807

Жители Молдовы тратят на взятки почти миллиард леев


В нашей стране требуют откат за все и даже за то, что положено бесплатно по закону. Фото: nit.md В нашей стране требуют откат за все и даже за то, что положено бесплатно по закону.
Коррупция или по-простому взяточничество  - феномен в Молдове массовый, однако, судя по официальным данным, такого не скажешь. В 2012 году в Национальный центр антикоррупции по «телефону доверия» о случаях взяток сообщили только 197 человек. Но даже по этим скромным показателям можно определить наиболее болезненные точки молдавского общества.
Больше всего на коррупцию жалуются те, кто сталкивается с системой здравоохранения - 27% всех обращений. Второе место у образования - 23% ( здесь больше всего людей возмущают взятки в лицеях и детских садах). Тройку «лидеров» замыкает юстиция -21% (половина обратившихся недовольны вымогательством в полиции, около четверти - в прокуратуре, каждый восьмой - судьями).
Любопытно, что на сотрудников таможни за целый 2012 год поступила... только одна жалоба на предмет взяточничества, а налоговые инспекторы сработали вообще чисто - ноль нареканий.
Зато отличились местные власти:  9 из 10 обратившихся жаловались на местных чиновников. Судя по всему, самочувствие «царьков» в районах растет пропорционально расстоянию от Кишинева.
КТО ЗА ЧТО ДАЕТ
Предпринимательница из Кагула последние три года живет за счет того дохода, что ей приносит ее торговый бутик. Обороты настолько маленькие, что речь идет даже не о бизнесе, а о способе обеспечить семью хлебом насущным.
- Я настолько мелкий торговец, что любые санкции  для меня равнозначны смертному приговору. Поэтому я все оформляю официально - плачу импортные пошлины, НДС, то есть бухгалтерия у меня работает «по-белому». Но меня это все равно не спасает от штрафов,  - рассказывает она.
Сотрудники кагульской налоговой инспекции со своим «клиентами» предельно откровенны, - повествует наш собеседник, горько усмехаясь, и описывает налаженную схему по «сравнительно честному отъему денег».
- Они приходят и с порога говорят — будем терять время и все равно что-нибудь найдем, или...? А налоговая система устроена таким образом, что штрафы за вольные или невольные ошибки растут в геометрической прогрессии. Вот они и устанавливают неформальную таксу, которая избавит меня от вполне официальной санкции в 10 тысяч леев. Если откажусь - все равно за что-то зацепятся! Потом придут во второй раз - там уже штраф 25 тысяч. Дешевле выходит откупиться, хотя злого умысла нарушать налоговый режим  даже не было, - раскрывает она суть своих взаимоотношений с налоговиками.
Коррупция с одинаковой силой бьет как по бедным, так и по богатым. Совладельцы некогда успешного бизнеса по розничной продаже электробытовых товаров видят теперь друг друга только в зале судебных заседаний, где показывают взаимоисключающие документы.
- Без взяток мои бывшие партнеры не смогли бы сфальсифицировать документы компании. Ведь многие из них надо регистрировать в государственных учреждениях, судах. И там сидят люди, которые, только глянув на документ, понимают - кто прав в той или иной ситуации... Но денежные знаки в определенном количестве заставляют их забыть об этом их качестве, - говорит одна из сторон корпоративного конфликта ценой в десятки миллионов леев.
ЖЕЛАНИЕ ЕСТЬ, А ПОВОД НАЙДЕТСЯ
Благодатной почвой для процесса «дать/получить взятку» являются даже не законы, а разного рода нормативные акты. Жителю Кишинева понадобилась справка об этнической принадлежности его родной матери. Услуга такая оказывается Министерством информационных технологий и официально стоит несколько десятков леев.
- Я в жизни не думал, что мне придется давать взятку за подобную информацию! Зашел в кабинет, представился, сказал, что требуется. Тут же сотрудник проверила базу данных, я даже на экране компьютера увидел фото моей матери. А потом заявила - справку выдаем лично в руки лицу, о котором в ней идет речь. Я просто онемел. Моя личность доказывается удостоверением личности, в базе данных указано, что я сын данного человека. Сама справка не о имуществе или чем-то секретном. И все равно отказ. Через три часа мне ее принесли в кафе в обмен... на пару сотен леев, - до сих пор возмущается произошедшим молодой человек.
Иногда коррупция - это благо, - утверждает жительница одного из южных районов страны. Иначе попадаешь в заколдованный круг инструкций, законов и капризов чиновников.
- Десять лет назад мне надо было в паспортном столе получить листок убытия, чтобы предъявить его в России. Чиновник написал мне перечень документов, которые надо собрать и суммы госпошлин, которые требуется заплатить. Оказалось, что вся процедура занимает от полугода до года. Представляете? В итоге все закончилось покупкой талонов на бензин на 50 литров, и через час заветный листок у меня был на руках, - вспоминает о семи кругах ада бывшая гражданка Молдовы.
Феномен коррупции в Молдове приобрел такие всепоглощающие масштабы, что перестаешь верить, что у людей осталось что-то святое, - повествует еще один собеседник, вспоминая о трагедии в его семье.
- У моего родственника была выявлена злокачественная опухоль головного мозга. По закону лечение онкобольных у нас бесплатное, но лечащий врач дал понять... и я намек понял. Операцию он провел, сказал, что все нормально. Я ему отдал 600 евро, а через два часа пациент... умер, - подвел итог своего трагичного рассказа собеседник.
А позже родственники выяснили, что опухоль была неоперабильной.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Лилия КАРАЩУК, исполнительный директор Transparency International - Moldova:
Бытовая коррупция проявляется в повседневных отношениях граждан страны с государством
- В отличие от политической или большой коррупции, которой озабочены и масс-медиа, и население, бытовая коррупция, существованием которой менее озабoчены, подрывает моральные устои общества, скидывая в одну коррупционную корзину большую часть населения страны и подпитывая атмосферу толерантности к феномену коррупции. Бытовая коррупция проявляется в повседневных отношениях граждан страны с государством, в бытовых отношениях, при решении личных проблем. Чаще всего она проявляется в системах здравоохранения, образования,  гражданских правоотношениях, оформлении документов, сферы социальных и бытовых услуг. Такая коррупция легче «улавливается» социологическими опросами и ее проще измерить.
Так, исследования Transparency International - Moldova показывают, что в 2012 году 37% граждан утверждают, что они лично сталкивались с коррупцией, заплатив в виде взятки, по самым скромным подсчетам, более 730 миллионов леев, причем почти половина из них внесла свой вклад по собственной инициативе.
Припоминаю два случая бытовой коррупции, упоминаемые респондентами Transparency International - Moldova, которые задели за живое своей наглостью: 
- Я (респондентка соцопроса) заболела и обратилась к врачу, показав ему полис медицинского страхования. Врач усмехнулся и сказал «Полис можешь показать мужу, а здесь платить надо». - В бюро по выдаче разрешений на строительство чиновник заявил, что он бесплатно не работает. «За зарплату я всего лишь прихожу на работу, а чтобы я что-то сделал, мне надо заплатить дополнительно, минимум 200 леев».
ВИССАРИОН ЧЕШУЕВ, экономист:
Всегда и везде было  бессильным противодействие коррупции только увещеваниями
- Сам факт извлечения дополнительного неофициального дохода расценивается взяточником  как своеобразный протест против недооценки его «выдающихся талантов» , как компенсацию мизерного, по его глубокому убеждению, официального дохода, каких бы размеров он ни был - 10 долл. или 100 тыс. долл. в месяц.  Поэтому всегда и везде было  бессильным противодействие коррупции только увещеваниями, «проработками», суровыми наказаниями  или повышениями зарплаты. Коррупция не исчезает ни под угрозой даже смертной казни, ни при повышении, в тех же условиях работы, зарплаты.
Сведение к минимуму взяточничества возможно только при условиях, когда существует постоянная зависимость потенциальных взяточников от потенциальных взяткодателей. В Молдове, несмотря на то, что формально зависимость посредством выборов есть, распорядители зарубежных грантов от Альянса никак от народа не зависят, поэтому повышают и повышают проценты отката и стоимость проектов. Чего только стоят беспардонно циничные эпопеи с ликвидацией последствий затопления припрутских сёл,  с закупкой  школьных  автобусов, с т.н. реконструкцией и ремонтом дорог, с модернизацией поездов, с реализацией экологических проектов. Последний - просто вопиющий факт: переброска всех взаимоотношений «Молдтелекома» с потребителями его услуг Интернета на посредническую фирму с повышением тарифа почти на 30 процентов.
Мы обречены на постоянное присутствие в нашей жизни подобных примеров, пока не отстоим своё право. Мы должны научиться избирать тех, кому можем доверить нас судить, тех, кто должен стоять на страже точного и неукоснительного выполнения законов. 

KP.md
0