741

Премьер-министр приукрасил ситуацию в Молдове


Брифинг Филата доходчиво объяснил всем нам: правительство не сделало выводов из своих прежних ошибок. На брифинге, посвященном работе правительства в 2012 году, никто из журналистов не проявил интереса к «достижениям», перечисляемым Филатом. Всех интересовала отставка Лянкэ.
Действительно, провал на пути европейской интеграции — самое точное свидетельство результатов работы правительства. Но на фоне тотальной деградации премьер продолжил говорить красивые слова. 

В этом году правительство представило отчет о проделанной работе дважды. В апреле — за 2011 год (с большим опозданием). И в минувший понедельник — за 2012 год. И первый и второй отчеты сделаны по одной кальке: экономика растет, хоть и не так стремительно, как хотелось, зарплаты повышаются, а власти прилагают все усилия для построения европейского уровня жизни, европейских дорог, европейского образования и европейской медицины. Да, еще европейской демократии. Журналисты на конференции Филата откровенно скучали и торопились спросить о главном: «Это правда, что правительство провалило европейскую интеграцию и внедрение реформ на деньги ЕС, если министр Лянкэ подал в отставку?» 
Понедельник у молдавского премьера явно не задался. Аккурат перед итоговой конференцией по работе кабмина за 2012 год правая рука Филата в правительстве и в партии министр иностранных дел Юрий Лянкэ подал заявление об отставке. Понимая, что для СМИ это новость не одного дня, Филат все же призвал журналистов внимательно послушать отчет о работе кабмина. Ведь так много было сделано… Журналисты не послушались не зря. Слушать, собственно, было нечего. 
Нули коррупции 

Оказывается в Молдове наблюдается политическая стабильность, которая позволила широко развернуть реформу юстиции. Ее конечной целью, заявил премьер, должен стать нулевой показатель коррупции в судебной системе. «Мы открыты в этих реформах. Прямое тому доказательство принятие санкций в отношении коррумпированных судей», — читал Филат. Глава кабмина долго перечислял поправки, сделанные к целому ряду законов, которые уже способствуют очищению системы от взяточников. 
В качестве «весомого» аргумента Филат подчеркнул, что мы так глубоко продвинулись в борьбе с коррупцией, что даже создали Национальную комиссию по надзору за неподкупностью. Только Филат не уточнил, что сама комиссия, не начав работу, была напрочь дискредитирована ее главой Анатолом Дончу, уличенным общественностью в сокрытии своих доходов перед контролирующими органами. В общем, одни коррупционеры ставят во главе антикоррупционной структуры других коррупционеров. Все логично. А более точным показателем эффективности борьбы с коррупцией, конечно, являются контрабанда (Молдова в этом вопросе прочно держит «лидерство» в регионе) и сами международные рейтинги коррупции. Которые вместо того, чтобы улучшаться, продолжают опускаться в среднеафриканские показатели. 
Филат заявил о пользе принятого в первом чтении законе о статусе полицейского. По заверению премьера, этот закон поможет деполитизировать МВД. С самого начала стремление деполитизировать какое-то министерство звучит довольно оригинально из уст лидера ЛДПМ, если учесть, что сама природа нынешней власти заключается в тотальной политизации всех государственных структур, включая те, которые делить по политическому алгоритму антиконституционно. Если же рассматривать конкретный законопроект, то можно напомнить, с каким скандалом прошли его слушания в парламенте. На этот раз возмущалась не только оппозиция, но и демократы (которые все же проголосовали за него в первом чтении — это тоже одна из парадоксальных прелестей Альянса). На деле принятие закона приведет к окончательному уничтожению социальных гарантий для полицейских, которые до сегодняшнего дня уже удесятеренными темпами покидают место работы. Ну и лучший показатель реформирования МВД — возросший рост преступности, особенно среди несовершеннолетних и в области особо тяжких преступлений. Средства массовой информации уже приводят примеры того, как общество вооружается, не доверяя полиции. Но Филат продолжает говорить красивые слова. 
Всем чмоки-чмоки — от Брюсселя до Катара 

С приходом Альянса, вернее, после назначения Филата на пост премьера, внешняя политика Молдовы, по его словам, «стала очень эффективной». «Мы строим Европу у себя дома, вместе строим европейскую демократию с европейской полицией, с европейскими школами, с европейскими дорогами…» — прочитал Филат. 
По его словам, первый шаг к Европе уже сделан — это соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС, которое вскоре будет подписано. «Это соглашение позволит создать новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов и построить современную экономику Молдовы», — обещает премьер-министр. Об этом соглашении «Пульс» уже писал, а независимые эксперты высказались не раз. Вернее, они не просто высказались, а с тревогой призвали премьера взглянуть реальности в лицо и осознать, какую цену Молдова платит за геополитические игры ее руководства. И Соглашение о свободной торговле с ЕС — это яркий пример того, как интересы молдавской экономики размениваются на внешнеполитическую поддержку Альянса. Эксперты уверены, что снятие таможенных барьеров на пути европейских товаров не только не «создаст новые рабочие места» и «современную экономику», но и попросту уничтожит молдавское производство, которое сегодня не может конкурировать с товарами и услугами высокого европейского качества. То же самое — в отношении такого же соглашения с Турцией, которое Филат намерен подписать в ближайшее время. 
В пункте либерализации визового режима с ЕС тоже много сказано об усилиях и реформах. Но на фоне отставки министра МИД Лянкэ все эти месседжи обрели иной, то есть противоположный, смысл. Филат сказал, что добиться безвизового режима со странами ЕС не удалось до конца 2012 года по многим причинам. И все они — внешние. А само правительство ответственности не несет вовсе. 
К слову, в одном из своих последних перед прошением об отставке интервью сам Юрий Лянкэ заявил, что для интеграции в ЕС и получения безвизового режима для Молдовы могут уйти десятилетия. Это — диагноз, который выписал глава МИДЕИ всей работе правительства, поскольку для продвижения диалога с Евросоюзом нужен не ловкий на язык дипломат, а слаженная работа всего правительства. Ведь известно, что ЕС готов к сближению только синхронно с процессом проведения системных реформ внутри Молдовы. За которые отвечает не МИД, а каждое министерство. 
Филат же в качестве доказательства приближения Молдовы к безвизовому режиму с ЕС назвал уменьшение стоимости авиаперелетов на 20 процентов. Это звучит довольно смешно особенно в контексте долгих дискуссий и обещаний о введении в Молдове low-cost перелетов. Дискуссии закончились ничем, и авиабилеты в Молдове до сих пор стоят несопоставимо дороже, чем в соседних Румынии и Украине. 
Столько денег, а вы говорите, не воруйте? 

Филат особо остановился на поддержке внешних партнеров его правительства. За 21 год независимости «такой всецелой поддержки еще не было, — сказал он, — я и с Меркель встречался, и с Бароззу, и с Путиным, и с Медведевым». Путина и Медведева Филат упомянул для красного словца, поскольку никаких договоренностей, полезных для Молдовы, в Москве он не достиг. А что касается западной помощи, то это действительно правда. Запад поддерживает правительство Филата так, как никогда раньше. И на фоне сотен миллионов евро и долларов, щедро одалживаемых и подаренных Молдове, работа правительства выглядит еще более жалко. Можно только представить, как бы такими объемами помощи распорядилось предыдущее правительство, которое выполняло и перевыполняло бюджет, привлекало инвестиции, повышала социальные гарантии без сопоставимой внешней финансовой поддержки. 
Так, только в этом году Молдове только со стороны ЕС на внедрение различных проектов было выделено 152 миллиона евро. В пересчете на душу населения получается по 41 евро на каждого жителя страны. «Это абсолютный рекорд», — заявил как-то на пресс-конференции спецпредставитель ЕС в Молдове Дирк Шюбель. 
Но «абсолютный рекорд» правительства Филата еще впереди — когда выяснится, как и куда были потрачены деньги, полученные кабмином за все три года правления. 
Первые сигналы уже есть: фонд экологии разворовывается родственниками профильного министра, дорожный фонд также тратится не по назначению, а кредит МВФ ушел в том числе и на расширение бюрократического штата парламента и правительства, деньги от правительства Японии на развитие секторов сельского хозяйства распределяются между фермерами, приближенными к Альянсу, школьные автобусы закуплены по вдвое завышенной цене и т. д. При этом за три года было заведено всего одно уголовное дело на чиновников Минпросвета, которые разворовали деньги Всемирного банка, предназначенные на покупку школьных автобусов. Но об этом нельзя громко говорить — министерство досталось по политическому алгоритму партии премьера, и, как выразился сам Филат, «не надо искать виноватых». Так что в отчете вы этого не найдете. 
Зато там много сказано о том, что отмена поправки Джексона — Вэника президентом США доказывает серьезное отношение запада к Молдове как полноправному партнеру. При этом Филат, конечно же, «забыл» сказать о том, что данная поправка, введенная США в 1975 году в отношении СССР, признавалась в самом конгрессе штатов как позорное наследство, доставшееся нынешней администрации со времен холодной войны. И ее отмена была лишь вопросом времени. К тому же еще при правительстве коммунистов были согласованы все договоренности об отмене этого положения. 
С другой стороны — с чисто экономической точки зрения Молдова от отмены этой поправки ничего не выиграет. При сокращении-то молдавского производства нашим производителям просто нечего предложить огромному рынку США, который и без того сплошь завален качественным Китаем. 
Энергии не занимать 

Энергетический рынок, заявил премьер, консолидировался. Стратегия, которая предполагает диверсификацию сегмента, идет хорошо и по плану. Нового контракта с основным поставщиком природного газа нет, с большим трудом продлен вот уже в третий раз контракт старый. «Но мы не откажемся от внедрения Третьего энергетического пакета с ЕС. А в целях защиты будет построен газопровод Яссы — Унгены, о чем уже проведены переговоры с румынским премьером Виктором Понта», — зачитал Филат. 
Что до сути, то она банальная и сквозит подстрочником — правительство Филата создало все предпосылки к подрыву энергетической безопасности Молдовы. Продление старого контракта с «Газпромом» лишь на время отсрочило запущенный маховик. Диверсификация источников топлива невозможна сегодня по одной простой причине — альтернативы нет. А строительство газопровода Яссы — Унгены — пиар-акция. Об этом открыто говорит даже Ион Стурза. Если объект и будет запущен, то только на короткой дистанции и с прокачкой того же российского газа. 
Что реально светит кабмину Филата, так это серьезное охлаждение отношений с «Газпромом» из-за энергетических соглашений с ЕС. Отсрочка их внедрения до 2017 года проблемы не решает. 
И главное: власть наотрез отказывается рассмотреть возможность присоединения к Таможенному союзу. Только по одному газовому вопросу это позволило бы сэкономить около 400 000 000 долларов в год! 

*** 
Брифинг Филата доходчиво объяснил всем нам: правительство не сделало выводов из своих прежних ошибок. Спустя три года правления Альянса снова было сказано много. За три года правления Филату по-прежнему нечего сказать простым жителям Молдовы, кроме красивых слов, очень далеких от реальности. 

Puls.md
0