Путин считает, что Украина дошутилась
Украинцы разделились: часть – за интеграцию в ЕС, остальные – в ТС. Сегодня в Брюсселе на саммите Евросоюз–Россия будет факультативно обсуждаться украинский вопрос. Европа хочет неофициально получить объяснения российской стороны относительно планов развития Таможенного союза в контексте возможного участия Украины в этом объединении.
Вчера на пресс-конференции в Москве президент Владимир Путин расставил точки над Ё: «Наши украинские коллеги думали, что мы шутим до какого-то времени, но поняли, что это не шутки».
Таким образом российский президент охарактеризовал проблемы, возникающие в торговле между двумя государствами. В качестве примера он рассказал о квотах на поставки украинской трубной продукции, которые ранее утверждала Россия: «Сейчас выясняется, что мы не можем это делать самостоятельно. Мы не даем Украине нужных квот не потому, что не хотим, а потому, что это отнесено к компетенции наднациональных органов». Путин отметил, что украинская власть пытается найти какой-то особый способ решения проблемы. И констатировал: «Речь не идет о присоединении Украины к Таможенному союзу. Для того чтобы речь зашла именно таким образом, мы должны получить официальную заявку Украины о вступлении в Таможенный союз. Такой заявки нет».
В Киеве сочли, что слова российского президента – это подтверждение кризисной ситуации, назревающей в межгосударственных отношениях. Как известно, об этом стали говорить, когда во вторник был внезапно отменен визит в Москву Виктора Януковича. По словам украинских чиновников, российскую сторону не устроила попытка Киева подписать пустые декларации, не гарантирующие членства Украины в ТС, а взамен получить «партнерскую» цену на газ уже в следующем году. Отменой визита и вчерашним заявлением Путина Москва показала, что съесть рыбку, не замочив лапки, не получится.
Теперь в Киеве с тревогой ждут новостей из Брюсселя. Тем более что накануне были обнародованы результаты соцопроса, свидетельствующие о разочаровании украинцев евроинтеграцией, на которую держит курс руководство страны.
Показания барометра общественных настроений обнародовала «Немецкая волна», ссылающаяся на данные украинского отделения Института рыночных и социологических исследований (IFAK). Социологи выявили рост числа евроскептиков в Украине еще летом: к июню количество оптимистов уменьшилось по сравнению с началом года с 74 до 53%. Сейчас ситуация остается примерно такой же. Но увеличилось количество граждан, возлагающих надежды на сближение Украины и России. Партнерскими или дружескими межгосударственные отношения назвали 55% украинцев (против 43% в июне). Специалисты отмечают также, что граждане разочаровываются в своей родине, все меньше веря в то, что Украина может выступать субъектом, а не объектом межгосударственных отношений.
На этом фоне и украинская власть, и рядовые граждане ожидали ответа на вопрос, о чем же сегодня договорятся Россия и Евросоюз. Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко, вернувшийся вчера из Брюсселя, сказал «НГ», что никаких программных заявлений или судьбоносных решений ожидать не стоит. «На саммите ЕС–РФ украинский вопрос обсуждается только факультативно, фоново. Он вообще звучит только потому, что Россия активизировала давление на Украину в вопросе членства в Таможенном союзе. Это очевидно. И в Европе поняли: ситуация такова, что откладывать евроинтеграцию Украины более невозможно. Они сегодня выслушают российские аргументы, но судьба Украины будет решаться не сейчас, а 25 февраля – на саммите Евросоюз–Украина. Судя по настроениям европейских политиков, с которыми я общался в Брюсселе, думаю, до конца 2013 года мы подпишем соглашения об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли», – сказал Бондаренко.
Социолог, руководитель фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина сказала «НГ», что результаты соцопросов о направлениях внешней политики государства в Украине все время меняются: «В отличие от экономических вопросов взгляды на внешнюю политику не строятся на собственном опыте рядовых граждан. У нас не более 18% населения выезжали за границу – в страны Европы. Но среди тех, кто там побывал, подавляющее большинство уверенно заявляет о необходимости евроинтеграции. Таких же взглядов придерживается молодежь, которая видит в сближении с ЕС перспективы для себя. При этом никто не хочет плохих отношений с Россией».
Социолог отметила, что результаты опросов зависят даже от формулировок: «Когда у людей спрашивают, хотят ли они сближения с Евросоюзом, они вспоминают привлекательную телевизионную картинку и отвечают – хотим. Спросим: а хотите в Таможенный союз с братской Россией? Большинство вспомнит своих друзей, родственников, знакомых в соседней стране и тоже ответят – хотим. Вот если задавать вопрос в альтернативной форме «или–или» – начинаются проблемы. Люди хотят и то, и другое, они не могут определить, какое направление интеграции лучше для них самих и для государства». Бекешкина отметила, что по этой причине в Украине длительное время сохраняется ситуация шаткого равновесия.
В социологическом разрезе ситуация любопытна, в политическом смысле она может быть опасной для украинской власти, отметила эксперт. «У нас все зеркально. На западе страны 70% выступают за сближение с ЕС и около 12% – за Таможенный союз. На востоке и юге – ровно наоборот. Почти вся молодежь до 35 лет хочет в Европу, а большинство граждан старше 55 лет – за интеграцию на постсоветском пространстве», – рассказала социолог.
Политологи считают, что активизация интеграционных усилий в одном направлении, связанная с ухудшением отношений с другим партнером, чревата межрегиональным противостоянием. Поэтому правящая Партия регионов категорически отказывается проводить референдум о направлении внешнеполитической интеграции Украины. С таким предложением ранее выступила общественная организация «Украинский выбор», а на днях идею внесли в Верховную Раду депутаты от Компартии. Представитель Партии регионов Вадим Колесниченко отметил: «У нас низкий уровень информирования населения. Если мы проводим опросы, мы видим, что люди поддерживают Таможенный союз, другая группа – ЕврАзЭС, третья – просто отношения с Россией, еще одна группа – Евросоюз. Но самое смешное, что, когда начинаешь послойно в вопросе разбираться, те же, кто поддерживает интеграцию в Евросоюз, одновременно выступают и за Таможенный союз». Политик считает, что в такой ситуации выносить вопрос на референдум опасно и не нужно.
Официальный Киев видит выход в сочетании направлений сотрудничества с обоими партнерами. Однако и с Запада, и со стороны Таможенного союза звучат призывы определиться и выбрать только одно направление. На днях белорусский президент Александр Лукашенко, который в последнее время активно агитирует Киев за членство в ТС, заявил: «Мы четко дали понять тем, кто хотел бы вступить в Единое экономическое пространство: пожалуйста, дверь открыта. Никаких выборочных присоединений к каким-то отдельным документам, мы констатировали, быть не может. Только ко всему блоку. Выполнили условия – пожалуйста, приходите, будем сотрудничать». Таким образом Лукашенко передал украинской власти, что ее идея об особом статусе Украины в ТС не может осуществиться.
Ранее представители российского правительства предлагали украинским коллегам такой сценарий: полноправное членство в ТС, а затем вместе с партнерами по СНГ – евроинтеграция. В Киеве по-прежнему придерживаются другой логики: вначале евроинтеграция, а затем – сотрудничество с Таможенным союзом наравне с европейскими странами. Директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин отметил в ходе круглого стола в Киеве: «Речь не идет о том, что мы должны вступить в ЕС завтра. К этому не готовы ни Украина, ни ЕС. Но мы должны получить Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, которое станет якорем, закрепляющим нас в Европе. Безусловно, Украина будет обязана искать приемлемую модель взаимодействия и с Таможенным союзом». По его мнению, это противоречит интересам России.
NG Ru