763

Киртоакэ проинспектировал готовность столичного сквера к установке памятника жертвам депортаций


Дорин Киртоакэ побывал накануне в сквере у железнодорожного вокзала, где ведутся усиленные работы по облагораживанию территории перед установкой памятника жертвам сталинских депортаций. Дорин Киртоакэ побывал накануне в сквере у железнодорожного вокзала, где ведутся усиленные работы по облагораживанию территории перед установкой памятника жертвам сталинских депортаций — «Поезда мертвых».
Мэр распорядился подобрать облицовочный материал для постамента, лично залез в неработающий фонтан, а также велел убрать киоски, расположенные вокруг сквера. Установить 15-тонный монумент городские власти планируют не позже июня, приурочив церемонию открытия к очередной годовщине депортаций.
Работы в сквере у железнодорожного вокзала, который занимает 3 тыс. кв. м, в самом разгаре: рабочие разбирают каменные тумбы, шлифуют и возвращают прежний вид каменным скамьям, укладывают тротуарную плитку. Сквер напоминает территорию стройки, посреди которой сиротливо возвышается двухметровый пустой постамент. Через два месяца на нем планируют установить памятник жертвам сталинских депортаций, который сейчас отливают в бронзе на государственном литейном заводе в Минске. 
Надеемся, что монумент прибудет в Кишинев раньше 6 июля, когда запланировано его открытие»,— сказал «Ъ-MD» начальник управления капитального строительства мэрии Роман Софрони. По его словам, лихорадочно торопиться с облагораживанием сквера городские власти не будут, сделав акцент на качестве работ. Господин Софрони рассказал, что будут отреставрированы освещение сквера и его ограда, а фонтан придется разрушить и отстроить заново, так как он в таком состоянии, что реконструкции просто не подлежит. Планируется, что новый фонтан будет оснащен подсветкой.

Мэр Дорин Киртоакэ обошел всю территорию сквера, залез в неработающий фонтан, чтобы убедиться в невозможности его реставрации, пощупал тротуарную плитку, проверяя ее качество. Его внимание привлек подземный переход, выходящий на поверхность прямо перед входом в сквер. Мэр распорядился демонтировать «все эти щиты» у перехода, а выход из него «привести в надлежащий вид». «Только не надо облицовывать его гранитом, это будет по-коммунистически. И фонтан не надо в гранит одевать. А то знаете, мавзолей Ленина тоже гранитный»,— пошутил господин Киртоакэ. И уже не шутя отметил, что тротуарная плитка возле перехода не должна быть такой же, как и в сквере: «Все-таки там памятник». 
Несмотря на явно приподнятое настроение, мэр распорядился отозвать авторизации у экономических агентов, торгующих вокруг привокзального сквера, а принадлежащие им киоски эвакуировать. Мэр пообещал, что контроль за ходом работ в сквере будет проводиться еженедельно. 

Господин Киртоакэ остановился и у памятного камня, на месте которого планируют установить бронзовый монумент. «Камень был установлен как основание для будущего памятника. По правилам после открытия монумента памятный камень должен быть убран. Мы обсудим этот вопрос с теми, кто устанавливал его в 1990 году в рамках движения национального возрождения»,— сказал мэр.  

Конкурс на проект памятника жертвам сталинских депортаций был объявлен в 2007 году по инициативе мэра Дорина Киртоакэ. В конкурсе победил скульптор Юрий Платон, который работал над проектом несколько лет и назвал его «Поезд мертвых». По словам автора, скульптура символизирует суть сталинской диктатуры: «В этом конвейере сырьем были люди, их жизни и души. Они попадали в эту сталинскую машину, в итоге ничего человеческого не оставалось». Длина памятника составляет около 12 м, высота — порядка 3 м, ширина — чуть меньше 2 м, предполагаемый вес — 13–15 т. Памятник будет установлен на постаменте высотой 2 м.  
Стоимость всего проекта, по подсчетам мэрии, составит 22,5 млн леев, которые выделены из городского бюджета. Из них 4 млн леев стоил гипсовый макет памятника, в 10–11 млн обойдется покрытие его бронзой, остальные средства пойдут на облагораживание территории сквера. 

kommersant.md
0