725

Волонтёр от Плахотнюка


Зачем главный кукловод Молдовы делегировал Додона в Москву? В то время, как все лидеры правящего Альянса ожидают визита в Молдову своего третейского судьи – румынского президента Траяна Бэсеску, волонтёры рангом пониже направились в противоположном направлении. А именно – в Москву.
Туда направился фиктивный оппозиционер Игорь Додон. И даже встретился с рядом ведущих московских функционеров, включая председателя Государственной думы Сергея Нарышкина.
Объект насмешек
Вполне естественно, Додон отправился в Москву не по своей воле. Самостоятельно он мог бы туда отправиться разве что с целью сделать пару фото на фоне Кремля, и не более того. Додон в Москве – человек нерукопожатный. В этом он вполне убедился после пресловутого голосования «имени 16 марта». Российская элита – это, всё-таки, не безропотное окружение, готовое слушать и аплодировать любому заявлению «босса», пока не иссяк его скудный, но стабильный финансовый запас. Ни российские чиновники в целом, ни лично Нарышкин, которого Додон «подставил» особенно сильно, слушать лепет про «тест на государственность» или «не виноватый я – Тимофти сам испортился» не станут. Для них Додон – лично ответственен за избрание президента-русофоба и развязывание рук остальным властным русофобам Молдовы. 
Ещё до того, как правящий Альянс раскрепостился настолько, что запретил коммунистическую символику и объявил советскую власть «оккупационным режимом», Додон уже понял, насколько всё плохо. Попытки приехать в Москву «на встречку» завершались закрытыми перед носом дверьми. Додон возвращался в Кишинёв и смущённо оправдывался перед редкими рядами подчинённых – вот, мол, в этот раз не получилось, но ещё встречусь… После нескольких таких «официальных визитов» пришлось осознать – чтобы хоть как-то оправдать информационный повод «Додон едет в Москву», необходимо представлять своих фактических хозяев. Тогда московские чиновники, хоть даже с презирая хозяина вместе с посланцем, но примут. Так Додон и стал тайным волонтёром Альянса. А точнее – его основного хозяина. Всё-таки, лучше, чем просиживать штаны в парламенте, притворяясь безмолвным паркетом во время обсуждения особенно неудобных для хозяина вопросов. 
Сейчас – как раз такой случай. Ни один из лидеров Альянса в Москву не намылится. А если такой смельчак и отыщется – его мигом запишут в подлые наймиты «кровавой гэбни». Вплоть до заявленного на 1 февраля визита Бэсеску ни одному «официальному» члену АЕИ пересекать Днестр в восточном направлении категорически нельзя. А вот неофициальным можно. Додон как раз пригодился. Хотя и пришлось тащить с собой Зинаиду Гречанную, дабы можно было уберечься от закономерного гнева российских «коллег», благо именно она была начальником Додона по правительству, а не наоборот. 
«Свет исходит от Востока»
Задача Додона вполне проста – хоть как-то попытаться «наладить мосты» между Плахотнюком и официальной Москвой. Поскольку на Бухарест надежды не так-то уж и много. Траян Бэсеску нынче – далеко не так страшен, как его можно было малевать хотя бы год назад. У самого куча проблем, и попытки сойти за «собирателя земель» (бессарабских, разумеется), дабы отвлечь внимание от бездарного руководства самой Румынией, работают всё хуже. И далеко не факт, что ему удастся запугать Филата, дабы тот клятвенно отрёкся от возможной атаки на Плахотнюка. 
При этом, Бэсеску – единственный (хотя и негласный) адвокат Плахотнюка в Европе. Этим он хоть как-то компенсирует несбывшиеся обещания стать «адвокатом Молдовы». Ну, и плюс – помогает старому компаньону Михаю Гимпу, который также входит в политический трест Плахотнюка. Но Румыния – не весь Евросоюз, и даже не самая респектабельная его часть. Остальная Европа презирает «кукловода» не меньше, чем Москва презирает Додона. И, если «миссия Бэсеску» по примирению двух Владов (точнее, возвращения одного под контроль другого) потерпит крах, больше обращаться будет не к кому. Остаётся только уповать на милость Москвы. По той простой причине, что хоть российские политики и охладели в последние к годы к протекающим в Кишинёве процессам, определённое влияние оказать могут. А именно – добрым словом поддержать одного из конкурентов в случае досрочных выборов. Этот фактор может стать решающим для огромного электорального сегмента. 
А к досрочным выборам партии правящего Альянса и в правду готовятся. Это видно невооружённым взглядом. И даже не по заявлениям тех же Гимпу и Лупу об их возможности. Они грозят новыми выборами всякий раз, когда ссорятся с Филатом. А вот то, что лупу вдруг, без особого повода, заявил о необходимости преподавания в школах истории Молдовы – это уже звоночек. Ему-то, как и остальному активу Демпартии, на этот вопрос наплевать. Но накануне выборов он о нём всегда вспоминает – дабы не отпугнуть умеренный электорат, дабы собрать хоть сколько возможно больше голосов. Да и истерика Гимпу и его басни про десятилетия «борьбы с коммунизмом» - из той же оперы. Попытка мобилизовать крайне-правый электорат. На случай выборов. 
По дальнейшему поведению этих двух можно будет и судить о визите Додона в Москву. Если поставленная перед ним Плахотнюком задача будет выполнена хотя бы частично, Лупу и вовсе объявит себя главным защитником молдавской государственности в истории, а Гимпу – начнёт всех пугать российскими танками под Криулянами. Возможно, они даже имитируют семейный скандал – чтобы по отдельности взять больше голосов. 
Шулерское предложение
Самое смешное в этой ситуации – за неимением кого-то посерьёзнее Додона вполне могли уполномочить даже вести торг с этими ненавистными АЕИ, но так остро необходимыми теперь русскими. Партии Плахотнюка  крайне важно заручиться хоть какими-то обещаниями с российской стороны. Даже не поддержкой – просто обещанием не критиковать, или критиковать не больно да через раз. Дабы молдавские избиратели не вспомнили про то, что как эта группировка препятствовала проведению референдума о вступлении Молдовы в Таможенный союз (а ведь евразийские устремления Молдовы поддерживает подавляющее большинство её граждан). Или о других крайне непопулярных законах и постановлениях, равно как о бытовом хамстве, в котором Лупу уже почти догнал Гимпу, не говоря уже о весьма «положительном» образе хозяина обеих партий – Плахотнюка. 
Разумеется, «тандему имени Плахотнюка» крайне выгодно, чтобы все эти эпизоды, равно как и вся вина за падение уровня жизни, за коррупцию и преступность, ассоциировалась с другой половинкой Альянса – с партией Филата. Виновны-то они поровну, но пусть лучше Филат ответит за всех своим рейтингом. И главное – чтобы не дай Господь не продолжал расти рейтинг коммунистов. Поскольку их возвращения к власти они хотят уж точно куда меньше, чем сохранения опостылевшего даже им Альянса в прежнем виде.
Тут Додон как раз подходит в роли идеального выразителя интересов. Личностные особенности этого персонажа как раз таковы, чтобы ненавидеть поднявшую его с поста рядового специалиста по учёту и сортировке ценных бумаг до второго человека правительстве Партию коммунистов куда больше, чем весь Альянс вместе взятый. Лакеи редко любят своих лордов, но ненавидят их больше, чем благодетелей, Данте подтвердил бы. Так что в преданности Додона ни у Плахотнюка, ни у Гимпу, ни у кого-либо другого из его компаньонов по АЕИ, вопросов не возникнет. 
В качестве «демонстрации добрых намерений» Додону вполне могло быть поручено от имени «старших товарищей» пообещать отмену запрета коммунистической символики. И, возможно, даже восстановление вещание оппозиционного канала NIT. Ведь не зря именно Кирилл Лучинский (отец которого способен узнать о происходящем в Москве куда раньше Плахотнюка) заговорил о затягивании дела телеканала. Умолчав, конечно, о скромной роли ЛДПМ в его закрытии. Ну, а в случае чего у Плахотнюка с Лучинским (старшим, разумеется), достаточно влияния на большинство членов Конституционного суда, чтобы отменить любое из непопулярных решений. Чтобы перед выборами не было проблем. 
Так что не стоит удивляться, если лидеры АЕИ внезапно вспомнят за «свободу слова», «свободу самовыражения», как они уже сегодня вспомнили про молдавский язык и школьный курс истории, и начнут прилюдно морщить лбы, обсуждая возможную отмену собственных решений. Не стоит, в прочем, удивляться и тому, что обещания их так и не будут исполнены. Они надеются задобрить Россию в стиле «мы исправимся», а дальше – как фишка ляжет. 
Парадокс в том, что Плахотнюк и остальные прекрасно понимают: шулер, каким бы искусным он ни был, проиграет партию, если его визави знает, что играет с шулером. Россия прекрасно знает, с кем имеет дело. Поэтому и отправили в Москву именно Додона – его и так презирают, его не жалко сбросить, как некозырную шестёрку при игре в дурачка. 
Додону разрешено сколько угодно передавать «самые искренние сожаления» по поводу так и не состоявшейся «левоцентристской коалиции» в конце 2010-го года. Сколько угодно вымаливать российской поддержки на принимающих всё более реальные очертания досрочных выборах для своих хозяев. Не для себя, конечно – в возможность Додона самостоятельно пройти в парламент не поверит даже Бонапарт из шестой палаты в Костюженах. Лишь бы привёз из Москвы хоть какую-то надежду. 
Хотя надежды мало. В отличие от страдающего инфантильностью в почти что фатальной стадии Додона, «группа Плахотнюка» прекрасно понимает, что надежды – почти нет. И только из инстинкта самосохранения хватается за соломинку.
Максим Алисов 

Puls.md
0