757

Валериу Лазэр: «Мы не будем всю жизнь ходить с протянутой рукой»


Министр экономики Валериу Лазэр подвел итоги уходящего года. В интервью Info-Prim Neo вице-премьер, министр экономики Валериу Лазэр подвел итоги уходящего года.
– Как вы оцениваете развитие национальной экономики в 2012 году?
– Экономическое развитие страны в 2012 году достаточно скромное. Радует только то, что мы переживаем кризис намного лучше, чем в 2008-2009 годах. Никто уже не отрицает, что действительно существует кризис, который сказался в большей или меньшей степени на большинстве стран.
Молдова же со своей открытой экономикой очень зависима от внешних факторов, в частности в некоторых областях: относительно экспорта, потоков прямых иностранных инвестиций, ремитентов, внешней помощи для развития, которая играет еще очень большое значение для нас. Во всех этих областях показатели ухудшились.
Если сравнить с 2009 годом, когда глобальный кризис достиг самого высокого уровня и его последствия сказались на Республике Молдове в том, что ВВП сократился на 7%, в 2012 году в экономике произойдет рост на ноль с чем-то процента. Когда я говорю об экономике, то имею в виду, в первую очередь, предприятия, так как именно они определяют экономический рост.
Предприятия, а также государственные учреждения научились справляться с шоками, если речь идет о том, чтобы оценить положительную сторону вещей. Отрицательная сторона состоит в том, что у нас была беспрецедентная засуха, которая по своему характеру оказалась несколько сильнее засухи 2011 года. Сельскохозяйственный сектор, в котором объем продукции снизился более чем на 20% при его удельном весе в ВВП страны, способствовал снижению экономического роста на 2,5%. А если учесть и то, что прошлый год не был самым лучшим для сельского хозяйства, что позволило данному сектору содействовать лишь на 0,61% формированию ВВП, то снижение экономического роста только от сельского хозяйства можно оценить более чем на 3%. Это очень печальный и жестокий урок, из которого необходимо сделать выводы. К сожалению, засуха в Молдове бывает почти каждый год.
С другой стороны, рынок ЕС, на который направлено 50% молдавского экспорта, испытывает рецессию, и это дает о себе знать. Спрос на экспорт сокращается, и за 9 месяцев объем экспорта на этот рынок снизился на 6%. В страны Европейского Союза мы экспортируем, в частности, продукцию легкой и других видов промышленности. Речь идет о тех секторах, которые действуют, производят и которым есть что предлагать. Предложение пока  небольшое, но оно есть. Наш экспорт на традиционный рынок СНГ составляют в основном продовольственные товары. Но и тут предложение небольшое из-за засухи, так как особо нечего экспортировать. И вот мы оказались «зажатыми» между этими двумя факторами – внешним и внутренним, которые и привели к замедлению экономического роста.
– Какие рычаги нашло правительство для снижения влияния внешних факторов на экономику Молдовы?
– Последние три года, сколько у власти находился Альянс за европейскую интеграцию, не прошли даром. Банковский сектор стал более консолидированным, предприятия перестроились, они осознали необходимость диверсификации производства, большинство из них заняты повышением уровня конкурентоспособности. У нас существует определенный уровень удовлетворенности, потому что мы переживаем намного лучше данный кризисный период. Однако моя констатация заключается в том, что мы не провели достаточно структурных изменений, которые бы снизили нашу зависимость от шоков. Располагая такими сравнительными преимуществами, как, например, доступ на рынок ЕС, где насчитывается свыше 500 млн. потребителей, и восточный рынок – очень динамичный рынок, мы не смогли продвигать на уровне государственных учреждений идею, что, будучи небольшой и открытой экономикой, мы должны быть действительно открытыми, то есть работать на преодоление барьеров на пути внешней торговли, экспорта и импорта.
В Молдове нет никакого производства, которое не было бы связано с экспортно-импортными операциями. Вот почему все государственные учреждения должны работать над совершенствованием механизмов, при помощи которых осуществляются данные операции.
Работа по преодолению барьеров не проводится должными темпами. Очень медленно меняется менталитет. У нас есть некоторые коллеги, которые считают себя большими католиками, чем сам Папа Римский. Таможня превратилась в государство в государстве, налоговая служба – то же самое, считает себя государством в государстве, «Железная дорога Молдовы» также государство в государстве, службы стандартизации и метрологии, другие услуги – все считают себя государством в государстве. И руководители этих служб – «великие государственники» – считают, что, если они не наведут порядок своей «железной рукой», дела не пойдут дальше. Необходимо, чтобы они изменили свой менталитет. У нас нет иного выхода, кроме как преодолеть преграды и раскрепостить экономическую деятельность.
С другой стороны, мы унаследовали и небольшое бюджетное пространство, а для того, чтобы покрывать необходимые расходы для проведения намеченных структурных реформ, нужны деньги. Реформы не ограничиваются лишь принятием законов, их необходимо выполнять.
Тем не менее налоговую базу следует расширять не за счет повышения налогового пресса на экономических агентов, а путем поощрения появления как можно большего количества предприятий, которые бы платили налоги, что будет способствовать росту доходов в бюджет.
 Мы не можем применять жесткие меры по отношению к тем, кто работает честно и соблюдает налоговое законодательство. Мы должны следить за теми, кто уклоняется от уплаты налогов. Принятие жестких мер в Молдове дает обратные результаты.
По нашим оценкам, в ближайший краткосрочный период нам понадобятся более солидные ресурсы, чем может предоставить республиканский бюджет, и в этом смысле  необходимо будет убедить наших внешних партнеров увеличить пакет по оказанию помощи. Мы им скажем, естественно, что не будем всю жизнь ходить с протянутой рукой, но на краткосрочный период мы остро нуждаемся в ресурсах для продвижения по пути реформ.
– Результаты регулирующей реформы, несмотря на всю настойчивость, которую проявляет Министерство экономики в ее проведении, правительство в целом, далеки от ожиданий деловой среды.  
– По прошествии лет в ходе регулирующей реформы были исключены отдельные слабые звенья. Сегодня уже никто не жалуется на то, что существуют трудности при регистрации предприятия. Очередной этап, которым мы занялись, это лицензирование. В целом мы оптимизировали лицензионную систему, сократили на треть виды лицензированной деятельности, процедура лицензирования определена законом с целью избежания двусмысленности. В настоящее время занимаемся электронным лицензированием. Дела в области лицензирования обстоят более-менее хорошо. Но мы заметили, что при сокращении на треть количества видов лицензированной деятельности отдельные учреждения ввели вместо этого авторизации, заключения, другие разрешительные документы. Поэтому был принят рамочный Закон об авторизации, который устанавливает при выдаче авторизаций те же принципы, что и при лицензировании. Министерство экономики разработало законопроект, в соответствии с которым положения рамочного Закона об авторизации переносятся во все секториальные законы. Одновременно был принят Закон об едином окне.
Есть еще один участок, с которым нам следует считаться: международные классификации – Doing Business, классификация экономической свободы, Индекс глобальной конкурентоспособности. Может быть, они не полностью отражают положение дел, но  являются своего рода зеркалом. Когда потенциальный инвестор хочет принять инвестиционное решение, он изучает эти классификации. Мы будем работать для улучшения показателей в этих классификациях. Но и в данном случае необходимо сотрудничество между учреждениями.
– Что еще должна предпринять республика, чтобы стать привлекательной для местного капитала и в особенности для иностранных инвесторов?
– Молдова должна предпринимать то, что обозначено в документах о политиках. Изменение парадигмы экономического развития означает создание очень хорошей деловой среды, которая позволила бы привлечение иностранных и местных инвестиций, увеличение количества сделок с упором на производство товаров и экспортные услуги – вот это и есть модель. И тут мы возвращаемся к тому, о чем мы уже говорили: Молдова должна отличиться, она должна быть на голову выше в том, что касается инвестиционной деятельности, она должна быть среди первых 10-15 стран в классификации Doing Business Всемирного банка относительно деловой среды и в других мировых и европейских классификациях. Повторюсь: все государственные учреждения должны работать для улучшения деловой и инвестиционной среды. Концепция должна быть одна: государство находится на службе предпринимателя и гражданина.
– Удалось ли убедить лиц из центрального и местного публичного управления в том, что единственным шансом для Молдовы могло бы стать сокращение зависимости от импорта энергетических ресурсов?
– На последних заседаниях правительства были приняты все необходимые нормативные документы для работы Фонда по энергетической эффективности (ФЭЭ). В то же время мы поработали и со всеми районными советами, чтобы они назначили, в соответствии с законодательными положениями, энергетических менеджеров – по одному в каждом районе и городе. За незначительными исключениями, эти лица уже приняты на работу.
Что касается менталитета, он меняется. Частный сектор даже опередил публичный, поскольку не стал ждать денег из ФЭЭ, а внедрил программы энергетической эффективности, финансируемые ЕБРР и другими донорами.
Наша цель состоит в том, чтобы к 2020 году увеличить производство энергии за счет альтернативных источников до 20% от уровня потребления, а другие 20% надеемся получить за счет реализации проектов энергетической эффективности.
– Каким может быть настоящее экономическое событие 2012 года и какие события ожидают нас в 2013-м?
– К сожалению, экономическое событие 2012 года довольно печальное – это разрушительная засуха. Но оно очень важно с точки зрения уроков, которые мы должны усвоить. Идеи есть и у правительства, и у Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности, и у Академии наук – необходимо только сотрудничать. Международные финансовые учреждения помогут нам, так как вопрос климатических изменений носит глобальный характер.
Если же говорить о положительных событиях, то полагаю, что запуск промышленности по производству энергии за счет альтернативных источников – я имею в виду биомассу, которая, по всей видимости, стала набирать обороты, – можно считать экономическим событием.
Мария Трифан

Pan.md
0