TIMPUL: Десять эпизодов войны прессы против… прессы
Эпизод 1. Начало войны
Затихают последние отголоски первой политической войны этого года. Это была грязная война, со всеми присущими подобным событиям атрибутами. Политики, которые эту войну начали, вели себя как интриганы и подлецы: начали войну и отступили, освободив поле битвы для прессы. Ни разу за все это время мы не видели этих троих (Филата, Лупу, Гимпу) вместе с четвертым (Плахотнюком) вместе, на каком-либо публичном обсуждении. Они лишь нападали друг на друга при помощи посредников. Именно поэтому мы все остались с ощущением, что в этой войне сражались не политики, а журналисты. И в определенный момент даже журналисты перестали понимать, с кем они борются и за что. В этой войне не пресса манипулировала, а прессой манипулировали. Манипулировали политики, таким образом, управляя также и обществом.
Эпизод 2. Мотивация и цена победы
Как и любая другая политическая война в Молдове, и эта закончилась странным, постыдным миром. Политики подсчитывают «выигрыш», а пресса – грехи. Как и в других войнах, и в этой есть свои тайны. В данном случае самой большой тайной стал вопрос «Когда первые лица государства узнали о трагедии в «Padurea Domneasca?». В ближайшем будущем мы убедимся, что вся интрига войны и ее цена, основывались на попытке скрыть эту трагедию. Я не могу допустить даже мысль о том, что Филат и Тимофти не знали о случившемся в тот же день, когда произошла трагедия. Один мой коллега заявил, что «не важно знали они или нет». Нет, это важно! И при этом, чрезвычайно важно, потому что, представьте себе, как будет выглядеть это государство, если (если!) будет доказано, что нас обманывали подобным образом?
Эпизод 3. Михай Гимпу и «охотники» Филата
Я не адвокат Михаю Гимпу, но с детства меня приучили, что нельзя бить упавшего. Да, его поведение на телеканале Pro TV оставляет желать лучшего. (Кстати, я что-то не припоминаю, чтобы кто-нибудь протестовал, когда недавно Воронин сказал одной из журналисток «Poșla naher!»). Не стану вдаваться в детали, но, если честно и непредвзято взглянуть на случившееся на передаче, то станет очевидно, что его гнев был спровоцирован и «запрограммирован». Зная характер лидера ЛП, режиссеры передачи устроили ему ловушку, и Гимпу, просто, как говорится, проглотил наживку. Это урок, который можно усвоить и в таком возрасте. Но и поведение журналистки можно счесть предосудительным. Даже если она была права, учитывая обстоятельства, не слишком этично было таким образом вытаскивать М. Гимпу за ухо к доске и кричать «Пусть вам будет стыдно!». Не думаю, что эта журналистка была бы такой же смелой, если бы на месте Гимпу был, например, Филат. При этом реакция оппонентов была воистину несоразмерной «греху», превратившись в этакий самосуд в СМИ. Сегодня Гимпу пинают все бывшие трубачи Воронина, перебежавшие на службу к другому хозяину. «Оценки» вроде «Гимпу – это политическая катастрофа» не кажутся мне непредвзятыми и неангажированными. Мне самому хочется кричать: «Пусть вам будет стыдно!».
Эпизод 4. Некролог Бодюла и…
Филатовская пресса, которая учит других этическим нормам, не возмутилась и лишь трусливо промолчала когда Филат, Тимофти и Лупу подписали некролог на смерть Ивана Бодюла, «черного человека», как назвал его когда-то поэт Дмитрий Матковски. Также не вызвали широкого резонанса причины, заставившие Филата передумать (видите, не только Лупу может передумать!) ехать в Яссы, где он должен был встретиться со своим румынским коллегой Виктором Понта. Представляю себе, сколько шуму среди «неангажированной» прессы вызвал бы подобный поступок, если бы совершил его не Филат, а кто-нибудь другой из лагеря Плахотнюка. TIMPUL же выступил с жесткой критикой и по поводу некролога, и по поводу заявлений Лупу в Комрате. Ну и кто после этого в чьем кармане находится?
Эпизод 5. Дьявол среди ангелов?
Эта война не между ангелами и дьяволом. В обществе, состоящем из одних ангелов, дьявол не может делать все, что ему заблагорассудится. Однако, «неангажированная» пресса попыталась именно так преставить события: Филат – это Светлый Ангел, а Плахотнюк – это Темный Дьявол, олицетворение Зла. В поддержку этой идеи Jurnal tv (телевидение Витора и Виорела Цопы) опередил даже NIT, став эшафотом, на котором каждый день с утра до вечера проходят без суда и следствия казни «кукловода», «бандита» и «преступника» и его «марионеток». Все эти ругательства как будто взяты из выступлений прокурора Сталина Вышинского (паразиты, гниды, собаки, бандиты, преступники и т.д.). Был даже составлен список, в котором прохожу и я под определениями «марионетка Плахиша», «поющий оды Улиничу», «подлизывающийся к Зубко и Лупу». Но зря вы стараетесь найти доказательства подобных характеристик в газете TIMPUL. Вы их не найдете, потому что их нет! Мы были первым изданием, которое потребовало отставки Зубко, мы были единственной газетой, которая жестко раскритиковала Лупу за тот бред, что он выдавал в Комрате – этого никто не заметил, потому что это не подходит под их планы… А планы заключаются в том, чтобы засунуть нас в «карман Плахотнюка» и навязать обществу мысль, что мы «продались», в отличие от них, - невинных ангелов свободной и неангажированной прессы…
Эпизод 6. Положительные эффекты войны
Считается, что эта война развела молдавскую прессу на два лагеря. Это не совсем так, ведь она была разделена на эти два лагеря и до начала войны. Просто это не было так заметно. Иначе и быть не могло: в обществе, разделенном по этническим, идеологическим, политическим и т.д. критериям просто не может существовать одна для всех пресса. Эта война дала и положительные эффект: теперь мы можем безошибочно определить принадлежность прессы, ее моральный и профессиональный уровень. С этих пор никто – ни один журналист, ни одно средство массовой информации не сможет использовать фальшивый фасад, заявляя, что не ангажирован политически. Общественность увидела кто чей. Появляется вопрос: почему после падения коммунистического режима в 2009 году наша пресса не стала свободней, этичней, независимей?
Эпизод 7. Раскол в гильдии
В период правления Воронина линия фронта была четко видна, - были ОНИ и МЫ, пресса делилась на демократическую и антикоммунистическую, которая противостояла антидемократической и прокоммунистической прессе. И если до 2009 года в действиях прессы еще чувствовался какой-то идеализм и солидарность «антикоммунистического лагеря», то сегодня идеологические границы оказались смыты гонорарами, а гильдия расколота уже по другим «принципам и ценностям».
Эпизод 8. Независимая, но менее свободная
Мы повторяем драматическую судьбу прессы других посткоммунистических стран, разделенной по феодальному принципу: у каждого СМИ был свой феодал (олигарх). Появление после 2009 года в Кишиневе двух новых телеканалов не означало, что молдавское общество попало в рай свободной прессы, потому что эти телеканалы не были экономически мотивированы; для того, чтобы выжить, они поглощают миллионы некоторых олигархов, у которых есть свои политические и экономические интересы. Таким образом, вся медиагильдия просто разделилась на группы, которые иногда более завуалировано, иногда в открытую, воспевают тех, кто платит за музыку. Поэтому, мы можем сказать, что после 2009 года пресса стала более разнообразной, не никак не более независимой или менее ангажированной. К сожалению, соловьи уходят из прессы, остаются лишь оружия, исчезают аналитики, остаются снайперы. Уже никого не смущает моральная сторона «медиа альянсов» с бывшими советниками коммунистов. Так, антикоммунисты и прорумыны объединились с прокоммунистами и антирумынами, воспитанными в студиях НИТа… теперь у них общее дело. Вот и делайте, но без меня.
Эпизод 9. Оплаченные аналитики и купленные блогеры
Нынешняя демократическая власть (АЕИ), хвастающая достигнутыми «успехами» на фронте свободы прессы, не пошевелила и пальцем для того, чтобы облегчить ее ситуацию. Наоборот, она создала все условия, - экономические, моральные и психологические, - для того, чтобы СМИ становились все более зависимыми от «денежных мешков», как говорил Ленин. А мешок с деньгами у них, у политиков. И они же, политики, вывели на передовую линию фронта разного рода оплаченных «политических аналитиков» и купленных блогеров, вульгарно и агрессивно проводящих линию купивших их партий, используя обман и угрозы. Осталось лишь несколько независимых блогеров, которые еще могут спасти честь блогосферы с реки Бык, которую поглотили черные воды политики…
Эпизод 10. Мне уже поздно лезть в чей-либо карман
Никто меня не купил. Поздно уже. У меня больше нет идолов среди политиков Кишинева. Все что у меня осталось – это отвращение и сожаление по поводу потерянных иллюзий. Именно по этой причине я не подался ни в один из лагерей. Я пытался быть на стороне правды, но только своей правды. Совесть не позволяет мне встать на сторону той прессы, тон которой задают такие «борцы с мафией», как бывший советник Воронина – Мокану, «политические аналитики» с НИТа – Цырдя, Тулбуре, а также самые разные блогеры. Уж лучше их нападки, чем их дружба.
Или же похвалы.
Константин ТЭНАСЕ
Перевела с румынского для eNews.md Вера БАЛАХНОВА
Источник: http://www.timpul.md/articol/zece-episoade-din-razboiul-presei-impotriva----presei-40576.html