Наше здравоохранение лечит или калечит?
Наше здравоохранение лечит или калечит?
Скандальные приказы министра здравоохранения о реорганизации целого ряда медицинских учреждений отменены.
Парламент потребовал от ведомства приостановить все реформы до их представления законодателям. Но как отмечают в отраслевых профсоюзах, от своих намерений руководство министерства не отказалось, да и проблемы, накопившиеся в медицине одной реорганизацией не ограничиваются. Отечественное здравоохранение фактически разрушается.
Министерские планы-ураганы
Решение министерства объединить сразу несколько крупнейших медицинских учреждений аргументировали необходимостью оптимизации средств. Как заявлял не раз глава ведомства Андрей Усатый, неэффективное использование огромных помещений съедает порядка половины их бюджета. К тому же, по его словам, многие клиники дублируют функции. Реорганизация и управление единым администратором, мол, сделает их работу более эффективной.
Согласно замыслу министерского руководства, планировалось слияние научно-практического центра скорой помощи с клинической больницей травматологии и ортопедии, инфекционной клинической больницы имени Тома Чорба - с республиканским дерматовенерологическим диспансером и центром СПИД, республиканской детской больницы имени Е.Коцаги - с НИИ охраны здоровья матери и ребенка. Предполагалось также объединение РКБ, кардиологического и онкологического институтов, института неврологии и нейрохирургии и республиканского диагностического центра, абсорбция детской муниципальной больницы имени Валентина Игнатенко, муниципальной детской больницы №1 и муниципальной детской инфекционной больницы.
Где-то лишь перешептываясь, а где-то даже и митингуя, персонал попавших под оптимизацию клиник недоумевал: как можно приравнять инфекционные болезни, дерматовенерологические и СПИД? К тому же, по словам врачей этих больниц (да, собственно, в этом может убедиться любой побывавший в учреждениях), ни одно из них не пустует, напротив!
Протесты трудовых коллективов поддержал отраслевой профсоюз, который обвинил руководство министерства в том, что реформы были начаты без согласования, что нарушает закон о здравоохранении. Более того, несмотря на то, что под давлением общественности, а затем главы правительства и депутатов, Андрей Усатый отменил приказы о реорганизации, трудовые договоры со многими работниками упоминавшихся в них клиник до сих пор не продлены. Вдобавок к этому полным ходом идет ликвидация целого ряда отделений в клиниках, центров семейной медицины. Другими словами, не мытьем, так катаньем министерство реализует задуманное.
То ли реорганизация, то ли приватизация
Параллельно с реорганизацией руководство минздрава планировало (и от этой идеи не отказывается) активно внедрять частно-государственное партнерство в медицине. Речь о передаче части функций медучреждений в руки частных фирм. Правда, как именно это будет происходить, когда и где, также тайна за семью печатями. Тем не менее, профсоюзы в здравоохранении подозревают минздрав в намерении фактически приватизировать публичные услуги, которые уже не будут бесплатными.
«Все ссылки на успешный зарубежный опыт в нынешних условиях неоправданны, - утверждает председатель профсоюза «Sanatatea» Виктор Бену. - На прошлой неделе я побывал в Брюсселе, где внимательно изучил этот опыт. Как член исполкома европейских и всемирных профсоюзов в здравоохранении ответственно заявляю: в целом ряде стран Европы от частно-государственного партнерства отказываются. Передача некоторых медуслуг частникам привела к сокращению на 20-30 процентов числа работников, цены на обслуживание выросли в два раза, ожидавшихся инвестиций частные компании не сделали. Почти 20-летняя практика признана не удачной в Великобритании, Франции, Испании, Германии, где сейчас расширяют сферу публичных медицинских услуг».
То же самое ждет и нас, убежден Виктор Бену. Больше того, профсоюзы усматривают явную тенденцию – государство планомерно сокращает свою долю финансирования здравоохранения. С 2009 по 2012 годы она уменьшилась на 12,5 процентов, с 66,7 до 54,3 процента. И эта статья бюджетных расходов, как утверждают в профсоюзе, будет продолжать сокращаться.
Дело не в количестве денег, а в том, как они тратятся
Сокращая расходы на медицину из бюджета и в то же время сохраняя размер отчислений работников и работодателей на уровне 7 процентов - то есть без поправок на инфляцию - министерство увеличило число категорий застрахованных за государственный счет с 9 до 14. По мнению Виктора Бену, у этой меры нет финансового покрытия, по крайней мере, легального. Как следствие, не все из планировавшихся медуслуг попали в пакет медицинской страховки, что вызывает оправданное недовольство пациентов.
Но парадокс ситуации в том, что в условиях дефицита финансов объем остатка неиспользованных средств на счете национальной компании медицинского страхования год от года растет. На конец 2010 года этот остаток составлял 409,8 миллионов лей, а на конец 2011 года – уже 430,7 миллионов лей. На что указала по результатам проведенного в НКМС аудита и Счетная палата.
В то же время предложения отраслевого профсоюза о порядке распределения денег фонда медицинского страхования на 2013 год учтено не было, отмечает Виктор Бену. Его базовая составляющая, предназначенная собственно на медицинское обслуживание и оплату труда медработников, была утверждена на целый процент меньше, чем предусмотренный законом минимум в 94 процента. В денежном выражении это миллионы лей. Зато фонд развития и модернизации был увеличен на 1,15 процента, что выше нормы в 2 процента.
При этом, как считают в «Sanatatea», эти деньги следовало бы тратить в первую очередь на приобретение современного оборудования для лечения и диагностики, а не ремонт и покупку транспорта, как это делается, когда на такие нужды есть специальные фонды.
Все больше неоплачиваемого труда
В минздраве нашли и другой не менее своеобразный способ оптимизации средств. Нормированная нагрузка на медицинских работников планомерно увеличивается, и все больший объем их труда оказывается попросту не оплаченным! Решение же правительства повысить зарплаты некоторым категориям сотрудников медико-санитарных учреждений с 1 июня этого года проблемы не решает.
К тому же, вопреки законодательству, врачи и медперсонал не получают всей положенной им доли зарплаты из поступлений от платных услуг. Вместо предусмотренных 50 процентов им достается, как отмечают в профсоюзах, лишь 33,7 процента. Как следствие, в 2012 году медицинским работникам не доплатили 40,6 миллиона лей. И это в условиях, когда они и так не могут похвастать высокими зарплатами. По данным на конец 2012 года минимальная зарплата в здравоохранении покрывала лишь 41 процент прожиточного минимума.
Последствия такой разрушительной для системы здравоохранения политики не заставляют себя ждать. Врачи все чаще эмигрируют. В 2012 году из-за недостатка кадров штат работников в медучреждениях был укомплектован лишь на 90 процентов. В отрасли 13 180 вакансий, 44 процента покрываются за счет работы медиков по совместительству. Но и этот труд не всегда оплачивается. Таким образом, убеждены профсоюзах, страна потеряет не только кадры, но и саму систему здравоохранения.
* Доля финансирования здравоохранения государством в 2009-2012 годах уменьшилась на 12,5 процентов: с 66,7 до 54,3 процента.
* Вместо предусмотренных 50 процентов поступлений от платных услуг медикам достается лишь 33,7 процента. В 2012 году им не доплатили 40,6 миллиона лей.
* В медицине 13 180 вакансий, 44 процента покрываются за счет работы по совместительству, но этот труд не всегда оплачивается.