736

Время собирать камни! Часть вторая



Среди всех проблем, стоящих перед Молдовой на протяжении более 20 лет независимости, главной остаётся неурегулированный приднестровский конфликт. Уже более 20 лет наша страна остаётся расколотой на две части. Она  фактически не состоялась как государство, способное контролировать всю свою заявленную в Конституции территорию. Ни о каком дальнейшем политическом, экономическом или социальном развитии Молдовы не может идти речь до тех пор, пока не будет урегулирован приднестровский конфликт. Именно на его урегулирование должны быть направлены все усилия и руководства страны, и всех парламентских партий, и гражданского общества Молдовы.   
 
Для того, чтобы урегулировать приднестровский конфликт, надо понимать его истоки, его природу. В основе конфликта – авантюрная политика правых, националистических сил, захвативших власть в начале 90-х годов, открыто разжигавших межнациональную вражду и мечтавших о превращении нашей республики в провинцию соседнего государства – Румынии. Создание Гагаузской Автономии и Приднестровской республики стало реакцией на проведение в стране недальновидной и разрушительной политики, при которой ущемлялись права значительной части населения страны, а  мнения целых  регионов республики просто игнорировались её руководством. То есть, по своей природе, приднестровский конфликт является этнополитическим.
 
После кровавого 1992 года, Кишинёв и Тирасполь несколько раз были близки к регулированию конфликта. В 1997 году, при содействии российского политика и дипломата Евгения Примакова, президент Молдовы и лидер Приднестровья подписали Московский меморандум, согласно которому обе стороны обязались строить общее государство в границах Молдавской СССР по состоянию на 1 января 1990 года. В 2003 году, лидеры Молдовы и Приднестровья были близки к созданию федеративного государства, но тогда возможность решения этой проблемы была сорвана.
 
В июле 2005 года, Парламент Молдовы принял «Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)». Принятие данного закона в одностороннем порядке, без какого-либо участия Приднестровья, не позволило реально воплотить в жизнь действенные механизмы и принципы урегулирования.  
         
Следствием принятия этого закона стал выход Тирасполя из переговорного процесса и организация референдума о независимости Приднестровья.
 
На наш взгляд, сегодня необходим ряд неотложных мер по восстановлению мер доверия между сторонами конфликта, что позволит нормализовать отношения с Приднестровьем и создать гуманитарную и экономическую основы для построения общего с ним государства. Эти меры должны включать в себя:
 
1.Приостановление действия Закона «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22 июля 2005 года.
 
2.Признание  Парламентом РМ нормативной базы переговорного процесса, наработанной до принятия Закона от 22.07.2005.
 
3.Принятие совместно с главой государства решений о политической и правовой амнистии участников конфликта.
 
4.Адаптацию к сегодняшним реалиям Соглашения о межведомственном сотрудничестве между сторонами, подписанного в 1997 году, с последующей передачей этого документа приднестровской стороне для согласования.
 
5.Проведение парламентских слушаний с участием депутатов парламента Молдовы и Верховного Совета Приднестровья,  о перспективах создания единого экономического пространства на обоих берегах Днестра и совместного участия в экономических проектах со странами Таможенного союза и ЕС.
 
6.Выпуск общей Книги памяти с указанием всех погибших и без вести пропавших граждан в период вооружённого конфликта с учётом уже вышедшего в свет на левом берегу Днестра аналогичного издания.
 
Мы рассчитываем на то, что после принятия нами всех вышеперечисленных мер аналогичные шаги предпримет и Тирасполь, в частности откажется от проекта «договора о дружбе между и сотрудничестве между Республикой Молдовой и Приднестровской Молдавской Республикой» и восстановит отменённое в 2007 году решение Верховного совета Приднестровья о возможном создании единого территориального образования с Республикой Молдова от 6 января 1993 года.
 
Однако первый шаг должен сделать официальный Кишинёв, ибо именно на молдавских политиках лежит главная ответственность за раскол единой страны. Мы призываем депутатов парламента Республики Молдова поддержать наши инициативы.  
 
Время разбрасывать камни прошло. Настало время собирать камни. Только совместными усилиями обоих берегов Днестра мы сможем прийти к решению многолетнего конфликта, разделившего нашу страну на две части.
 
- Игорь Додон
 

0