисциплину и тд все видели в реальности. Так и маршируют.
Впрочем, нельзя сказать, что сами дикари не задумывались, а откуда все это реально берется? И ответ нашелся. Вполне на уровне их понимания. Все это идет с того света! Причем, очевидно, что на том свете рулят их предки, которые и позаботились о своих потомках, послав их весь груз. Но белые сумели это перехватить, и сами всем пользуются, а достойным людям (аборигенам) достаются лишь крохи. Если бы среди них оказались более продвинутые товарищи, то они наверное включили бы в эту теорию жидо-массонов, но таковых, видимо, не нашлось.
Подобные культы можно обнаружить не только в Полинезии. Например, где-то в джунглях Амазонки бегают индейцы с деревянными макетами кассетных аудиоплейеров и ждут, что оттуда раздадутся слова Высших Сил. В Северной Америки известен более сложный культа данного типа, в котором индейцы стремятся достичь совершенства в особом танце, ожидая, что после этого к ним сама-собой проложится железная дорога.
У читателя может сложиться впечатление, что Карго-культ — явление свойственное только примитивным людям, живущим в джунглях. Но проблема гораздо серьезнее. И в «цивилизованном» мире существует немало ситуаций, когда люди, как обезьяны, копируют лишь внешние элементы какой-либо деятельности. Знаменитый нобелевских лауреат по физике, как-то заявил, что подобный карго-культ существует даже среди ученых. Они ставят «эксперименты», пишут диссертации, однако никакой реальной научной ценности в этом нет. Существуют карго-культы и политике.
Можно было бы описать карго-культы среди либералов, левых, демократов и проч. и проч. и проч.
В 1941 году на Тихий океан пришла Вторая мировая война. Острова на которых до этого спокойно сидели папуасы и жрали кокосы, стали военными базами, стратегическими объектами и аэродромами. На некоторых островах произошли не слабые сражения, на других было тихо, но сейчас нас интересует не это. Война внесла огромные изменения в жизнь местных дикарей. Они с потрясением осознали, что кроме кокосов и кораллов в мире есть куча куда более интересных предметов. Количество груза (по английски груз — карго) доставляемого для снабжения войск было огромно. Какая-то его часть попала и к аборигенам. Не суть важно, что именно там им большее всего понравилось, но вся их жизнь раскололась на два этапа. До груза и после.
Но вот война кончилась. Американцы ушли. Казалось, что все вернулось на круги свои. Никто больше не привозил на острова груз. Самолеты не садились на посадочные полосы, не сбрасывали парашюты. Остатки военных сооружений гнили в тропиках. Но жизнь местных жителей уже не могла вернуться к старому. Они настолько привыкли к всевозможным полезным вещицам доставляемым белыми людьми, что жизнь без них казалась им не жизнью, а существованием. Впрочем, они не стали предаваться унынию, и попытались добыть эти все эти ценные ништяки самостоятельно. Не глупее же они белых?
Человек отличается от обезьяны способностью к обучению. Если необходимо достичь определенного результата, то нужно посмотреть что для этого делают другие и сделать то же самое. Папуасы внимательно изучили что делали американцы и начали повторять. Они отремонтировали, насколько смогли, взлетно-посадочные полосы. Сделали из бамбука подобие винтовок. Поставили часовых, там где это делали американцы. Начали регулярно ходить строем с импровизированными бамбуковыми ружьями и всячески копировать поведение пришельцев.
Они ожидали что в результате всего этого к ним с неба с парашютами начнут падать грузы, а на аэродромы садиться самолеты. Но этого почему-то не происходило. Дикари задумались, и решили, что они плохо копируют действия американцев. Они стали подобия военных мундиров, посадили в радиорубки «радиста» с деревянными наушниками и тд и тп. Но груз все на равно не падал. Они проанализировали происходящее и начали еще строже подражать белым людям.
Длилось это не день, и не два, и не неделю. На некоторых островах Океании это продолжается и до сих пор. Все происходящее имеет научное название — Карго-культ.
Конечно, за это время, немало людей поняло, что толку не будет и бросило это занятие. Кто-то побывал в большом мире, кто-то посмотрел телевизор и понял ошибочность этих действий. Но какая-то часть дикарей с упорством обезьян ходит строем и ждет, что на них прольется счастье. Время от времени, на острова выносятся волнами какие-либо вещи. Иногда на них все-таки попадают самолеты и это дает надежду что если правильно маршировать, то успех будет достигнут.
Надо сказать, что им не раз пытались объяснить, что ничего просто так с неба не падает. Все эти вещи изготавливают на фабриках и заводах. А весь военный антураж, связанный с появлением их на островах, достаточно случаен и не имеет отношения к делу. Но для большинства аборигенов это вещи сложные, не понятные и невозможные. В конце-концов никто из них ни разу не видел завода или фабрики, и вообще туманно представляет, что это такое может быть. А вот форму, маршировку, символику, военную дисциплину и тд все видели в реальности. Так и маршируют.
Впрочем, нельзя сказать, что сами дикари не задумывались, а откуда все это реально берется? И ответ нашелся. Вполне на уровне их понимания. Все это идет с того света! Причем, очевидно, что на том свете рулят их предки, которые и позаботились о своих потомках, послав их весь груз. Но белые сумели это перехватить, и сами всем пользуются, а достойным людям (аборигенам) достаются лишь крохи. Если бы среди них оказались более продвинутые товарищи, то они наверное включили бы в эту теорию жидо-массонов, но таковых, видимо, не нашлось.
Подобные культы можно обнаружить не только в Полинезии. Например, где-то в джунглях Амазонки бегают индейцы с деревянными макетами кассетных аудиоплейеров и ждут, что оттуда раздадутся слова Высших Сил. В Северной Америки известен более сложный культа данного типа, в котором индейцы стремятся достичь совершенства в особом танце, ожидая, что после этого к ним сама-собой проложится железная дорога.
У читателя может сложиться впечатление, что Карго-культ — явление свойственное только примитивным людям, живущим в джунглях. Но проблема гораздо серьезнее. И в «цивилизованном» мире существует немало ситуаций, когда люди, как обезьяны, копируют лишь внешние элементы какой-либо деятельности. Знаменитый нобелевских лауреат по физике, как-то заявил, что подобный карго-культ существует даже среди ученых. Они ставят «эксперименты», пишут диссертации, однако никакой реальной научной ценности в этом нет. Существуют карго-культы и политике.
Можно было бы описать карго-культы среди либералов, левых, демократов и проч. и проч. и проч.