Молдавские дороги губят не автомобили, а бюрократы
Молдавские дороги одни из самых плохих в мире. В пресс-центре «Комсомолки» представитель Минтранспорта и эксперты разбирались, кто в ответе за разбитые дороги и почему так много времени уходит на бумажную волокиту.
С наступлением весны дороги превращаются в настоящий ад для автомобилистов. Именно в конце зимы – начале весны особенно явственно чувствуются все ямы и ухабы. Однако озвучу некоторые цифры. На ремонт и обслуживание дорог в этом году выделено более 1 миллиарда 79 миллионов леев. Из них более 732 миллионов будут использованы на национальные дороги и 327 миллионов — на местные. Денег много, но в чем наша беда? Почему самая большая проблема – это дороги? Первый вопрос адресуем представителю Минтранспорта.
Андрей КУКУЛЕСКУ:
- Бытует такое мнение, что об экономике страны можно судить по состоянию дорог, а по уровню культуры – по состоянию туалетов. Дороги являются таким линейным сооружением, которое невозможно консервировать при нехватке денег. Если любое строительство можно изолировать, то дороги - нет: даже при острой нехватке финансов закрыть их невозможно. Последние четыре года правительство все-таки стало уделять внимание дорогам. Я как специалист, который всю жизнь проработал в этой отрасли, хочу отметить этот факт. Инвестиции не приходят в Молдову из-за дорог, дороги - это лицо нашей страны. На уровне правительства очень сложно добиться финансирования. Если раньше был госплан, то сейчас нет. Прежние правительства ставили в приоритет пенсии, зарплаты, пособия, а на дороги деньги выделялись по остаточному принципу. Именно поэтому как нельзя кстати пришлась помощь международных доноров.
ГОСТИ «КП»
- Так почему все-таки дороги у нас самые плохие, даже, по последним рейтингам, одни из худших в мире?
- Потому что последние 15 лет ремонт и обслуживание финансировались на уровне максимум 10% от необходимого. Дорога, когда она проектируется и сдается в эксплуатацию, обладает своим «сроком службы» - от 16 до 20 лет. За это время также необходимо проводить два средних ремонта. Однако мы практически не делали капремонта до тех пор, пока 80% от протяженности дорожной сети пришли в негодность. Догнать недофинансирование не так просто. Мы недавно считали, чтобы привести наши дороги более-менее в порядок, нужно каждый год капитально ремонтировать 400 километров дорог!
- А ведь на эти цели выделяются гранты…
- Первый грант, предназначенный для реабилитации автомобильных дорог, это грант в 12 миллионов евро, выделенный ЕС для реабилитации участка Бельцы – Сынжерей протяженностью 16 км. За счет экономии в результате тендера будет реабилитировано 19 км. Работы будут завершены в первой половине текущего года. Если грант выделяется, то еще примерно два года нужно, чтобы прошли все процедуры - от момента выделения гранта до получения реальных денег. При поддержке Всемирного банка нам удалось подготовить технико-экономическое обоснование и проектную документацию для наиболее важных дорог национальной сети (600 км), и в случае появления финансирования мы сможем сразу приступить к тендерным процедурам. Это значительно сократит время от выделения денег до начала работ. Даже тендер может длиться год.
- Фактически проходит большой срок от выделения гранта до момента первой закладки асфальта на трассе?
- Да. Вот пример. В 2010 году был выделен грант США «Вызовы тысячелетия», и только в этом году начинаются работы. Первый год готовилась документация и технико-экономическое обоснование, второй - делали проект, третий год – процедура тендера. Грант на пять лет, три года пошли на бумажные дела, сам ремонт продлится года полтора – два.
- А почему такая бюрократия? Разве нельзя ускорить?
- К сожалению, мы не можем диктовать свои условия, финансирование идет от доноров, а они требуют скрупулезности. Тендеры проходят в два этапа - предварительная квалификация и окончательное предложение. Это по правилам международной ассоциации строителей. В странах, где дают гранты, банки руководствуются этими правилами. В тендерах принимают участие, в основном, международные компании, наши компании участвуют только в последних тендерах, поскольку раньше они не соответствовали требованиям предквалификации. Гранты, которые дает ЕС, администрируются через банки. Вот поэтому в самом начале теряются два – три года.
* * *
- А ямы из каких денег ремонтируются?
- Есть Дорожный фонд - 1 миллиард 79 миллионов. Дополнительно, после увеличения в декабре акцизов на топливо и налога на пользование автомобильных дорог, в Дорожный фонд поступит еще 156 млн. леев. Распределение этих средств будет осуществляться после ректификации закона о бюджете на 2013 год.
При поддержке Всемирного банка в 2006 - 2007 гг. испанская фирма GETINSA провела обследование состояния сети дорог общего пользования, а также систем финансирования и администрирования дорожной отрасли страны. В результате было установлено, что 90% национальных и 95% местных дорог находятся в плохом состоянии, система содержания автомобильных дорог. На основе этого в 2008 г. была разработана и утверждена Стратегия инфраструктуры наземного транспорта на 2008 – 2017 гг. Она предусматривает реабилитацию дорог общей сети за 10 лет, выделение достаточных средств для содержания дорог путем отчисления в Дорожный фонд минимум 80% от акцизов на топливо и др. И это условие было прописано МВФ, на которое пошло наше правительство. Если бы не было давления от доноров, вряд ли бы получилось. И в этом году произошло увеличение налогов на пользование дорогами и рост акцизов. Таким образом, было достигнуто удовлетворительное финансирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования из Дорожного фонда. Уровень финансовых потребностей таков, что без внешней поддержки мы не сможем привести в хорошее состояние сеть автомобильных дорог общего пользования.
Самир АЛИЕВ:
- Хорошо, что деньги есть, а когда они будут в асфальте?
Андрей КУКУЛЕСКУ:
- В прошлом году было уложено 100 тысяч тонн асфальта. Это ямочный ремонт, а там, где было слишком много ям, там пока был выложен слой выравнивания. Делается это для улучшения состояния дорог до тех пор, когда дороги будут реабилитированы, то есть до момента проведения капремонта. 350 километров «шубы» мы делали (это битумная эмульсия плюс слой щебня). От Бельц до Единец мы сделали поверхностную обработку – этот участок будет 4-5 лет без ям, в нормальном состоянии.
- А ямы кто латает?
- Все работы по этому ремонту делаются на тендерной основе. У нас уже появились фирмы, которые специализируются на дорожном ремонте.
Юрий МИКАЙЛЯН:
- Если качество дорог, о которых вы говорите, будет соответствовать тем инвестициям, что описываете, тогда да – это большой плюс для Молдовы.
Андрей КУКУЛЕСКУ:
- Капитальный ремонт, кроме внешних инвестиций, делаем мы своими силами. Вот отремонтировали участки дорог между Чимишлией и Комратом, дорогу на Паланку, в сторону Тудора. Резина-Оргеев тоже наши. По сравнению с итальянцами, которые работают, наши лучше трудятся.
- А почему? Патриотизм?
- Нет, требования. Есть конкуренция: мы говорим о том, чтобы были в наличии современные технологии, бетонные заводы, укладочная техника, уплотняющая техника. Работу нашей фирмы, которая делала дорогу на Чимишлию от Комрата, иностранцы увидели - им понравилось. И они сказали – да, действительно, вы можете работать.
- Сколько стоит капитальный ремонт?
- В среднем от 500 до 600 тысяч евро. Если дорога имеет ширину 6 или 7 метров, мы ее доводим до восьми. Полностью слои - «дорожную одежду» - меняем. Обрабатывается все цементом и укладывается обратно: материал, который там есть, уплотняется, укрепляется, ведь бетон в наших климатических условиях - наиболее прочный материал. В населенных пунктах прокладываются тротуары, кюветы, освещение. Кирсова, Конгаз, Светлый – все эти населенные пункты будут благоустроены.
- Вы спокойно оперируете миллионами, миллиардами. Все-таки большую роль играет человеческий фактор: большие суммы – большой соблазн…
- Есть подрядчик, который выбирается в результате тендера, там сидят два международных эксперта среди прочих, которые оценивают все предложения, полученные в результате международного конкурса. Если объект стоимостью 10 миллионов евро, то последние три года должна компания иметь обороты в 15 миллионов евро и иметь в данной области опыт работы.
* * *
Юрий МИКАЙЛЯН:
- А этих правил придерживается кто-то? Когда в Молдове есть нанашизм и кумовство, может быть всякое. Да, должно быть оборудование. Да, специалисты. А у нас есть вообще специалисты такого уровня?
Андрей КУКУЛЕСКУ:
- Варианты «тому давай - тому не давай» не проходят. И тому доказательство – различные суды.
- Кстати, вот такой вопрос интересует. Были ли случаи в молдавской юридической практике, чтобы водители получали материальное возмещение за плохие дороги?
Иван ЦУРКАН:
- Подобная практика есть. На этот счет в 2007 году высказывалась коллегия по гражданским и административным делам Высшей судебной палаты РМ. В определении ВСП указывается, что, уплачивая дорожные сборы, налогоплательщик имеет право пользоваться отремонтированными дорогами. Ответчиком выступало госпредприятие. Суд постановил взыскать полностью всю сумму ущерба, однако для этого пришлось пройти все судебные инстанции. В практике нашей компании есть выигранные дела против «Апэ-канала» за открытые люки и против «Аутосалубритате», когда из-за ливня или ветра падали ветки и повреждали автомобили.
- А кого звать в помощь? Страховщика?
- В первую очередь нужно вызвать полицию и эксперта, в зависимости от ситуации. Представителя страховой копании привлекать можно, но это не обязательно. Желательно присутствие юриста, который проверит правильность заполнения протокола полицией, чтобы не было упущено ни одного значимого факта.
* * *
- А какой совет вы дадите водителям?
- Необходимо знать свои права и не бояться требовать их соблюдения от чиновников. Если водитель не виноват в ДТП, а причиной происшествия стали ямы или условия на дороге, тогда можно привлечь к ответственности дорожные службы. Однако, если есть жертвы, то водителя в любом случае накажут за то, что он не учел ситуацию на дороге.
Николай ДЕМЯНЮК:
- Так считает Дорожная полиция, но водитель может искать смягчающие обстоятельства, требовать внесения их в протокол и представления в суд искового заявления.
Самир АЛИЕВ:
- Мы недавно проходили сертификацию и были в Москве. И есть такая организация – Королевское общество по безопасности и предотвращению несчастных случаев. Так вот они настоятельно рекомендуют соблюдать главное правило. Когда едешь – видишь ямы, объезжать их нельзя, нужно ехать по ним. И, соответственно, прыгать. И тут получается такая вещь. Если ты попал в яму и поцарапал колесо, тогда да – дорожник виноват. Но если ты ехал, решил объехать яму и зацепил другую машину – в этом случае виноват только ты и никто другой. И уж тем более не дорога.
Юрий МИКАЙЛЯН:
- И у нас то же самое. Если ты попал в ДТП и приводишь аргумент, что виноваты ямы – это не принимается во внимание. Начинаются суды и тяжбы на несколько лет…
Иван ЦУРКАН:
- Если вы не согласны с протоколом, он подлежит обжалованию в судебном порядке. Для этого необходимо представить доказательства и объяснить, почему вы были вынуждены нарушить ПДД. В случае, если причиной тому действительно было плохое состояние дорог, возможно добиться смягчения наказания.
Юрий МИКАЙЛЯН:
- Мы слишком жаловаться на дороги не должны – это будет несправедливо. У нас не хуже, чем в других странах. Если будет так, как обрисовали нам, то дай бог, только удачи хочется пожелать. Я еду по Испании и вижу латку – но там ровная дорога. А у нас горбы делают! Многие говорят – вот, налоги подняли. Я готов платить, но чтобы делали. Тогда у меня и претензий не будет.
Самир АЛИЕВ:
- Понятно, что все упирается в деньги. Я недавно смотрел передачу о дорогах в Израиле, так там ежегодно выделяется минимум миллиард долларов. И это при всем при том, что дороги там уже построены.
* * *
Николай ДЕМЯНЮК:
- Самое главное - рационально и толково, как настоящий хозяин, использовать деньги. Мы чаще ездим в городе, потому что живем в Кишиневе. И видим, как ремонтируются дороги: накидают щебенки в ямы, машины раскидают ее своими колесами по дороге. И толку в таком ремонте? Зачем вообще выпускать людей на такие работы, технику гонять по городу?! Не вижу смысла и рациональности в подобном способе расходования денег. Если я, допустим, заплатил 100 евро налогов и вижу, что делается грамотный ремонт, я буду только рад и не буду сожалеть о потраченных деньгах.
Оксана ЧОРИЧ:
- Я представляю женский автомото-клуб, и налицо тенденция: девушек, которые ездят на мотоциклах, становится все меньше, они пересаживаются на автомобили, считая их наиболее безопасным видом транспорта. И виной тому как раз наши плохие дороги. Например, ситуация: ты на мотоцикле едешь за машиной и не видишь ям, которые выходят из-под колёс авто. Случались серьезные падения, и девушки отказываются от езды на мотоциклах. Они теперь в нашем клубе все в основном на автомобилях. К тому же дороги не позволяют нам организовывать соревнования... Поэтому мы теперь, исходя из других интересов и занятий, встречаемся и проводим время в клубе. Конечно, все мы надеемся, что когда-нибудь дороги в нашей стране будут действительно европейскими. И ездить по ним будет одно удовольствие! И будет возможность серьёзно развивать автодвижение у нас в стране и культуру вождения у всех граждан Молдовы.
ЧТО БУДЕТ В ПЕРСПЕКТИВЕ
Планы Минтранспорта на 5 лет
От Кишинева до Джурджулешт полностью будет отремонтирована дорога. Сейчас разрабатываем проект, и это направление будет полностью закрыто. Начнутся скоро работы Кишинев –Унгены, с обходом села Бахмут, и обход Унген. Также будет три подключения к европейским дорогам – Унгены, Леушены и Джурджулешты. И есть договоренность с Румынией о постройке моста в Унгенах, что уменьшит расстояние до Ясс на 20-25 километров. Идут тендерные процедуры по дороге Хынчешты - Лапушна - Леушены. Еще дороги Бельцы - Скуляны. Бельцы - Крива. На все эти дороги уже есть документы. Дают добро на кредиты – будут объявлены тендеры.
Как построить качественную дорогу по невероятно низкой стоимости? И вообще, возможно ли?..
В этом вопросе нам помогли разобраться те, кто непосредственно строит дороги - специалисты компании EcoTehLider.
Стоит понимать, что эта информация полезна не только председателям районов (хотя им в первую очередь), советникам и общественным организациям регионального значения, которые влияют на принятие решений и выбор той или иной технологии при ремонте или полной реабилитации дорог, но и нам с вами. Нам, простым горожанам, жителям своей страны, обычным водителям, которые ежедневно колесят по разбитому дорожному полотну - объезжают ямы или вынужденно в них попадают, разбивают подвески машин и ремонтируют за свой счет. Мы с вами можем и должны призывать региональные власти к привлечению современных экономичных технологий.
- Когда же наконец в нашей стране будут европейские дороги?! И не только национальные, но и местные?! – думает каждый из нас.
А между тем специалисты компании EcoTehLider заверяют: решение проблемы местных дорог есть. И малыми силами можно добиться вполне приемлемого результата. Главное – не быть равнодушным к этой проблеме и вообще к преобразованиям в городе, районе и просто на улице, где живете.
Уникальное оборудование и опыт
Итак, вопрос на засыпку.
Как за ограниченные бюджетные средства реабилитировать вдвое больше дорог, независимо от их состояния и типа?
- Это стало возможным благодаря современным технологиям регенерации и смешания на полотне, уникальному оборудованию и опыту, - поясняют в компании EcoTehLider.
Независимо от дороги: старой, разрушенной асфальтовой или щебеночной (белый вариант), компания EcoTehLider реабилитирует данную дорогу в новую с 10-сантиметровым слоем асфальта, используя технологию регенерации и смешания на полотне. Помимо 10-сантиметрового слоя асфальта, верхний слой дорожного полотна покрывается бронирующим слоем из битума и гранитного щебня, что значительно увеличивает срок эксплуатации дороги.
ВАЖНО!
Всю информационную поддержку и консультации можно получить у специалистов компании EcoTehLider по телефону 022-88-07-07
ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость всех этих работ составляет не более 320 леев/м2 (для сравнения: стоимость асфальтовых дорог с 4-сантиметровым слоем и биндером составляет в среднем 600 леев/м2). За одни и те же средства можно реабилитировать в два раза больше дорог!
БУДЬ В КУРСЕ!
Технология регенерации и смешания на полотне стандартизирована, регламентирована в Республике Молдова и успешно используется при реабилитации дорог (Ниспоренский, Фалештский, Оргеевский районы).
В чем преимущества технологии от компании EcoTehLider
- Толщина плотного асфальтового слоя – 10 см.
- Усиленное уплотнение полотна виброкатками массой до 25 тонн.
- Покрытие верхнего полотна бронирующим слоем из битума и гранитного щебня.
- Стоимость работ - 320 леев/м2, в сравнении с традиционным строительством в 600 леев/м2.
KP.md