523

2012 год – глазами аналитиков



ТРИБУНА связалась со многими политическими аналитиками и в последний день текущего года предлагает вам познакомиться с их мнениями, которые касаются события 2012 года и политика 2012 года.
Еуджен Ревенко: «Самым важным событием года были выборы президента страны»
Самым важным событием года, думается, были выборы президента страны. Это обычное дело, но оно должно было произойти раньше и с меньшей напряженностью. Кажется, это означает, что нынешний политический класс стабилизировался, уже нет препятствий для внедрения реформ, что означает для политических деятелей свободный путь вперед. Но если смотреть с другой перспективы, то визит Ангелы Меркель – событие, которое внесло особую страницу в историю страны. Почему Меркель? А потому, что речь идет о Германии, а германский канцлер не каждый день приезжает в Кишинев.
На вопрос о политике года хочу ответить, что нет сомнений: именно Влад Филат проявил себя очень активным политиком, он фигурирует во всех мыслимых и немыслимых топах, способствовал, вместе с тем, большинству процессов, имевших место. Но и вступление в политику Николае Тимофти – ход, который следует отметить. Из беспартийного судьи он превратился в очень важную политическую фигуру на тот момент. Поэтому и Николае Тимофти можно назвать политиком года. Вместе с тем, я бы не стал говорить, что он что-то сделал в политике. В большей мере я слежу за внешней политикой, и с ее перспективы скажу, что Юрие Лянкэ много хорошего сделал, несмотря на многие недоработки в области внешней политики. Но я не знаю, можно ли его назвать политиком года, поскольку присутствие его в политике нашей страны было менее заметным.
Валентин Долганюк: «В Республике Молдова нет политических деятелей»
Впечатление, которое создали визиты Меркель и Баррозу, думается, и есть событие года. У меня есть своя точка зрения на этот счет, и, полагаю, что Ангела Меркель приехала сюда не во имя Республики Молдова, а во имя безопасности границ Европейского Союза. Что же касается господина Баррозу, думается, речь идет о безусловной поддержке Республики Молдова в процессе интеграции в Европейский Союз. Однако много лучшего желает состояние дел здесь, в Республике Молдова. Я имею в виду обязательства, которые взяла на себя Молдова, и которые не очень-то выполняются, на мой взгляд, особенно по двум направлениям: в том, которое касается коррупции, и в том, которое касается судебной системы. А без налаживания этих двух структурных элементов мы не сможем оказаться в ЕС, и не сможем говорить ни об экономическом развитии, ни о политике. Разумеется, эти события затмевают все остальные, какие имели место. Но если вспомнить события последнего момента, то рекомендовал бы вам составить топ отрицательных событий в Молдове. Это было бы очень интересно. Здесь могли бы найти место и рейдерские атаки, и TIR с сигаретами, который был выявлен недавно (а сколько их прошло, но не было выявлено, хотя у нас и есть сканеры).
Считаю, что на данный момент у нас в Молдове нет политических деятелей. Почему? Да потому, что настоящий политический деятель – это тот, который живет заботами и нуждами народа, избравшего его. А в Республике Молдова те «политики», какие у нас есть сегодня, живут собственными заботами. Хочется, чтобы мы ответили на следующие вопросы: Почему пришел в политику Филат? Почему пришли в политику Плахотнюк, Лупу, Дьяков, Гимпу, Анатол Шалару? Хотелось бы получить ответ на эти вопросы, а когда он поступит, тогда вы увидите, что это никакие не политические деятели. Один пришел, чтобы защитить свое предпринимательство, другой – собственность, третий – начать рейдерские атаки и умножить свою собственность, еще кто-то пришел, чтобы оказаться на первом плане политики и делать чью-то игру. С 1989-1990 годов, будучи в водовороте политической жизни, я знаю, кто и откуда пришел, и что сделал. Именно из этих соображений считаю, что в Республике Молдова на данный момент нет политических деятелей.
Михай Черненко: «Для настоящей политической партии значение должны иметь интересы государства»
Событием года является избрание президента страны, ведь два года наша политическая система прихрамывала. Фактически она нам продемонстрировала свою крупную недоработку, которую политические деятели должны устранить, ведь нельзя, чтобы одна из составных частей политической системы дестабилизировала ситуацию в целом. Тем более, что один из законов политологии говорит, что «объективной необходимостью является создание жизнеспособной системы, способной обеспечить рост благосостояния населения». В отношении ситуации, связанной с выборами президента, я не понимаю недовольства коммунистов. Вместе с тем, их позиция демонстрирует их безответственность. Политическая партия, если она является истинным политическим учреждением, не должна руководствоваться групповыми интересами или интересами определенного сегмента, для нее значение должны иметь государственные интересы.
Политиком года, несомненно, является Влад Филат, так как ему нужно было вести переговоры, подготовить и довести до конца выборы президента, а также вести переговоры по линии европейской интеграции. Именно он пригласил Ангелу Меркель и Жозе Мануэля Баррозу в Кишинев. Фактически главные события определялись им. Другое дело, что ощущается соперничество внутри альянса, однако сам факт, что он отвечал за все, сделал  его человеком года.
Алекс Козер: «Выборы президента, по большому счету, ничего не изменили»
Событием года, полагаю, остаются выборы президента, если учесть нескончаемые споры, а с избранием Николае Тимофти на должность страсти улеглись. Хотя ясно, что избрание президента по большому счету ничего не изменило.
Политиком года является Влад Филат, так он больше других на виду и пользуется самым большим доверием среди тех, кому не доверяют, да и в силу личных заслуг.
Ион Тэбырцэ: «Разочарованием стала альтернатива европейской интеграции, которая возникла в нашем обществе»
Не стану оригинальничать и скажу, что самым важным событием года является избрание главы государства после многолетнего кризиса. Наконец, в РМ был избран человек на высшую государственную должность, что обеспечивает нормальное функционирование государственных учреждений. Улеглись страсти в альянсе, порожденные всеми этими отрицательными процессами, связанными с избранием президента.
Разочарованием может оказаться альтернатива, которая появилась в нашем обществе – а именно альтернатива европейской интеграции, которая нашла свое выражение в евразийской интеграции. Эта идея имеет все большее хождение в тех структурах, которые хотели бы любой ценой удержать нас на месте или свернуть нас с естественного и благоприятного для РМ пути развития в рамках европейской интеграции. В 2013 году мы лучше увидим последствия этого явления, ведь 2013 год будет решающим годом, а в нашем обществе все настойчивее имеет хождение идея евразийской интеграции. Хочу, чтобы внешний курс РМ был продолжен и в 2013 году. Разочарованием может стать и то обстоятельство, если одна и составных частей альянса не пожелает в дальнейшем продвигать европейскую интеграцию и пойдет на досрочные выборы.
Виталие Катанэ: «Если и выделить кого-то, то я бы назвал всех трех лидеров альянса»
Важных событий было много, поэтому трудно выделить какое-нибудь одно. Я бы отметил явления или тенденции, которые получили очертания. Прежде всего, после избрания президента укрепился правящий альянс, и ожидается, что работать он будет спокойно. С другой стороны, оппозиция идет по наклонной вниз, хотя и медленно с точки зрения восприятия общественного мнения, но, думается, это явление важное и на фоне ситуации, создавшейся в ПКРМ после ухода ряда видных лидеров. Наряду с укреплением альянса консолидировался вектор европейской интеграции. У альянса есть еще два года, чтобы выполнить европейскую повестку дня, и к концу мандата мы констатируем, что у нас есть подписанное Соглашение об ассоциации с ЕС и наличие либерализованного визового режима. Нужно терпение, но, несомненно, теперь ситуация яснее. Свидетельством тому служит и отношение европейских лидеров, которые говорят, что наше место в Европе.
Наша политическая жизнь настолько разнообразна и интересна, что не хотелось бы выделять какого-то одного лидера в качестве политика года. Если в прошлом (я указываю на это как на плохой элемент) таким политиком был Владимир Воронин, то сегодня у нас немало лидеров, и это лучше. Если и выделить кого-то, то я бы назвал всех трех лидеров альянса.
Оазу Нантой: «Хотя Юрие Лянкэ и не еврей, но он сумел продать имидж РМ по цене, намного превышающей реальную цену»
Полагаю, что в 2012 году было немало важных событий. Изменилось отношение Европейского Союза к нам, и не потому, что мы этого заслуживаем, а потому, что так сложилась конъюнктура, и, как я уже говорил ранее, Республика Молдова попала в магнитное поле ЕС, что дает нашей стране шанс. Реализация этого шанса зависит от нас, но чувствуется, будто что-то меняется. Конечно, это было определено целым рядом факторов, и, прежде всего, тем обстоятельством, что из всех стран Восточного партнерства мы выглядим симпатичнее. К  тому же название правящего альянса хорошо как лозунг. Следует также отметить, что Молдова сумела постучаться в двери ЕС, и, полагаю, что здесь речь, прежде всего, идет о заслуге господина Лянкэ. Кто-то говорил о нем, что хотя он и не еврей, но сумел продать имидж РМ по цене, намного превышающей реальную цену.
Избрание главы государства было важным событием. При всех потерях в юридическом, моральном, политическом плане, которые понес альянс, все-таки эта ситуация была преодолена.
Меньше успехов в социальной, экономической сферах, в области решения приднестровского конфликта и др.
Политиком года является все-таки Влад Филат, так как он запустил в 2007 году политический проект за собственный счет, взял на себя риск, и сумел теперь стать партией номер один в альянсе. О Либеральной партии, рискуя кого-то рассердить, могу сказать, что она заняла нишу ХДНП, особенно благодаря Дорину Киртоакэ. Это потребовало меньше усилий, чем в случае с ЛДПМ. О ДПМ могу сказать, что это партия, которая много раз была на пороге политической смерти, но благодаря тому, что Мариан Лупу в 2009 году проснулся и понял, что во главе ДПМ у него больше перспектив, поскольку в ту пору Зинаида Гречаная была фавориткой на должность президента от ПКРМ, ДПМ избежала политической смерти. Вместе с тем, будущее этого политического проекта, на мой взгляд, неуверенное. Вообще-то в условиях демократии ни один политический проект не может быть уверенным. Но если говорить о 2012 годе в целом, то тандем Филат – Лянкэ продемонстрировал результаты.
Валерий Прохницкий: «Министерства общаются, скорее всего, через прессу, чем напрямую»
Полагаю, что самым большим экономическим событием 2012 года был технический спад, в который входит молдавская экономика, вызванный серией внешних факторов, в большой мере находящихся вне контроля правительства. Вместе с тем, ситуация расширялась ввиду внутренних слабостей молдавской экономики. Это и есть экономическое событие, отметившее 2012 год.
Не хотелось бы отметить кого-то в качестве человека года, потому что экономический блок в целом мне импонирует. Я очень высоко ценю то, что делают господин Лазэр, господин Негруцэ, в также работу Национального банка.
Тем временем, мы замечаем, что в Республике Молдова местами, между учреждениями проявляется соперничество вместо сотрудничества, в котором нуждается экономика, чтобы легче вздохнуть. Я неоднократно замечал, что министерства общаются, скорее всего, через прессу, чем напрямую. Сожалею, что были и проколы, но, думается, важно, что все эти три человека, которых я назвал выше, способны учиться на собственных ошибках.
Источник: http://tribuna.md
0