«Все решения по внешней и внутренней политике принимаются не в Кишиневе»
Интервью eNews с директором Института проблем дипломатии и безопасности Валерием ОСТАЛЕПОМ
- Господин Осталеп, сейчас не только оппозиция, но все чаще сами лидеры правящего Альянса за евроинтеграцию говорят о возможности досрочных выборов. Как вы думаете, они состоятся?
- Думаю, что их не будет, так как все составляющие альянса прекрасно понимают, что это для них означает. Они могут делать сколько угодно заявлений, но есть некая красная черта - собственная безопасность, бизнес-интересы - и никто через нее не собирается переступать. Выборы сулят массу иксов и игреков, и все они связаны с неприятностями для лидеров альянса.
-Основная «фишка» правящей коалиции – евроинтеграция. Коммунисты, в чьем правительстве вы работали, тоже о ней много говорили. Но возникает ощущение, что в этом плане АЕИ все-таки удалось добиться больше, чем предшественникам. Вот в ноябре этого года альянс готовится подписать с ЕС соглашения об ассоциации и свободной торговле. Это говорит о том, что альянсу все же удалось совершить некий революционный прорыв?
- Это говорит только о том, что евроинтеграция – манипулятивный термин. Ни о какой реальной евроинтеграции речь не идет, это все только заявления лидеров АЕИ.
Никакого революционного прорыва они не сделали. Процесс формального сотрудничества и сближения Молдовы с ЕС начался не в 2001 году, когда к власти пришли коммунисты, и не в 2009-м, когда их сменил альянс, а гораздо раньше. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом было подписано еще в 1994 году, с этого и началась наша «евроинтеграция».
Еще до прихода к власти в Молдове альянса, еще в 2008 году, Евросоюз запустил программу Восточного партнерства. Ее цель – сближение ЕС с рядом независимых стран – республик бывшего СССР, в том числе и с Республикой Молдова. В рамках этого проекта со всеми его участниками – подчеркиваю - было намечено подписать три соглашения – об ассоциации, свободной торговле и безвизовом режиме в перспективе. И здесь уж неважно, кто стоит у руля в нашей стране – коммунисты или их оппоненты. Так что это не революционный прорыв АЕИ, а официально анонсированные планы работы ЕС со всеми участниками Восточного партнерства.
Но, честно говоря, я не уверен, что наши власти понимают, что именно они готовятся подписать. Если с безвизовым режимом все более или менее ясно, то, например, соглашение о свободной торговле вызывает у меня глубокие сомнения. И вот почему.
Во-первых, руководство страны не сочло нужным проконсультироваться с обществом, с представителями бизнеса – а что, собственно, люди ждут от этого соглашения? Нужно ли оно? Каковы будут его последствия для молдавского производителя? А будут они, возможно, катастрофическими. Страну наводят дешевые, не всегда традиционные для нас импортные продукты, ведь, в отличие от наших сельхозпроизводителей, фермеры стран ЕС получают субсидии от государства, которые позволяют им увеличивать количество и качество товаров, а также снижать их себестоимость. Если одно молдавское яблоко будет стоить лей, а польское, например, двадцать банов, то что вы возьмете? Да молдавские яблоки, другую сельхозпродукцию просто невыгодно будет выращивать. Местные крестьяне начнут избавляться от земли, она подешевеет, ее массово начнет скупать непонятно кто.
Второе. Соглашение о свободной торговле не будет распространяться на товары из Приднестровья, и власти Тирасполя обоснованно беспокоятся по этому поводу. Ведь Кишинев должен гарантировать, что вся продукция, которая идет на рынки ЕС, сделана в Молдове. Мы не контролируем Приднестровье, соответственно, гарантии его продукции никто не даст. Как придется поступать? Устанавливать таможню внутри страны? Это нонсенс.
Наконец, как будут развиваться отношения с рынками восточного направления? Я, например, не уверен, что мы продолжим продавать свои товары в России на сегодняшних условиях. Россия не входит в зону свободной торговли с ЕС, а когда мы туда войдем, то потеряем все преференции на российских рынках.
-Но, господин Осталеп, вы были замминистра иностранных дел, когда Молдова вошла в программу Восточного партнерства. Почему же вы тогда не высказали все эти сомнения?
-А я и тогда их высказывал. Мы не с закрытыми глазами подписывали документы. Мы торговались, ссорились. Если вы помните, из-за этого в 2009 году Воронин не поехал на саммит Восточного партнерства в Прагу. Но мы добились ассиметричных торговых преференций с Евросоюзом: поступающие к нам товары облагаются пошлиной, а наша продукция на рынках стран ЕС – нет. Разве это плохо?
- Вы хотите сказать, что прежняя власть была менее зависима от международных структур, так? А насколько зависим от них правящий альянс?
-Альянс и существует благодаря внешней помощи и поддержке. Все решения по внешней и внутренней политике принимаются не в Кишиневе. Поэтому власти делают политику, исходя из интересов внешних игроков, а не из потребностей местного населения. Ну и получают поощрения.
Вы можете себе представить, что бы произошло, какие бы санкции со стороны Запада получила Молдова, если б в 2009 году Воронин, нарушив Конституцию, не распустил бы парламент? А альянсу все сходит с рук – и двухгодичные бесконечные выборы президента, и закрытие оппозиционного телеканала, и еще много чего.
-Вот это и поражает. В Молдове налицо нарушение демократических принципов, прав человека – всех европейских ценностей, а о ней говорят как об «истории успеха», как о примерной ученице. Это как расценивать?
-Как геополитику. На всем остальном пространстве программа Восточного партнерства потерпела полный крах. Послушные молдавские власти – единственная надежда Запада показать, что эта программа действует. Конечно, то, что Молдова – история успеха – иллюзия. Я желаю господину Фюле, чтобы в его стране происходило то же, что в нашей. Интересно, тогда он назовет это историей успеха?
-Молдова уже перешла точку невозврата? Есть еще надежда, что мы сможем построить нормальное государство или уже начинается апокалипсис в одной, отдельно взятой стране?
-Ну, не думаю, что все так мрачно. Мы пока не официально оформленная колония. Никакого апокалипсиса не будет. Но из-за некомпетентности властей мы теряем время, которое могли бы использовать для своего развития. К тому же, Молдова столкнулась со серьезной демографической проблемой. Вот это реальная угроза безопасности государства. По статистике, 60 процентов молдавских детей живут без родителей, которые уехали на заработки. Филат закрывает школы, и эти дети получают крайне низкий уровень образования. Мы выращиваем не граждан, а сервисный придаток, рабочую силу для развитых стран. Вот что действительно страшно.
Тем не менее, шансы, что ситуация начнет исправляться, что к власти в Молдове придут политические силы, которые будут действовать в интересах государства, есть. Правда, я уже сейчас могу предсказать им серьезные проблемы во всех направлениях, в том числе в связи с тем, что сразу испарится миф об истории успеха. Но может, в наших интересах вернуться на землю и решать проблемы, а не обманываться иллюзиями?
Беседу вела Юлия СЕМЕНОВА