620

К последним событиям в Болгарии

К последним событиям в Болгарии  
 

Отставку правительства Бойко Борисова по следам самого массового в Болгарии за последние 16 лет протеста граждан, возмущённых ростом дороговизны жизни, ожидали. Подготовили такой поворот событий и сами болгарские власти, и крупные игроки из Вашингтона.
 
Что общего между ростом в этом январе сего года почти в два раза тарифов на электричество для болгарских конечных потребителей и секретной депешей, посланной еще 2 октября 2008 года послом США в Софии Нэнси Макэлдауни тогдашнему специальному посланнику США при Евросоюзе Бойдену Грею, ведавшему вопросами «евразийской энергетики»? В депеше говорилось, что Болгария, «бедная на углеводородное сырье, зависит от России на 70 процентов по совокупности поставок энергоносителей, а по природному газу на все 90 процентов». А далее вульгарное воображение госпожи Макэлдауни подсказало ей образ Болгарии, которая «дает волю своей страсти в постели с мускулистым дуэтом в лице Газпрома и ЛУКОЙЛа» и занимается этим «в силу ложно понимаемого отсутствия альтернативы».
 
Копия депеши дипломатической дамы из Софии была направлена в Вашингтон в Министерство торговли, Министерство энергетики, Совет национальной безопасности и ЦРУ. «С учетом рекордно высоких цен на энергоносители, - сообщала Нэнси Макэлдауни, - Россия с ее благополучием, которое зиждется на углеводородах, закачивает средства в болгарскую экономику, чем превращает эту страну в легкую добычу при оказании на нее давления».
 
Госпожа Макэлдауни сделала тогда примечательное признание: после того как Евросоюз настоял на закрытии 3-го и 4-го блоков АЭС в Козлодуе, болгарская экономика понесла финансовый ущерб в размере 1,4 млрд. долларов, что повредило также Сербии, Македонии и Греции, покупавшим у болгар электроэнергию. Для устранения возникшего дефицита рекомендовалось диверсифицировать источники поставок (читай: свернуть закупки у России), сделать ставку на приобретение американских технологий и переориентироваться на компании «Шеврон» и «Вестингауз».
 
С той поры и началась в болгарских СМИ кампания, направленная против российских поставщиков природного газа («Газпром»), потенциальных транзитёров российской нефти (проект трубопровода Бургас - Александруполис) и строителей АЭС в Белене («Росатом»).
 
В феврале 2012 года в прессу был запущен слух о том, что якобы при производстве подогревателей высокого давления (ПВД) для блоков 5 и 6 АЭС «Козлодуй» была использована… несертифицированная сталь. ПДВ были изготовлены ОАО «ЗиО-Подольск», входящем в машиностроительный дивизион «Росатома» — «Атомэнергомаш».
 
Клевета прожила недолго. Пробы металла ПВД-К 6 и 7 произвели независимые эксперты. В итоге, заявил директор АЭС «Козлодуй» Валентин Николов, «при обследовании в институте Болгарской Академии наук было установлено, что фактическое состояние твердости и химического состава отвечает стали 22K». На этом ложь приказала долго жить, но антироссийская кампания уже набирала силу.
 
28 марта 2012 года депутаты Народного собрания Болгарии при 120 голосах «за» и 41 «против» поддержали решение правительства об отказе от строительства АЭС «Белене». Соглашение о строительстве АЭС с двумя блоками суммарной мощностью более 2000 МВт заключили в 2006 году ЗАО «Атомстройэкспорт» и Национальная электрическая компания (НЭК) Болгарии.
 
Никто не посмотрел на то, что Комиссия по определению требований сооружения новых ядерных блоков в Евросоюзе указала на АЭС «Белене» как на один из трех примеров для подражания. На этой АЭС должен был стоять реактор третьего поколения вместе с проектами в Олкилуото (Финляндия) и Фламанвиле (Франция). Эксперты Евросоюза рекомендовали строить АЭС только с реакторами такой степени надежности и защиты.
 
При этом к сооружению АЭС «Белене» было привлечено более 30 местных компаний, готовых предоставить и оборудование, и комплекс услуг, что давало им и загрузку мощностей, и гарантии сохранения рабочих мест. В пользу АЭС говорил также показатель рентабельности производства «атомного» электричества: киловатт-час, получаемый благодаря возобновляемым источникам электроэнергии, в полтора раза дороже, чем на АЭС, а киловатт-час, который генерируют на болгарских ТЭЦ, в 5,5 раза дороже, чем отпускная цена на АЭС…
 
Так что же побудило кабинет Бойко Борисова перечеркнуть ключевой проект по обеспечению энергетической безопасности Болгарии? Ответ прост: давление американцев.
 
В 2011 году американские фирмы AES и Contour Global приобрели в Болгарии две ТЭЦ - «Марица Изток 1» и «Марица Изток 3». Они вложили соответственно 1,2 млрд. евро и 230 млн. евро в эти станции, чтобы вывести их на полную мощность. Капиталовложения надо было окупать. Для этого американцы пролоббировали контракт на 15 лет, и в течение всего этого срока болгары обязаны покупать у них электроэнергию по ценам, растущим из года в год. При этом американцы сделали всё, чтобы не допустить конкуренции. «Если АЭС «Белене» была бы построена, то, считая от сегодняшнего дня, через 10 лет американские ТЭЦ оказались бы полностью ненужными. Напротив, отказ от «Белене» гарантирует им стабильный рынок», – объяснил поведение американской стороны Румен Овчаров, бывший министр энергетики Болгарии.
 
Хиллари Клинтон энергично аплодировала тому, что болгары не получат дешевой электроэнергии с русской АЭС, и всячески подчёркивала, что именно США могут стать надежным партнером в обеспечении энергетической безопасности Болгарии. Для этого надо «диверсифицировать» поставки нефти и газа (то есть перекрыть канал российского экспорта) и использовать «потенциал ряда американских компаний».
 
Однако многие болгарские эксперты в области энергетики усмотрели в отказе от АЭС «Белене» серьезную угрозу для национальной энергетики. Бывший министр экономики и энергетики Болгарии Петыр Димитров, ныне депутат Болгарской социалистической партии (БСП), предупредил сограждан, что близорукое следование чужим советам — неосмотрительно с экономической точки зрения. «Поверьте мне, через 15 лет Болгария будет вынуждена импортировать электроэнергию… Для нас, болгар, эта политическая, дипломатическая и интеллектуальная безалаберность означает энергетический голод в ближайшие десятилетия… Мы обречены на энергетическое рабство и дефицит, который уменьшит численность населения еще на 1/3 до 2050 года. То есть в конце этого периода болгары будут насчитывать 3,5 млн. людей, сколько их было в конце пятивекового турецкого рабства».
 
Подоплеку удара по энергетическому хозяйству Болгарии вскрыла Нора Стоичкова, болгарский журналист, эксперт в вопросах энергетики: «Проект АЭС «Белене» был заблокирован из-за беспрецедентного внешнего давления со стороны США и ЕС… Посол США в Софии превзошел своими появлениями в СМИ и грубым лоббированием интересов американских энергетических корпораций Chevron и Westinghouse даже исключительно активного в СМИ премьер-министра Болгарии».
 
Как дипломатично отметил Кольо Колев, директор Агентства политических, экономических и политических исследований «Медиана», «многие болгары сознают, что из-за американских геостратегических интересов Болгария может упустить хорошие экономические возможности».
 
Психологическая обработка американцами болгарской правящей верхушки идет непрерывно. Поговаривают, что посла США в Болгарии Джеймса Уорлика отозвали из-за «неполного служебного соответствия»: посол-де слабо лоббировал интересы американских компаний и допустил с точки зрения Вашингтона недопустимое: кабинет Бойко Борисова «пошел на поводу» у протестов общественности, выступившей в защиту окружающей среды, и в январе 2012 года разработка сланцевого газа компанией Chevron на территории Болгарии была запрещена.
 
А когда болгары ввели запрет на добычу у них в стране сланцевого газа, то Барак Обама в ходе визита Бойко Борисова в Вашингтон, как писала болгарская пресса, устроил тому выволочку за закрытыми дверями. Болгарские обозреватели уверены также в том, что Борисов именно по настоятельной рекомендации Обамы не поехал 7 декабря прошлого года на торжественную сварку первого стыка трубопровода «Южный поток».
 
Нора Стоичкова уверена, что «если бы Борисов не застопорил реализацию» проекта АЭС «Белене», то вспышки недовольства не случилось бы, поскольку была бы реальная перспектива снизить издержки и обеспечить население дешевой электроэнергией. «Эта атомная станция была для нас надеждой на дешевое электричество, надеждой на новые рабочие места, на развитие промышленности». По мнению Н.Стоичковой, «отказом от проекта «Белене» болгары опозорились перед всем миром. Теперь уже все инвесторы будут знать, что у нас может заработать деньги только тот, кто дружит с американской администрацией».
 
Да, у Болгарии узкое поле для маневра в энергетике. Во-первых, в рамках членства в ЕС действует требование до 2020 года перевести 16% электрогенерирующих мощностей на возобновляемые источники энергии, что еще летом прошлого года привело к повышению тарифов, потому что инвесторам были в приказном порядке созданы не рыночные, а преференциальные условия. Во-вторых, сложившаяся за последние 20 лет проамериканская ориентация части болгарского политического класса обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для бизнеса США. Болгарии как стране с самым низким уровнем жизни в Евросоюзе (средняя ежемесячная зарплата равна 385,5 евро, средняя пенсия —138 евро) непросто отстаивать собственные национально-государственные интересы. По совокупности актов дипломатического давления США на правительство Бойко Борисова можно констатировать, что сегодня Болгария, сама о том не подозревая, обладает лишь ограниченным суверенитетом…
0