613

«Русский народ соскучился по Сталину»


Спор о СССР
 
Поразительно, но факт: несмотря на 56 лет почти непрерывной «десталинизации», русский народ продолжает чтить Сталина
Поразительно, но факт: несмотря на 56 лет почти непрерывной «десталинизации», русский народ продолжает чтить Сталина
Прошло 21 декабря – день рождения И.В. Сталина. Начиная с ХХ съезда КПСС, непрерывно, то усиливаясь, то ослабевая, в нашей стране идет со всех трибун антисталинская кампания, ставящая своей целью «развенчание кумира». Представители различных политических платформ, в особенности либерально-демократического направления, не устают нам твердить о необходимости «десталинизации».
Вот и совсем недавно, в октябре этого года, на встрече с пермским партактивом «Единой России», бывший президент Дмитрий Медведев вынес Иосифу Виссарионовичу очередной суровый приговор: «Иосиф Сталин и другие руководители советского государства того времени заслуживают самой жесткой оценки. Это должно остаться в анналах нашей истории, чтобы никогда этого не повторилось. Потому что война со своим народом – это тягчайшее преступление».
Пигмей высказался о титане… Как ни удивительно, но, разместив данный текст в своем «Фейсбуке», экс-президент вызвал шквал откликов (менее чем за сутки ему ответили почти 400 пользователей соцсети, а число «лайков» почти добралось до миллиона), причем откликов в основном язвительных, не одобряющих подобной критики с его стороны. А один из респондентов метко написал: «Напомним, что именно при Сталине, который «воевал с собственным народом», численность русских (великороссов, малороссов и белорусов) увеличивалась, по данным переписей, в среднем на 1,3-1,5 млн в год».
Правда, в российских верхах можно услышать и другую точку зрения. Так, первый мэр Москвы Лужков, чуткий к общественным настроениям, в 2010 году заявил о намерении впредь украшать столицу России плакатами и информационными стендами с изображением Иосифа Сталина, причем не только по случаю Дня Победы, но и в ходе других торжественных мероприятий. Лужков объяснил свою позицию тем, что он является не почитателем Сталина, а почитателем объективной истории. Но осуществить свой план Юрий Михайлович не успел.
Поразительно, но факт: несмотря на 56 лет почти непрерывной «десталинизации», русский народ продолжает чтить Сталина. Страна не только всенародным трауром (кроме некоторой части репрессированных – не всех! – и их родственников) проводила Сталина в иной мир, но и неизменно избирает его в число национальных героев, наиболее популярных персон российской истории. По рейтингам Сталин опережает таких известных радетелей государства Российского, как Александр Невский, Сергий Радонежский, Петр I и даже «наше все» – Александра Пушкина. Последний такой опрос 2008 года («Имя России») в очередной раз убедительно это подтвердил.
Спрашивается: русский народ глуп? Русский народ слеп? Русский народ не видит, кто друг, а кто враг, кто герой, а кто антигерой и злодей, кого благодарить, а кого проклинать? Русский народ беспамятен?
Вряд ли. Бросать такое обвинение целому народу по меньшей мере безрассудно и несправедливо. Если уж народ, несмотря на непрекращающееся многолетнее массированное давление пропаганды, продолжает ставить Сталина столь высоко, то у этой загадки должна быть вполне рациональная разгадка.
А если это так, то надо не попрекать русских «непониманием» феномена Сталина, а постараться понять секрет его популярности в народе.
Чем Сталин люб русскому сердцу?
Вопреки различным расхожим версиям, именно для русских важны вовсе не бросающиеся в глаза достижения, связанные с эпохой Сталина:
– не только и не столько научно-технический подъем СССР по банальной формуле «от сохи до атомной бомбы»;
– не только превращение СССР в сверхдержаву, не только занятие всемирно-исторического паритета с мощнейшей державой мира США;
– не только распространение влияния СССР на всю Восточную Европу, Китай, Монголию, многие страны мира.
Это все, конечно, замечательные приметы внешнего могущества, способные тешить тщеславие и национальную гордость, но они совершенно не затрагивают экзистенциальных основ бытия. А именно к этим основам русские по натуре особенно чутки.
Гораздо важнее для русских другие обстоятельства.
Во-первых и прежде всего: именно Сталин, руководя почти единолично огромной страной, сумел сломать хребет двум самым страшным, самым смертельным за всю историю врагам русского народа, прямо и непосредственно угрожавшим нашей жизни. А именно:
1) большевикам-ленинцам, «ленинской гвардии», бросившей было русский народ в топку «мировой революции», проведшей первый тур беспощадного и беспримерного геноцида и этноцида русских в ХХ веке (недаром вся русская эмиграция рукоплескала московским расправам над Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным и другими палачами русского народа);
2) гитлеровской орде, учинившей «второй тур» геноцида русских, намеревавшейся вовсе лишить его исторического бытия.
Сталин разгромил и уничтожил обоих наших смертельных врагов одного за другим, и тем одним уже заработал право на нашу благодарность.
Сталин не только расправился с основными врагами нашей страны, но и дважды сумел в невероятно краткие сроки восстановить ее после чудовищных нашествий и разрушений: вначале – большевистских, затем – нацистских. Этот двойной подвиг был совершен на глазах одного поколения.
Жертвы были велики, но и свершения грандиозны. И они в конечном счете заслоняют жертвы в исторической перспективе.
Во-вторых, Сталин, руководствуясь отчасти и личными соображениями, но при этом, как правило, не упуская из виду и государственную необходимость, вел непрерывную борьбу с теми, кого он называл «проклятой кастой» – верхними эшелонами штатской и военной бюрократии, оторвавшейся от народа, коснеющей, норовившей ставить свои личные интересы выше общественных, забыв о бескорыстном служении стране и народу.
Ротация руководящих кадров, проводившаяся вполне брутально, постоянно открывала широкие перспективы перед новыми поколениями. Это была эпоха массового карьерного взлета (в том числе и даже особенно русского), о которой лучше всех написал выдающийся русский философ Александр Зиновьев:
«Почему моя мать хранила портрет Сталина? Она была крестьянка. До коллективизации наша семья жила неплохо. Но какой ценой это доставалось? Тяжкий труд с рассвета до заката. А какие перспективы были у ее детей (одиннадцать душ!)? Стать крестьянами, в лучшем случае – мастеровыми. Началась коллективизация. Разорение деревни. Бегство людей в города. А результат этого? В нашей семье один человек стал профессором, другой – директором завода, третий – полковником, трое стали инженерами. И нечто подобное происходило в миллионах других семей. Я не хочу здесь употреблять оценочные выражения «плохо» и «хорошо». Я хочу лишь сказать, что в эту эпоху в стране происходил беспрецедентный в истории человечества подъем многих миллионов людей из самых низов общества в мастера, инженеры, учителя, врачи, артисты, офицеры, ученые, писатели, директора и т. д. и т. п.».
Колоссальные энергии, высвобождавшиеся в процессе форсированного раскрестьянивания (сам процесс начался до революции), Сталин и его кадры сумели направить в созидательное русло. Поколения русских людей (опять-таки за вычетом репрессированных) получили уникальную возможность максимальной самореализации. Они заслуженно гордились зримыми результатами совместного воинского и трудового подвига.
Все это вместе взятое воодушевляло людей, давало мощный стимул жизни и творчеству. Конечно, кругом было много горя, страха, нечеловеческого напряжения сил, страданий. Сталин был далек от абстрактного гуманизма, как, впрочем, и вся его эпоха в целом. Но ведь всегда и всюду, во всех странах, проходящих через раскрестьянивание, цена человеческой жизни падает предельно. А чувство опасности, неизменно сопутствовавшее советскому человеку в силу репрессивных практик, обостряло ощущения от достигнутых успехов.
Легендарная работоспособность и требовательность сталинских кадров-работоголиков, начиная с самого генсека, их личная непритязательность и бескорыстие, их заточенность на «общее благо», подвижничество, особенно выпукло предстающие и остро понимаемые в сравнении с последующими эпохами, представляют сегодня сталинскую эпоху в весьма выгодном свете. И прежде всего ее символ – самого Сталина.
Говоря о феномене народной популярности Сталина, нельзя забыть и о том, что начиная с 1934 года в СССР начался поворот от идеологии коммунистического интернационала к идеологии традиционного патриотизма с отчетливым уклоном в русскую национальную тему. Поворот, с огромным энтузиазмом подхваченный русским народом, русской интеллигенцией.
На пороге – реставрация?
Итак, мы насчитали немало причин для народной памяти и народной любви к суровому и далекому от всякой сентиментальности «отцу народов», как называли в те времена Сталина.
А может быть, народ просто соскучился по отцу? Хоть какому-нибудь, пусть даже и такому суровому? А то Родина-мать у нас вроде бы есть, да только после Сталина в ее доме все больше какие-то отчимы наблюдались. У которых бегают по двору десятки ребятишек, все не совсем чужие, но и не совсем свои…
Русские, скажем прямо, устали от подобной безотцовщины.
Неслучайно сегодня, по данным соцопросов, 42% жителей России считают, что России нужен такой лидер, как Сталин. Русский Сталин, который расправился бы с антинародной частью элиты, навел бы порядок в доме и повел бы свой народ от победы к победе.
Именно этот тип руководителя востребован современной Россией, его прихода с надеждой ждут огромные массы населения.
Это чувствуют очень многие.
Поэтому одни на свой страх и риск восстанавливают прославляющий Сталина текст на станции метро «Курская», а другие ведут речь о восстановлении его памятников и барельефов.
Бюст Сталина как одного из командующих Красной армией уже стоит в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В Калининграде в 2005 году на стеле мемориала 1200 гвардейцам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кенигсберга, была выгравирована медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» с профилем Сталина.
Что говорить, если памятник Сталину не так давно восстановлен даже в далекой теперь от нас и не слишком дружественной Литве (Друскининкай), а в 2012 году – и в еще более далекой Словакии (Братислава)!
По этой же причине наше общество непрестанно возвращается к вопросу о восстановлении исторического легендарного имени Сталинграда.
И по этой же причине с таким энтузиазмом воспринимают люди поднимающуюся в России волну антикоррупционной борьбы, желая видеть в ней попытку возврата к сталинским нормам личной честности и бескорыстия власть имущих.
Все это можно назвать одним словом: «реставрация».
Что ж, реставрация в том или ином виде, как известно, является исторически закономерным продолжением всякой революции. Даже в самом правлении Сталина многие историки справедливо усматривают черты реставрации дореволюционной России, уничтоженной, убитой большевиками-ленинцами, но постепенно восстанавливаемой во многих памятных деталях. О чем с излишним гневом писал еще Лев Троцкий, а с излишним умилением – «сменовеховцы».
Как видно, буржуазно-демократическая революция 1991-1993 гг. в России не стала исключением из правила. Маятник истории, как ему и положено по закону, вновь качнулся в другую сторону, и под шестью десятилетиями «десталинизации» не сегодня-завтра, похоже, может быть подведена черта.
Впрочем, поживем – увидим.

Источник: АПН
Автор: Александр Севастьянов

0