721

Последний шанс Филата


Если Филат не совершит многократно обещанного решительного шага, основной канвой его отношений с Плахотнюком до выборов будет патовая ситуация на фоне ухудшающегося положения в стране и растущего недовольства Альянсом, который уже и сегодня никому не нужен, кроме как Плахотнюку. 21 января 2013 года в Молдове может родиться монстр, который поглотит всё, в том числе и премьера.
Политика – это искусство возможного. Несколько раз за последние годы для молдавских политиков и тех, кто себя таковыми считают, открывались широкие горизонты, однако возможности были упущены. Упустит ли их молдавский премьер Влад Филат, которому выпал один шанс на миллион - раз и навсегда покончить «с крысой из норы», представ перед гражданами на «белом коне». Шанс, возникший по воле случая, «благодаря» случайному убийству на охоте, и последующим действиям, уже вполне закономерным со стороны группировки Улинича, по его сокрытию.
Нечто подобное произошло с Игорем Додоном год назад, когда перед ним маячила перспектива радужного политического будущего. Всё, что нужно было сделать для реализации этой перспективы - собрать перед выборами президента пресс-конференцию, и сообщить обществу, что последние несколько недель социалисты водили за нос Альянс, а теперь объявляют, что голосовать за Тимофти не будут. В итоге – досрочные выборы и прохождение Игоря Додона с ещё несколькими депутатами в парламент уже в качестве независимой и уважаемой силы. Однако Игорь Николаевич, по всей вероятно – не бесплатно, предпочел скромную роль рядового депутата на побегушкаху вице-спикера, а после избрания президента потерял многих честных людей, которые вступили в Партию социалистов, потому что верили её лидеру.
Предпочтет ли Влад Филат ту же незавидную судьбу? Это зависит от того, как пройдет завтрашнее заседание парламента. В отличие от полуторагодичной давности скандала вокруг «кукловода», на этот раз наружу выпирает конкретика: преступление, на которое отреагировало и общество, и «европейские партнеры по развитию», и, по началу, сам Филат. Лучшее время, чтобы собрать журналистов и поставить вопрос ребром: «Я не могу продолжать «европейскую Молдову строить вместе»с этими аферистами, я подаю в отставку». Далее – несколько провальных попыток избрать нового премьера в парламенте и досрочные выборы, на которых Филат выступает в качестве спасителя нации от мафиозного клана, и с легкостью, учитывая контроль ЛДПМ над ЦИКом, забирает голоса демократов. 
Собственно, есть все основания полагать, что к этому сценарию Влад Филат и движется, только откладывает его до «лучших времен», то есть, до плановых парламентских выборов, «не замечая», что лучшие времена уже настали. Да, генпрокуратура стремительно обнаружит в сейфах уголовные дела по случаям контрабанды сигарет, на которые уже намекал в телеэфире Мариан Лупу, да, начнется информационная война. А что, перед плановыми выборами она не начнется? Разница лишь в том, что сегодня Филат может сказать, что «кукловод» ему мстит.
По большому счету, сегодня, в случае, если премьер решится на серьезные шаги, ему вообще не грозят никакие имиджевые потери. Филата и без того считают контрабандистом многие, если не все, полагая это меньшим злом, чем рейдерство, политическая коррупция и мафиотизация власти, борцом с которыми мог бы выступить глава правительства.
Что может не устроить премьера в этом сценарии? Выберет ли он снова «мафию», на этот раз уже с большим риском не только для страны, но и для собственного будущего?
Ещё несколько недель назад, до того, как стало известно о «случае на охоте», источники в дипломатических кругах активно муссировали версию, согласно которой премьер-министра попросили в Брюсселе и Вашингтоне подождать до парламентских выборов, а там уже разбираться с Плахотнюком. По этой версии Молдова в очередной раз должна была пасть жертвой страха европейцев и американцев перед «коммунистическим реваншем». В Брюсселе рассчитывали, что к парламентским выборам коммунисты ослабнут, и Филат сможет самостоятельно, без помощи других партий АЕИ, представлять им альтернативу. Однако не исключено, что после «случая на охоте» тональность европейских месседжей поменялась. В пользу этой версии говорит то, что представители Запада в Молдове открыто увязали расследование «царской охоты» c либерализацией визового режима - главной предвыборной «фишки» Влада Филата и ЛДПМ. 
Кроме того, поговаривают, что в последние дни представители отдельных стран ЕС поставили вопрос еще принципиальнее: если ЛДПМ не проголосует за отстранение от должности вице-спикера парламента, то эти страны заблокируют предоставление Молдове либерализованного визового режима. 
Не могут не понимать и советники Филата, что в случае голосования против отставки Плахотнюка , клиент несет огромные рейтинговые потери. Говорят, что аналитики оценивают их в 5-7 процентов.
Еще одна переменная уравнения – атмосфера внутри партии Филата, а конкретнее – во фракции. Открыто выступает за отставку Плахотнюка депутат Ион Бутмалай. Но известно, что на самом деле во фракции существует целая группа, которую можно условно назвать «группой Бутмалая». Как поведет себя эта группа в случае отказа голосовать за отставку Плахотнюка – сильно заботит главу партии.
И более-менее очевидным выглядит общее последствие очередного отступления Филата: если Влад Филат не совершит многократно обещанного решительного шага, основной канвой его отношений с Плахотнюком до выборов будет патовая ситуация на фоне ухудшающегося положения в стране и растущего недовольства Альянсом, который уже и сегодня никому не нужен, кроме как Плахотнюку.
При этом сам Плахотнюк, в случае, если он избежит негативного для себя сценария, сидеть сложа руки не будет. В первую очередь, прямо-таки напрашивается ответный удар «кукловод» по команде Филата. Уже сегодня под удар попал министр здравоохранения. Но им одним Плахотнюк не удовлетворится. Главное – это парламентская фракция. Часть ее уже саботировала голосование прошедшей осенью за отставку вице-спикера, в решающий момент отправив фракцию на 15-минутное совещание, от шока по итогам которого лидер ЛДПМ, как говорят, не мог отойти несколько дней.
Одновременно будет вестись работа «на местах» по сценарию, который уже отшлифован в той же Гагаузии: человек с чемоданом, негромкие разговоры с либерал-демократами на местах, которые превращаются в демократов.
Кроме того, к следующим выборам демократы будут партией с очевидным «огневым превосходством» в сфере средств массовой информации. Уже сегодня Филату трудно выбирать каналы, которым он хочет давать интервью. В будущем будет еще сложнее.
Давление на парламентскую фракцию и её раскол, работа «в территории», монополизация СМИ - всё это вполне может привести к исполнению ближе к 2015 году заветной мечты ДПМ – прохождению инициативы с одномандатными округами и появлению по итогам следующих выборов группы депутатов, из которых, при помощи «чемодана», можно сформировать большинство. А у самого Филата может не остаться политической мощи для прямой атаки на Плахотнюка. 
Завтрашнее заседание парламента станет началом конца для ЛДПМ, и ознаменует собой переход страны под полное управление клана, названного чуть выше группировкой Улинича, либо началом структурного переформатирования власти и консолидации политических сил на платформе «деплахотнюкизации» Молдовы.

Puls.md
0