715

Федерализация Молдовы, как возможность решения Приднестровского конфликта


1992 год стал самым черным годом в истории современной Молдовы. Тогда, в следствии безответственных действий группы политиков, простые граждане по обе стороны Днестра взялись за оружие и направили его друг против друга. Сотни человек погибли, а оба берега оказались друг для друга чужими.

Вот уже 20  лет прошло с тех злополучных дней, а Приднестровский вопрос до сих пор нерешен. Проводятся переговоры между обеими сторонами с участием международных  посредников, но их результативность крайне мала.

Выделим 3 возможных варианта решения Приднестровского конфликта.

a) Позволить Приднестровью стать независимым государством. Данный вариант не отвечает интересам Республики Молдовы, так как нанесет серьезный удар по идее суверенитета и территориальной целостности РМ.

b) Включить ПМР в состав Молдовы. Именно этого курса и придерживаются власти РМ на переговорах с Приднестровской стороной в рамках формата «5+2». Такой вариант развития событий явно противоречит позиции Тирасполя.

c) Превращение Республики Молдова в федерацию, состоящую как минимум из трех субъектов (Молдовы, Гагаузии и Приднестровья). Данный вариант является наиболее приемлемым для всех участников конфликта.

Прежде чем рассмотреть плюсы федерализации РМ, рассмотрим суть самого понятия федерация. Федерацией называется государство, в котором сосуществуют две системы органов власти: федеральные (их решения распространяются на все государство) и субъектов федерации (решения принятые органами власти субъектов имеют силу только в границах последних). У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета. При этом, субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации и не может быть субъектом международных отношений. На сегодняшний день в мире насчитывается 28 федераций. Среди них: США, Россия, Германия, Швейцария, Австралия, ОАЭ, Малайзия и другие.

Впервые  идея урегулирования Приднестровского конфликта путём федерализации была предложена в 2003 году специальным представителем президента Российской Федерации Дмитрием Козаком. В соответствии с так называемым «Меморандумом Козака», на территории Молдовы создавалась Федеративная Республика Молдова, субъектами которой являлись Приднестровская Молдавская  Республика и Автономно-территориальное образование Гагаузия. Главой государства являлся федеральный президент, исполнительная власть осуществлялась федеральным правительством, а законодательная власть осуществлялась федеральным Парламентом, состоящим из 2-х палат (Сената и Палаты представителей). Оба субъекта сохраняли  свои органы власти, однако принятые ими решения не распространялись дальше границ субъектов. Выйти из состава федерации субъект мог только в случае потери федерацией своего суверенитета.

Однако, данный меморандум так и не был подписан. В последний момент тогдашний президент республики, Владимир Воронин, внезапно отказался подписывать соглашение, чем немало удивил российскую сторону. Причиной столь резкого изменения позиции президент назвал то обстоятельство, что в соответствии с пунктом №18 меморандума, в Приднестровье до 2020 года оставался контингент российских миротворческих сил, численностью 2 тысячи человек, без тяжелой техники и вооружения. Как объяснял президент Воронин, он не мог допустить военного присутствия другого государства на территории Молдовы. Данное заявление выглядит немного странно с той точки зрения, что после срыва подписания соглашения, переговоры по решению конфликта зашли в тупик. А пока ситуация в регионе не будет разрешена, российский миротворческий контингент,  находящийся там  с 1992 года, остается. Тем самым в обоих случаях военное присутствие России сохранилось, разница лишь в том, что теперь сроки пребывания контингента неясны. Интересен и тот факт, что решение о неподписании «Меморандума Козака» Владимир Воронин принял после совещания с представителями США и ЕС,  которые боялись, что с урегулированием конфликта, роль России  в регионе усилится. То есть, решение принятое президентом было сделано не в интересах Республики Молдова, а в интересах Запада.

На долгие годы идея создания молдавского федеративного государства была забыта. Только в последнее время вновь появились предложения по проведению федерализации Республики Молдова. Одним из первых, и на данный момент фактически единственным общественным деятелем, продвигающим идею федерализации Молдовы, является депутат парламента и председатель Партии Социалистов Молдовы Игорь Додон. По его мнению, в 2003 Молдова упустила возможность решить Приднестровский вопрос. Лидер социалистов считает, что федерализация является единственным вариантом реинтеграции республики, который устраивал бы обе стороны.

Главным плюсом идеи федерализации является тот факт, что он подразумевает под собой компромисс. То есть, в результате создания молдавского федеративного государства, будут удовлетворены интересы обеих сторон, а именно, восстановление Республики Молдова  в границах начала 90-х и сохранение за  ПМР ряда свобод, которыми они так дорожат. Кроме того, федеральное государство как нельзя лучше соответствует  статусу РМ, как полиэтничного государства, чего так не желают признавать румыноунионисты и этнократы в нынешнем правительстве. Многие представители унионисткого движения считают, что без Приднестровья и его русскоязычного и антирумынского населения, на пути Молдовы к объединению с Румынией исчезнет серьезное препятствие. Поэтому-то и  подвергается так часто критике со стороны прорумынских общественных деятелей идея федерализации Молдовы.

Существование в рамках федерации даст возможность представителям различных этносов видеть друг друга, как партнеров в общем деле строительства будущего для себя и своих детей.  Также федеративное государство будет способствовать налаживанию сотрудничества между Кишиневом, Тирасполем и Комратом, так как основным критерием в отношениях между федеральным правительством и субъектами, является партнерство и кооперация.

Федерализация Молдовы возможна. Нужно всего лишь сдвинуть этот процесс с мертвой точки. Но и Кишинев,  и  Тирасполь пока только создают видимость поиска решения конфликта и не заинтересованы в реализации этого проекта. Хотя интересно, что фактически, первый шаг уже сделан: права Гагаузии, как автономии в рамках Республики Молдова довольно широки и сравнимы с правами субъекта федерации. Так что в некотором смысле, Молдова уже частично является федерацией. 

- Роман Руссу (специально для Actualitati.md )

0