712

Что такое молдовенизм?




Одной из главных проблем сегодняшней Молдовы является глубочайший раскол молдавского общества на различные группировки по этническому и политическому признаку. Данный раскол проявился еще в период обретения Республикой Молдовой своей независимости, и подобно незаживающей ране «кровоточит» до сих пор. Одним из способов решения данной проблемы является  концепция «Молдовенизма»,  которую мы попытаемся рассмотреть.
 
Впервые термин «Молдовенизм» появился в еще в 20-х годах ХХ века в МАССР. Тогда он выражала  идею законности существования молдавского этноса, языка и молдавского государственного образования.  Данная концепция была основной в течение существования Молдовы как советской социалистической республики. Для легкости я предлагаю называть данную концепцию «этномолдовенизмом». Однако с ростом националистических движений  в конце 80-х годов она пришла в упадок и в первые годы существования Независимой Молдовы она была заменена на идеологии «румынизма» и «румыно-унионизма». В соответствии с ними молдавского этноса не существует, он является всего лишь часть румынского народа, следовательно, следующим шагом для Молдовы является объединение с Румынией.
 
Однако он «этномолдовенизм» не исчез полностью. Сегодня многие граждане считают себя представителями молдавского этноса и говорящими на молдавском языке и нежелающие объединения с западным соседом. В свете данной концепции Республика Молдова видится как правопреемница Средневекового княжества Молдова и тем самым имеет все права на существование. Следует отметить, что корни данных положений можно найти еще у некоторых теоретиков раннего «румынизма».  По их мнению Молдавское княжество должно политически доминировать среди других румынских княжеств, или служить стержнем вокруг которого они впоследствии объединятся.
 
Конечно «румыноунионисты» опровергают любые доводы предлагаемые «этномолдовенистами», считая их ненаучными, перечащими историческими фактам и «справедливости». Сам факт параллельного существования Румынии и Молдовы «унионисты» считают нонсенсом, хотя примеры существуют. Очень похожая ситуация сложилась между Германией и Австрией. В обоих государствах говорят на одном и том же языке, но немцами  называются только жители ФРГ, а в Австрии живут австрийцы. На официальном уровне в Австрии признается факт её идентичности и права на существования. Любая книга по истории австрийского государства начинается с главы описывающей ее право на существование как  суверенное государство, при этом признается факт существование общих культурных и исторических  корней двух государств. К сожалению в Молдове история подается только с румынской точки зрения, и большинство историков являются сторонниками объединения с Румынией, очень мало историков «молдавинистов», наиболее известными являются С. Назария и В. Степанюк.
 
Однако у «этнического молдовенизма» есть и слабости. Одной из самых из них является частое невнимание к факту что кроме молдаван  в стране проживают и представители других народностей и говорящих на других языках. Однако в защиту следует упомянуть что «этномолдовинисты» отличаются большей умеренностью чем их «румынские» оппоненты. Тем самым «молдовенизм» с этой точки зрения не способствует  объединению молдавского общества.
 
Однако в  последние годы в Молдове появилась концепция которую я называю «гражданским молдовенизмом». Её выразителями являются в основном левые партии в частности Партия Социалистов Молдовы. В соответствии с ней в Республике нужно приложить усилия для строительства общества очень похожего на общество в котором независимо от этнической принадлежности индивида он является гражданином Республики Молдова, при этом сохраняется права нацменьшинств. По мнению «гражданских молдовенистов»  Молдова должна стать общим домом для всех ее граждан независимо от их этнической принадлежности. В вопросе касательно истории и культуры  позиция двух течений «молдовенистов» схожа.
 
Конечно «румыно-унионисты» не согласны со всем выше перечисленным, по их мнению подобное общество не жизнеспособно. Однако это можно опровергнуть, примеры можно найти как и сегодня так и в прошлом.  В США человек может быть представителем любого этноса и имеет право на развитиесвоей культуры и языка. В местах компактного проживания представителей национальных меньшинств можно найти таблички с надписями на нескольких языках. Но при этом каждый независимо от своего этнического происхождения является гражданином США и «американцем», а государственном языком является английский. Похожей была ситуация и Античном Риме, к наследникам которого  причисляют себя «румынисты». К период расцвета Империи, понятие «римлянин» обозначало не потомка первых жителей города, а «гражданина римского государства» родившегося в любом конце государства и независило от этнической принадлежности. Многие из знаменитых римлян небыли таковыми в этническом смысле слова, некоторые даже родились за пределами Италии: Гай Марий , Сенека , Апостол Павел, императоры Траян, Септимий Север, Филипп Араб, Деоклетиан, Константин Великий.
 
Конечно, Древний Рим пример не совсем удачный, а в американском обществе есть свои изъяны. Но остается тот факт остается фактом, подобное сообщество может существовать, и по мнению многих «молдовинистов» его  можно построить и у нас в Республике.
 
По моему мнению второй вариант «молдовенизма» лучше в том плане, что он позволяет снова объединить наше общество и заполнить пропасть разделяющую наших граждан. Для меня всегда был примером мой дед который, несмотря на свое украинское происхождение, называл себя молдаванином и говорит языке который он называл молдавский, ратовал за успехи и достижения Республики Молдова. По моему мнению он был  куда большим патриотом, чем любой «румыно-унионист» считающий себя патриотом ратуя при этом за уничтожение государства гражданином которого он является.
 
- Руссу Роман (специально для Actualitati.md)


0