795

Цирк молдавской политики


Влад Филат создал свой политический капитал с нуля, потому что на момент появления партии его рейтинг был 0%. Влад Филат является лидером ЛДПМ. В отличие от других амбициозных политиков, он не покупал свое место в политике, не набирал рейтинг в инкубаторе ПКРМ, не проехал в парламент верхом на племяннике.
Он создал свой политический капитал с нуля, потому что на момент появления партии его рейтинг был 0%. Никто не знал, кто такой Влад Филат, что это за партия – ЛДПМ  и чего она хочет.
Финансируемые ДПМ комментаторы и журналисты пытаются навязать общественности мнение, будто желание остаться премьер-министром – это прихоть Филата, и что из-за него Молдова обречена на досрочные выборы. Глупости. На самом деле ЛДПМ настаивает на кандидатуре Филата по другой причине,  рациональной и прагматичной, –  именно он является локомотивом партии, без него она проиграет. Все просто.
Тут же можно отметить еще одно неожиданное последствие нападения Плахотнюка – ЛДПМ едина и собрана как никогда. Даже во времена коммунистов за членами ЛДПМ так не охотились и не шантажировали, как в последний год. Плахотнюк умеет играть в доброго и злого полицейского. С одной стороны – прокуратура, НЦБК, охранные фирмы с отрядами вооруженных бандитов, а с другой – крупные суммы денег, решение проблем, гарантия освобождения от любых последствий в виде руки закона. Устоять трудно. Немногим это удалось.
В проекте Плахотнюка плохо то, что он деструктивен. Великий инвестор ничего не создал, завоевывая все при помощи рейдерских атак. Он не построил ни одного киоска, лишь «забирал» то, что построили другие. Начиная с «Петрома» генерала Косташа и заканчивая «Виктория-банком», телеканалами, банками, госпредприятиями, которые он доит.
Так же и в политике – Плахотнюк пришел в ДПМ пару лет назад, а рейтинг партии упал. Да, и ПКРМ, и ЛДПМ подверглись атакам рейдера – важные люди в обеих партиях дошли до предательства, запутавшись в сетях Плахотнюка, но Демпартия ничего от этого не выиграла. Потому что грозештский маэстро не способен ничего создать, только разрушить.
Есть такие люди
Влад Филат находится по другую сторону. Для него политика – это не способ заработать, для него политика – это финальная цель процесса зарабатывания. Ему нравится власть. Для него власть – это цель, а никак не финансовый инструмент, что он не раз демонстрировал.
Проанализировав все последние сражения Филата, мы можем заметить, что он вступал в бой не для того, чтобы защитить свой карман, а в интересах страны. В результате скандала по поводу рейдерских атак в 2011 году, когда Филат поставил под удар правительство и стал причиной политического кризиса, ЛДПМ не выиграла ничего.
Молдова – да. В атакованных банках не было акционеров из ЛДПМ, у Филата нет интересов в Moldova Agroindbank. Когда разразился скандал с охотой в заповеднике Pădurea Domnească, Филат мог бы держаться в стороне, оставив прокуратуру «заниматься своим делом». Но он пошел до конца, вновь рискуя политической карьерой. Какая ему от этого выгода? Никакой. Но он был прав, вмешавшись, и голосование парламента по поводу отставки генерального прокурора – всецело следствие его действий.
При всем этом Филат получил несколько серьезных ударов, на которые ответил крайне слабо. ЛДПМ плохо отреагировала в скандале с записями телефонных разговоров. Видимо, Филат недооценил его влияние на общественность. Для простого человека содержание этих разговоров несправедливо, неправильно, а премьер-министр не представил подходящих объяснений. История осталась без развязки, отчего до сих пор страдает имидж лидера ЛДПМ.
Либерально-демократическая партия Молдовы, как и большинство молдавских партий, зависит от своего лидера. Нападки на Филата, соответственно, повлияют на политический рейтинг ЛДПМ во время выборов. Требование группы Плахотнюка о снятии Филата с должности премьер-министра никак не связано с моралью или законодательством. И то и другое для них ничего не значит. Это простой расчет – попытка лишить преимущества.
Что дальше?
Плахотнюк, надеюсь, понимает, что досрочные выборы для него означают тюрьму. Ведь Швейцария экстрадирует. А досрочные выборы приведут к власти Воронина, причем с конституционным большинством. Да, сторонники АЕИ в унынии, все три партии потеряют часть электората, который в качестве протеста проголосует за ПКРМ. Набранные коммунистами 45% и около 60 мандатов вернут Молдову в 2001 год.
Для Плахотнюка Воронин у власти – это конец. Старый милиционер отберет у него сначала деньги, после чего организует ему суд и международную слежку. И Плахотнюк знает это.
Тимофти предложит Филата. ДПМ посопротивляется, потребует дополнительных рычагов, устроит шумиху в прессе, но примет кандидатуру. Гимпу тоже. Умнику из Колоницы не впервой себе противоречить. Это частое для него явление, он может противоречить сам себе в одном и том же предложении.
Переговоры по поводу портфелей будут жесткими. Все три партии решат, что могут требовать больше. ЛДПМ – потому, что на переговорах ее больше не будут представлять Тэнасе и Годя, и она потребует пропорционального набранным процентам представительства. ДПМ – потому, что считает, что вышла победительницей из последних скандалов и может шантажировать Филата. ЛП – потому, что у Гимпу нет должности и у его партии нет рычагов.
На этих переговорах будут сыпаться искры. Они могут даже провалиться, и не потому, что этого хотят лидеры АЕИ, а потому, что они слишком неразумны для того, чтобы осознать весь тот коммунистический хаос, в который они попадут после выборов.
Коммунисты в конфликте с Европой. У них есть на это причины. В последние три года ЕС и США активно подвизались любой ценой сохранить Альянс. В том числе и ценой молчаливой поддержки злоупотреблений Альянса: запрета символики, изменения правил игры во время самой игры (закон о выборах), избрания президента, рейдерских атак Конституционного суда, закрытия телеканала NIT и так далее. У ПКРМ есть все причины вернуть страну в евразийское пространство.
Есть также  все причины для того, чтобы обречь на успех переговоры о создании АЕИ–3 не ради Молдовы, а ради выживания трех лидеров. Мы же, наблюдающие этот цирк молдавской политики, поедая попкорн, с нетерпением ждем следующей серии. Она обещает быть захватывающей. Герои Альянса сами, своими руками, усложнили себе жизнь.
И упадут они, в который раз, на все лапы.
Андрей Гузун, блогер

Pan.md
0