Федор Гелич: «О Cорине Пачу все благополучно забыли»
О покойном Cорине Пачу и охоте в заповеднике уже давно не упоминается. Послезавтра истекает назначенный президентом срок примирения в Альянсе за евроинтеграцию.
Но миром в правящей коалиции и не пахнет. Партии по-прежнему не определились с кандидатурой будущего премьера, а дело с сомнительными записями телефонных переговоров Филата и его подчиненных снова набирает оборот. При этом, как ни странно, о покойном Cорине Пачу и охоте в заповеднике уже давно не упоминается, отметил правозащитник Федор Гелич.
1 апреля Федор Гелич распространил приглашение на пресс-конференцию, на которой собирался рассказать о том, что Влад Филат может получить портфель генерального прокурора. Журналисты сочли это розыгрышем в «день дураков» и на пресс-конференцию 2 апреля не пришли. Между тем Гелич говорит, что действительно собирался обнародовать сведения из источников в генпрокуратуре о том, что прокуроры рассматривают Филата как реального кандидата на эту должность. Тем более, что у и.о. премьера есть диплом юриста.
Переговоры в АЕИ подошли к концу. Только пока неясно, к какому. Сами представители «высоких договаривающихся сторон» говорят об успехе и практически полном завершении текста нового Соглашения Альянса за евроинтеграцию-3.
Соответствующие заявления сделали на прошлой неделе либералы Валерий Мунтяну и Корина Фусу. Вот только переговорщики на последнем этапе попросили о помощи лидеров своих партий. Вроде как, чтобы лично поставить точку в тридцатидневной войне в АЕИ.
«Телефонный» конфликт
Наблюдатели полагают, что присутствие глав партий необходимо, чтобы просто-напросто провести настоящие, а не «показушные» переговоры. Лидеры ЛДПМ, ДПМ и ЛП все же встретились, но объявления о немедленном возрождении коалиции после их беседы не последовало.
Затяжной политический конфликт последовал за объявлением премьер-министра Владимира Филата об одностороннем выходе из Альянса за евроинтеграцию. Вскоре затем и парламент отправил в отставку правительство Филата. Поводом к тому послужили сомнительные записи телефонных переговоров премьера и его соратников с главой налоговой инспекции Николаем Виколом.
На одной записи Филат требовал налоговых послаблений для одного из инвесторов, на следующей записи – жестких санкций против другого предприятия. Депутаты сочли, что глава кабмина превысил свои полномочия и нарушил закон. Но вчера стало известно, что дело с аудиозаписями получило новый оборот.
Гелич снова обвиняет
Скандально известный общественный деятель Федор Гелич, председатель Общественной ассоциации «Моя Молдова», объявил о подаче в генпрокуратуру заявления на возбуждение уголовного дела в адрес Филата и других фигурантов телефонных разговоров.
- Своими действиями премьер-министр и прочие собеседники г-на Викола вмешались в систему налогового контроля, порядок функционирования автономного государственного органа… не соблюли полномочия и компетенцию, установленные для их должностей, - говорится в тексте заявления.
Авторы ссылаются на ст.328 ч.3 УК РМ «Превышение власти или служебных полномочий, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение». Заявление, представленное Геличем, датировано 26 февраля. По его словам, до сих пор никакого ответа «Моя Молдова» не получила.
- Дело передали в прокуратуру антикоррупции, передавали от прокурора прокурору. Сейчас им занимается прокурор Рудей. Он обещал ответить на наш запрос до конца месяца, - отметил известный правозащитник.
В прошлом году Федор Гелич успел засветиться не в одном публичном скандале. Это он предал общественности сведения об отмывании европейских грантов в проекте по укреплению европейской границы Молдовы. Информацией заинтересовалась генпрокуратура, последовала отставка и допросы главы Пограничной полиции Романа Ревенко. По факту хищения заведено уголовное дело, а сам
Гелич позже рассказал об участии в преступлении румынских чиновников.
Затем неугомонный общественный деятель прославился оглашением фактов испытания нелицензированных лекарств на пациентах костюженской психиатрической клиники. Минздрав еще долго открещивался от этого скандала, хотя громких отставок чиновников и не последовало.
От парламента к президенту?
Однако сейчас Федор Гелич не особо верит в возбуждение уголовного дела по сделанному им запросу. Он признался корреспонденту «МВ», что в прокуратуре «дали понять: де-факто Филат, Речан и Стрелец не совершали преступления своими переговорами. Это, мол, обычная рабочая обстановка для госчиновников во все времена в Молдове. Для острастки можно послушать аудиозаписи подобных переговоров экс-президента Владимира Воронина, или посмотреть на резолюции, оставленные им на документах».
- Уголовные дела на министров Усатого, Негруцу, Фокшу и других закроют до суда или развалят уже в суде. Все это – личные политические разборки пришедших к власти криминальных группировок, которые вместе отмыли выделенные европейцами на реформы деньги - поделился вчера Гелич.
По словам председателя ассоциации «Моя Молдова» выход из нынешнего политического кризиса только через конституционную реформу – изменить форму правления с парламентской республики на президентскую. Нынешнее устройство страны требует от чиновников высокой политической культуры, а они этому требованию не соответствуют.
vedomosti.md