Кто же должен понести ответственность за невыполненные обещания «евроинтеграторов»?
Политические комментаторы были в отношение Лянкэ на редкость однозначны — его «отставка» расценена как театральная постановка и не более. Юрий Лянкэ обещал подать в отставку, если Молдова не добьётся либерализации визового режима с Европейским союзом. В отставку подал, как и обещал. Осознание того факта, что отставка не будет принята, придало ему смелости и решимости выполнить обещание.
И главное дело сделано — Лянкэ принял на себя удар за недееспособность всего кабинета министров. Геройство тут ни при чём, ведь удар был не из категории болезненных.
Политические комментаторы были в отношение Лянкэ на редкость однозначны — его «отставка» расценена как театральная постановка и не более. Ну кроме, разве что, особенно близких лично Филату, использовавших повод для того, чтобы пофантазировать на тему «Либерал-демократ Лянкэ — профессионал, потому что либерал-демократ». Спектакль, в самом деле, выдался весёлый и короткий.
Мнение оппозиции еще более категорично. Как заявил депутат-коммунист Марк Ткачук, «в подобной ситуации следовало бы всему правительству уйти в отставку».
Подбирая виновного за провал хотя бы либерализации визового режима, не стоит забывать, что это вовсе не вотчина одного Лянкэ. Он, «дипломат №1», отвечает за ведение переговоров. А положение дел в Молдове, за которым следит Европа, в равной степени относится к сфере каждого из министерств. И каждого из девятнадцати министров — включая премьера и его заместителей.
Европейские высшие чины ждут от Молдовы масштабных реформ. Граждане страны от того, что власть сейчас понимает под реформами, стонет. Поскольку до сих пор речь шла о сокращении расходов на бюджетную сферу, о закрытии школ и больниц и многих других неприятных вещах. Правительство же принимает решения в противоположность царю Соломону — на выходе и волки голодны, и овцы не могут уцелеть. Жители Молдовы «реформы» чувствуют на себе. Европа же реальных успехов на реформаторском поприще не видит.
О чём могли бы рассказать Европе, к примеру, министр экономики Валериу Лазэр и министр финансов Вячеслав Негруцэ? Может, о том, что страну покидают крупные иностранные инвесторы? О том, что рейдерская атака на крупнейшие коммерческие банки — такое же естественное дело, как покупка пары обуви на «Седьмом километре»?
Дальше — министр социальной защиты Валентина Булига и вице-премьер по социальным вопросам Михай Молдовану. Может, их политика — лишать семьи и без того скудной помощи только за то, что кто-то из членов семьи — гастарбайтер, должна сократить число трудовых мигрантов? Это было бы слишком просто: теперь находящимся за границей соотечественникам приходится только задерживаться за бугром дольше. И с учётом всё более падающего уровня жизни в Молдове Европе отнюдь не нужен такой «безвизовый сосед».
Министр просвещения Майя Санду продолжила «традиционный» курс своих предшественников: молдавские вузы продолжают проявлять лояльность к власти и выкачивать деньги из студентов, которых готовят к роли всё тех же гастарбайтеров. А о разрушительной силе «оптимизации» средних учебных заведений журналистам приходится писать практически каждый день. Не говоря уже о том, что, как оказалось, деньги доноров на школьные автобусы попросту разворованы.
Помимо вопроса о количестве мигрантов, Европу волнует и вопрос, если угодно, качества. Во всяком случае, ЕС не предоставит визовый режим стране, где ускоренными темпами развиваются организованная преступность, коррупция и контрабанда. И это ещё даже без учёта того, что на территории Молдовы имеется совершенно неподконтрольный официальному Кишинёву регион, а «переговоры» ведутся только для того, чтобы оформить пиар отдельным политикам. Министр внутренних дел Дорин Речан и вице-премьер по вопросам реинтеграции Еуджен Карпов — в тот же список «отставников».
Молдова может заинтересовать Европу высоким качеством своей продукции, например, сельскохозяйственной? Вряд ли, пока она не может даже кое-как помочь аграриям во время засухи. Министра Василия Бумакова — в ту же «неевропейскую» корзину.
Нельзя пройти мимо «инфраструктурных» министров: строительства — Марчела Рэдукана, транспорта и дорожной инфраструктуры — Анатола Шалару и экологии — тоже Шалару, но уже Георгия. Именно их министерства «осваивают» выделенные Молдове кредиты и гранты, причём не последнее место в списке кредиторов занимает ЕС. Каков результат? Минстроительства четвёртый год не может отремонтировать здания парламента и президентуры, не то что возвести новые объекты. А оба либерала-однофамильца превратили свои ведомства в синоним слова «коррупция», источники постоянных скандалов. Да и вообще, в Молдове даже ребёнок знает, как «прозрачно» Альянс «осваивает» деньги на строительство чего-либо — зданий, дорог или водопроводов. Странно думать, что не знают об этом европейские лидеры. Ещё три министра — в сторону.
Не добавляют европейского лоска ещё несколько министров. Министр здравоохранения Андрей Усатый так должным образом не отреагировал ни на проблемы контрафакта на рынке медикаментов, ни на сомнительные с опыты над пациентами в психиатрической больнице. Министр обороны Виталий Маринуца запомнится разве что скандальной сделкой с продажей боеприпасов в зону замороженного конфликта. Министр культуры Борис Фокша, в точном соответствии с названием должности, воспринимается гражданами как герой бородатых анекдотов про ГАИ и пьяного водителя. Министр информационных технологий Павел Филипп так и не нашёл разницы между своим министерством и табачным комбинатом — не чем иным, кроме как машиной по выколачиванию денег, это ведомство не считается. Министр молодёжи и спорта Ион Чебану… тут и сказать особо нечего, поскольку то, что он возглавляет, можно обозвать чем угодно, но только не министерством.
Из всех министров более-менее презентабельно в глазах Европы может выглядеть министр юстиции Олег Ефрим, учитывая его поддержку закона «О равенстве шансов». Ну а степень «европейскости» того, что Минюст может позволить себе зарегистрировать неофашистские легионерские организации, отказывая при этом в регистрации промолдавским общественным силам, — это уже давайте оценим мы, граждане этой страны.
Ну и, наконец, Владимир Филат — человек, ответственный за работу всего этого кабинета, сам его составом недовольный, но так и не рискнувший провести масштабные перестановки, дабы не рассердить своих заклятых друзей вроде Гимпу и Плахотнюка. Его, конечно, кое-кто в ЕС ценит и поддерживает. А именно — «народники» и консерваторы, которые в расширении Евросоюза за счёт Молдовы, ну, никак не заинтересованы. Так что их поддержка в стиле «будь молодцом, оставайся антикоммунистом, а либерализации — шиш» — не панацея.
Филат обещал гражданам возможность «свободно путешествовать по Европе», а не возможность смотреть, как его, Филата, напоказ поддерживают добрые европейские дяди. Поэтому именно Филат должен взять в руки барабан, чтобы возглавить колонну идущих в отставку.
А что же Лянкэ? Он, разумеется, тоже заслужил отставки. Но вовсе не за то, что не может выдать сомнительные достижения Альянса за божий дар. Убедить Европу в «истории успеха» Молдовы за последние три года не сумели бы даже Никколо Макиавелли, Уинстон Черчилль и Генри Киссинжер вместе взятые. Хотя бы потому, что эффективно работать с такими коллегами невозможно.
Puls.md